Переяслова Татьяна
Интерактивные упражнения как средство автоматизации звуков детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших и сложно решаемых задач компенсации речевых нарушений детей с тяжелыми нарушениями речи является автоматизация поставленных звуков.
Это и в самом деле трудная для ребенка работа – не только научиться произносить звук правильно (а это значит овладеть верным положением губ, языка, заучить артикуляционную позу, но и вставлять его в слова (верно находить место звука, переключать артикуляцию, пользоваться нужным звуком в речи, что возможно только при полной автоматизации звука, выработке нового условного рефлекса, согласованной работы дыхания, голоса, артикуляции, развитой речеслуховой памяти, зрелым уровнем самоконтроля и хорошо развитым фонематическим слухом.
Публикация «Интерактивные упражнения как средство автоматизации звуков детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Как вызвать у ребенка положительную мотивацию к осознанной работе по автоматизации поставленного звука? Для этого у педагога есть замечательный инструмент – игра. В пространстве игры образовательная задача трансформируется в игровую - значимую и интересную для ребенка.
Наряду с традиционными словесными, настольно – печатными, сюжетно – ролевыми, подвижными играми, направленными на автоматизацию поставленных звуков, очень эффективны игры и игровые упражнения с использованием средств мультимедиа и интерактивной доски. Популярные методики, такие как логоритмику, мнемотехнику с наглядными мнемотаблицами, логосказки - эффективно воплощать в том числе и при помощи создания на их основе интерактивных игр и упражнений.
Как становление речи ребенка идет по направлению звук-слог-слово-предложение, так и использование игровых методов в работе у меня, как воспитателя коррекционной группы, начинается с упражнений по автоматизации изолированного звука и проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации. Далее следует автоматизация звука в слогах, работа эта проходит строго по рекомендациям логопеда, занимающимся с детьми, так как носит специфический и индивидуальный характер. Обычно от индивидуальных особенностей зависит длительность упражнения, вариация сочетаний слогов, а также длительность проработки с ребенком упражнений на данном этапе и переход на следующий этап - автоматизации звука в словах. Соответственно по такому же принципу осуществляется переход на этап автоматизации звука в предложениях. На каждом этапе разрабатываются разные методы интерактивности и осуществляется подбор готовых мультимедиа средств.
На примере автоматизации звука Л, раскрою чуть подробнее особенности работы: по рекомендации логопеда после постановки им звука, разрабатываются самостоятельно или идет подборка готовых интерактивных средств автоматизации. Известно, что изолированный звук «Л» - ассоциируется со звуком летящего самолета. На основе Презентации PowerPoint мною был подобран фон неба и клипарт самолета, далее задается анимация – путь перемещения, прямой или по кривой. Ребенку дается задание: пока летит самолет, необходимо четко и долго произносить звук Л. Обычно в практике у детей вызывает напряжение задания на автоматизацию, так как оно требует точных движений языка, концентрации на положении всего артикуляционного аппарата: понять, насколько важно автоматизировать правильное произношение, в дошкольном возрасте непросто. Игровое интерактивное задание, с вариациями позволяет снять проблему мотивации, ребенок работает над чистотой своей речи «играючи».
Создание мотивации детей с помощью интерактивной игры, направленной на активную самостоятельную детскую деятельность для получения результата и повышение качества образовательного процесса проходит успешно и при автоматизации звука в слогах. Вашему вниманию представлены чистоговорки в интерактивных упражнениях.
Ла - ла - ла - собирает мёд … пчела. – проговаривает ребенок, четко проговаривая и выделяя звук Л, пока пчела на экране облетает цветочки.
Ло - ло - ло - есть у белочки … дупло. После скороговорки ребенок нажимает курсором на белочку, и она пропадает – прячется в дупло.
Лу - лу - лу - стол стоит … в углу. Также по нажатию курсора стол увеличивается в размерах.
Лой - лой - лой - пилили мы … пилой. Во время произнесения скороговорки пила начинает двигаться – пилить.
Ел - ел - ел - на берёзу дятел … сел. Интерактивность заключается в движениях дятла по стволу дерева.
Ул - ул - ул - у нас сломался … стул. и т. д. После произнесения скороговорки, по нажатию курсора стул становится целым.
Такие незамысловатые и доступные для создания интерактивные упражнения являются очень эффективными, так как дети выполняют их с удовольствием и больше стараются в чистоте произношения.
Автоматизацию в словах раскрою на примере интерактивных улиток. Ребенок, начиная от центра раковины называет слова, при помощи эффектов – увеличения или вылета - картинка выделяется а затем исчезает картинка по щелчку курсора, что позволяет сконцентрировать внимание дошкольника на следующем слове. Логопедическая задача остается неизменной: четко и правильно произнести звук в слове. Меняется лишь способ взаимодействия с учебным материалом и его внешний вид.
