Лучший педагог года

Инновационный проект «Одаренные дети»

Альшанова Зухра Кафаровна
Инновационный проект «Одаренные дети»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №30 «Улыбка»

Инновационный проект «Одарённые дети»

2017 г.

Содержание

1. Паспорт проекта… 3- 6

2. Актуальность проекта… 7-10

3. Выявление цели и задач…11-13

4. Направления работы…14

5. Этапы и пути реализации проекта…. 15-21

6. Выводы и результаты…22-24

2. Актуальность проекта

Публикация «Инновационный проект „Одаренные дети“» размещена в разделах

Одаренность - конечно, дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность - это огонь. Не гаси, поддержи его, слышишь? Одаренность - пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный - философ и шут, В общем, трудный еще ребенок.

Мы заметили, что в группе присутствуют дети, которые отличаются остротой мышления, наблюдательностью, развитой памятью, выраженной и разносторонней любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли и проявляют исключительные способности. Мы посчитали необходимым выделить работу с одарёнными детьми в отдельное направление педагогической деятельности. Занялись проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми. Для каждой возрастной группы систематизирован материал по работе с одаренными детьми : создана папка «Одаренный ребенок», где составлен список детей, на основании анкетирования, определены направления «одаренности», составлен перспективный план.

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей. Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым. Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?

Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет. В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными.

Типичные черты одаренных детей

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

- высоко развитая любознательность, пытливость;

- способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

- раннее развитие сенсорных способностей;

- оригинальность суждений, высокая обучаемость;

- стремление к самостоятельности.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.

Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Здесь возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности?

Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Одаренность ребенка нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. В настоящее время я вместе с педагогами нашего дошкольного учреждения, с семьей ребенка, поддерживаем смышленого и любознательного малыша, создаем условия для развития способностей, дарованных природой. И, возможно, одаренных детей станет больше.

3. Цели и задачи

Гипотеза

Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом выявления и развития детей с признаками одаренности, предоставление возможности для творческой деятельности и самореализации личности ребенка, будет способствовать достижению высоких результатов в творческом развитии детей, их успешной адаптации и обучению в школе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, но и в дальнейшем к жизни.

Постановка проблемы

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Предметом является: выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Концепция проекта.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей ребенка.

Цель проекта :

обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования. Повышение профессиональной компетентности педагога в работе сдетьми с признаками одаренности.

Задачи:

1. Формировать мотивацию педагогов на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности.

2. Совершенствовать систему выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, их специальной поддержки.

3. Способствовать обогащению и индивидуализации предметно - развивающей среды ДОУ.

4. Обеспечить эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.

5. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности.

6. Создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.

7. Подкрепить мотивацию родителей детей с признаками одаренности на объединение усилий по развитию творческого потенциала детей.

8. Организовать взаимодействие с социумом с целью дальнейшего развития активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности :

-непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

-признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

-бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

-защита интересов ребенка;

-индивидуальный путь развития ребенка;

-учет специфики возрастного и индивидуального развития;

-принцип диалогичности;

-принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;

-принцип построения развивающей работы на основе диагностики;

4. Направления работы

Основные направления проекта :

- разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности;

- создание системы психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка;

- освоение современных педагогических технологий работы с одаренными детьми;

- обобщение и распространение педагогического опыта;

- просветительская и партнерская работа с родителями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

5. Этапы и пути реализации проекта

Этапы работы с одаренными детьми :

Организационный этап

Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомились с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

1 этап. Первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

- анкетирование родителей и воспитателей, с целью выявления одаренных детей;

- опрос специалистов ДОУ;

- анализ полученной информации;

- дополнительная психолого-педагогическая диагностика одаренных детей;

- разработка индивидуальных карт развития одаренного ребенка.

Диагностический инструментарий. Используемые методики:

С детьми:

1. Тест креативности П. Торренса «Дорисуй фигуры»

2. Тест Векслера. диагностика структуры интеллекта (детский вариант)

3. Методика В. С. Юркевич «Дерево желаний»

4. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская) .

С педагогами:

1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» В. С. Юркевич

2. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников (ЛОСЕВА А. А.)