Автоматизация звука в предложениях и тексте отрабатывается как на самостоятельном воспроизведении текста сказок при восстановлении правильной последовательности событий «Расставь по порядку», так и при проигрывании отдельных фрагментов сказок, рассказов по заданию педагога: причем интерактивный экран может играть роль сцены, смены декораций, что также позволяет поддерживать интерес ребенка на высоком уровне. Речевой материал совместно с логопедом подбирает воспитатель. Например, Ребенок воспроизводит песенку колобка, выделяя звук Л :
«Колобок-колобок, я тебя сьем»
А артист в роли Колобка также в игре-драматизации автоматизирует произношение Л :
«Я Колобок, Колобок
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
И покатился».
Работая в коррекционной группе, находясь в живом потоке педагогического процесса, где ситуация коррекции речи каждого ребенка постоянно меняется, я сделала вывод, что для эффективности педагогической работы воспитателю просто необходимо иметь в арсенале умение быстро создать ситуативную, актуальную индивидуальную игру с речевым материалом, особенно если настроение ребенка и мотивация к выполнению речевого задания отрицательные по какой-либо причине. Рекомендации родителям по закреплении звука дома, также удобно давать с опорой на наглядность и доступность материала в любое удобное для родителя время. Поэтому для работы по автоматизации каждого звука я использую комплекс авторских интерактивных игр и упражнений, а также готовые интерактивные плакаты и интерактивные игры в сети интернет. Хочу кратко вас с ними познакомить.
Логозаврия – сайт как для школьников, так и для дошколят, где в увлекательной сюжетной форме помощи и приключений с дракончиком Логошей ребенок может познакомиться со звуками и буквами и поиграть с ними, найти их в словах, в схемах, поупражняться в их письме.
Прекрасный сайт Игробуквотека, на котором имеются доступные дошколятам игры и упражнения. Ребенок тренирует произношение сложных звуков на новом материале, в игровой форме: «Какие буквы спрятались за забором?», «Покатаемся на горках» и многие другие задания.
Сайт Мерсибо с развивающими играми, в том числе на звукопроизношение и звукосложение потребует регистрации, но также станет хорошим помощником в работе с дошкольниками.
Один из любимых ресурсов LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений, богатый ресурс, имеется огромная коллекция готовых упражнений и игр, размещенная по разделам. Здесь можно не просто найти по каталогу нужное упражнение, но и по его шаблону создать собственное. Сайт располагает удобным конструктором для создания интерактивных игр, которые с помощью активной гиперссылки можно разместить у себя в личном блоге, на страничке сайта детского сада и т. д.
Самый важный интернет-ресурс – мой собственный блог «Букварята», где я размещаю как готовый, так и авторский материал. Как известно в работе над звукопроизношением участниками педагогического процесса являются не только логопед, воспитатель и дети, но также и родители. Оказалось, что с учетом современной занятости родителей, все также Мотивация – основная проблема в выполнении заданий логопеда, в обеспечении преемственности работы детского сада с нахождением ребенка вне учреждения. Как донести информацию до родителя, как заинтересовать его в выполнении игрового задания. Тем более, что бумажный ресурс – распечатанные пособия, карточки и картинки имеют свои ограничения и не всегда могут предоставиться родителю на дом за пределы логопедической группы. Блог отлично решает эту проблему.
Блог позволяет вести педагогическую работу по принципу «Всегда под рукой». Ведь я могу создать новый материал, разместить игру в домашних условиях, а, придя на работу, открыть материал на ноутбуке и высветить его на интерактивной доске на занятии с воспитанниками. Блог позволяет видеть сколько просмотров у того или иного материала, чтобы сделать вывод, интересен ли он в использовании. Продвинутые родители оставляют на страницах блога под материалом свои отзывы, и даже те, кто пишет в ватсапе, также часто дают обратную связь, из чего я делаю выводы, что работа была проведена, да еще и с интересом, увлеченностью.
Полученный мною опыт активного использования в автоматизации звуков детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволяет сделать выводы, что грамотное использование средств мультимедиа делает материал доступным для восприятия не только через слуховые, но и зрительные анализаторы, существенно расширяет методы и приемы при работе над автоматизацией звуков, придает современный вид этой работе. Повышение мотивации детей, а также и родителей, подбор и создание игры, упражнения «под ребенка», под его особенности речи, тесное взаимодействие с ведущим учителем-логопедом не оставляют сомнение в эффективности и целесообразности использования средств мультимедиа, как педагогического средства. Стоит лишь напомнить, что в использовании данного средства необходимо соблюдать чувство меры и принципы здоровьесберегающего обучения.