4. Экспрес–анкета «Одаренный ребенок»»

3. Анкета профессиональной позиции педагога как воспитателя (самооценка)

С родителями:

1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн

2. Методика «Определение склонностей ребенка»

2 этап - представляет собой прохождение трех модулей:

Работа с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования.

1. Наблюдение во всех видах деятельности.

2. Выявление уровня способностей по методике А. И. Савенкова «Детская одаренность- развитие средствами искусства»

3. Модифицированная диагностическая методика Н. А. Лепской «Диагностика сформированности художественно-творческих способностей».

4. Методика «Карта одаренности»

5. Одарённых детей условно разделили на 4 группы (по Б. М. Теплову) :

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

-дети с высоким уровнем творческих способностей

- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся (академическая одаренность).

Формы работы с одаренными детьми :

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- конкурсы, викторины, соревнования;

- занятия в кружках, учреждениях дополнительного образования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

- опытно-исследовательская деятельность.

Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.

1. Изучение педагогами проблемы работы с одаренными детьми. Определение специфики и основных направлений.

2. Методические материалы в помощь педагогам.

3. Педсовет «Особенности развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности

4. Консультация для педагогов «Выявление и развитие детских талантов и одаренности»

Формы работы с педагогами:

- педагогическое проектирование;

- открытые показы, семинары-практикумы.

Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка

Модель работы с семьей

1. Информационно-аналитическое направление. Реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных. Предполагает решение педагогических задач:

- выявить интересы и предпочтения родителей;

- выявить уровень их осведомленности в вопросах образования и воспитания детей;

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические собрания. Основной задачей этого направления работы с семьей является: повышение компетентности родителей в вопросах по развитию одаренности ребенка.

3. Наглядно-информационное направление. Реализуется в подборе информации и оформления папок передвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с содержанием работы которая ведется в группе, а так же узнать о формах и методах развития одарённости в условиях семьи.

4. Мы разработали пошаговую модель взаимодействия воспитателя и родителей в решении задач активизации потенциальных возможностей ребенка:

-Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться.

-Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.

-Установление общих требований к поведению ребёнка.

-Упрочение сотрудничества в достижении общих целей.

-Реализация достигнутых договорённостей.

-Реализация единых педагогических возможностей.

5. Индивидуальные консультации психолога;

6. Детско-родительские проекты.

7. Анкета «Как развита фантазия Вашего ребенка»

3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка в ДОУ.

• предоставить ребенку место исключительно для его занятий;

• предоставить ребенку возможность строить его собственные планы и принимать решения;

• снабжать ребенка книгами и материалами для его любимых занятий;

• внимательно относится к индивидуальным потребностям ребенка;

• разрабатывать практические эксперименты, чтобы помочь ребенку побольше узнать;

• в течение дня предоставлять ребенку больше свободного времени для собственных дел.

Эффективным приемом для повышения активности в самостоятельной деятельности, развития интереса к окружающему является прием «Полочка необычных вещей», «Полочка умной книги», «В гостях у профессора», которые способствуют ребенку активизировать поиск информации в процессе самостоятельного изучения литературы, в процессе взаимодействия со взрослым и детьми. В свободной деятельности детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Эффективным приемом является чтение художественной литературы, проигрывание этюдов, драматизация сказок.

Важно создать необходимые условия для проявления одарённости ребёнка не только на уровне группы, но и на уровне общественной жизни детского сада. То есть его участие во взрослой жизни с единомышленниками. Выводим ребёнка на тот уровень, где он может развивать свои способности на равных со взрослыми. Применять различные пути вовлечения родителей в процесс обучения их детей, и оказании помощи в процессе взаимодействия с ребенком. Эффективными приемами работы являются совместные организации персональных выставок ребенка, совместные выполнения домашних заданий. Целенаправленно создаваемая среда для одаренных детей в интегративном воспитательном пространстве на основе личностно-ориентированного подхода может рассматриваться как самостоятельное звено развивающей системы, позволяющее выявлять, учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Одаренность Ярко выраженная Скрытая

Академическая одаренность 15 5

Коммуникативная одаренность 5 3

Психомоторная одаренность 5 2

Творческая одаренность 20 5

На втором этапе выделилипризнаки одаренности в зависимости от предпочитаемой деятельности:

Одаренность Составляющие Количество детей

Академическая одаренность Мотивационно-личностные характеристики 12

Способности к обучению 8

Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность 3

Лидерская одаренность 5

Психомоторная одаренность Спортивная одаренность 2

Хореографическая одаренность 5

Творческая одаренность Литературная одаренность 5

Вокальная одаренность 5

Художественная одаренность 15

Для снижения вероятности ошибки, которую можно допустить в

оценке одаренности ребенка промежуточный мониторинг развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей дошкольника, выявления способностей и одаренности, нами запланирован на февраль 2019 года.

6. Выводы и результаты

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

по проведению мониторинговых исследований, разработке

индивидуальных траекторий развития детей с признаками

одаренности.

2. Создание банка данных детей с признаками одаренности.

3. Овладение педагогами образовательными технологиями

работы с детьми с признаками одаренности.

4. Создание индивидуализированной предметно-развивающей среды в

группах ДОУ.

5. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа

таких детей.

6. Повышение уровня индивидуальных достижений детей

в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Реализация творческого потенциала.

7. Объединение усилий педагогов и родителей для развития

способностей детей, создание атмосферы общности интересов.

8. Успешная социализация детей с высоким уровнем развития творческих

способностей в социуме.

9. Повышения имиджа ДОУ в глазах родителя

10. Повышения имиджа ДОУ в городе

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам, либо в процессе индивидуализированного образования. Работа по проекту дает свои результаты. Анализ реальной ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно- образовательную деятельность. В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках и студиях: Кружок «Умелые руки»,кружок по изодеятельности «Юный художник»,Театральная студия «В гостях у сказки»», литературный кружок, хореографический кружок «Улыбка», физкультурный кружок «Маугли». В результате нашей совместной деятельности произошла активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысился профессиональный уровень педагогов. Воспитатели ведут целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявляют признаки одаренности, и тем самым помогают родителям создать все необходимые условия для развития таких детей. Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на мой взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показала, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность — это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии.

Мы через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, аукционы, досуги, оказываем им помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей. Взаимодействие с социумом – позволяют показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня. Талант — присущие от рождения определённые способности, и ястараюсь раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем. Вместе с тем были выявлены противоречия между:

•разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых т теоретических подходов и методов к их раскрытию;

•возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;

•необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;

•стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником. На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.

Исходя из этого, мы, будем продолжать работу по разработанному проекту, создавая условия для реализации и развития творческого потенциала одаренных дошкольников.

Публикации по теме:

«Содружество детского сада и семьи». Инновационный проект «Содружество детского сада и семьи – инновационный проект» Структура практической проектной работы 2. Краткая аннотация проекта Семья и.

Инновационный проект «Витамины на окошке» (подготовительная к школе группа) Проект: краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 1 месяц. Участники проекта: -дети подготовительной.

Инновационный проект «Родительский патруль»Инновационный проект «Родительский патруль» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Родительский патруль» тематика: развитие социально – коммуникативных способностей название проекта: «Родительский.

Инновационный проект «Эффективность комплексного применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» ПРОГРАММА I этап – Организационный (сентябрь – октябрь 2016 г.) Цель: Создание условий для комплексного применения здоровьесберегающих технологий.

Консультация для педагогов «Одаренные дети в детском саду и в семье» ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ Одаренные дети – это особенные дети. Каждый одаренный ребенок уникален во всех своих проявлениях,.

Видео «Инновационный проект «Мы вместе» Содержание инновационного проекта "МЫ ВМЕСТЕ" дошкольной образовательной организации Направление реализации проекта: повышение качества.

Проект «Одаренные дети» КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ПАО «ЛУКОЙЛ» НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Духовность и культура.

Инновационный проект для детей 6–7 лет «Огород на окне» Инновационный проект на тему: «Огород на окне» образовательная область «Познавательное развитие" подготовительная к школе группа.

Инновационный проект «Моя Родина — Россия» Тема проекта: «Моя родина - Россия» Составитель проекта: Т. Я. Корочкова Участники проекта: дети старшей группы База исследования проекта:.

Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ Проект по экологии «Эколята – дошколята» или практическая (прикладная) экология для дошкольников. Воспитатель 1 квалификационной категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Одаренные дети»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 14:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД