Анна Сюваткина
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование «В природе все взаимосвязано»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды деятельности:коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области:социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Задачи: Формирование у детей представления о живой и неживой природе.
Расширять и углублять познавательный интерес детей, закрепить знания о диких животных, птицах.
Развивать навыки, устанавливать причинно-следственные связи различного характера.
Публикация «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование „В природе все взаимосвязано“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:Чтение и заучивание с детьми стихотворений о природе, рассматривание иллюстраций о природе и решение проблемных ситуаций, оформление выставки рисунков на тему «Природа» с детьми.
1 этап: способствуем формированиюу детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Дети сидят на паласе, играют. Вдруг раздаётся чей то шелест, шуршание.
Дети прислушиваются. Всё успокаивается, Дети продолжают играть. Шуршание становится ещё громче. Воспитатель с детьми оборачиваются и видят, что на полу разбросаны листья с разных деревьев, а под ними – следы животных и птиц.
Воспитатель: Кто же к нам в окно залетела и след оставила?
Что она нам принесла?
Воспитатель:Давайте соберем осенний букет, только берите листья, если вы знаете с каких они деревьев и их названия. (дети собирают листья называют и ставят в вазочки)
Воспитатель: А под листочками следы, чьи они вы знаете? Молодцы, правильно определили.
Ребята смотрите ещё один след, он не похож не на один след животного?
(дети рассматривают и предполагают)
Может быть и так. Ещё предположения есть
Осень к нам пришла.
Следы, разноцветные листочки.
(Дети собирают листья, называя названия деревьев-берёза, клён, ива, орех, липа, рябина, толь.
Дети рассматривают и называют- леса, волк, заяц, медведь, белка.
Кто-то пошутил и нарисовал палочки, дорожки три, прополз паук и оставил следы.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель: Ребята смотрите след не один, и они ведут куда то. Давайте пойдём по этим волшебным следам и узнаем, что они скрывают и куда приведут.
-Подчеркнули правильно. Молодцы.
Воспитатель:Ну что отправляемся?
Дети идут по следам и подходят к макету. На макете стоят деревья, а на одном из деревьев сидит «Сова»
Воспитатель: Так чьи это следы? И к кому они привели?
-Я вами горжусь. Ответ дали правильный.
Воспитатель:На дереве сидит сова, может она знает, что за переполох в лесу: «Совушка – сова, умная голова, подскажи нам, что случилось в лесу?»
Сова: А вы вспомните, какое сейчас время года? и сами все поймете.
Воспитатель обобщает ответы : значит, вся природа готовится к встрече зимы.
Воспитатель: А что означает слово «природа»?
- А как отличить живую природу от неживой, что относится к живой и что к неживой природе?
Воспитатель обобщает предположения детей - все живые существа или организмы: дышат, питаются, развиваются или растут, приносят потомство и умирают.
Я предлагаю вам разделиться на 2 команды – знатоков живой природы, у которых будут отличительные зеленые фишки и знатоков неживой природы с фишками красного цвета. Команда с зелеными фишками выбирает картинки с изображением живой природы и наклеивает на маленький круг, а команда с красными фишками выбирает картинки с изображением неживой природы и наклеивает на большой круг.
Дети выполняют задания, по окончании проверяют правильность выполнения работы, стараются обосновать свой выбор.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, могут ли эти 2 мирка существовать друг без друга?
Правильно. Значит всё взаимосвязано между собой.
Воспитатель накладывает маленький круг на большой и скрепляет их так, чтобы можно было их вращать.
- Давайте проверим, например, чтобы существовали рыбы (живая природа, нужно, чтобы было море (неживая природа). А что нужно, чтобы существовали цветы? (Воспитатель вращает круги и ищет зависимость живой и неживой природы).
- Хотите я вам расскажу экологическую сказку про котенка, которую составить поможете мне вы сами.
Но прежде чем начну сказку приглашаю на зарядку.
Солнечным осенним днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки,
Вот хорошая тропинка. (Ходьба на месте.)
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле. (Руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх.)
Вот подул веселый ветер.
Закачались тут же ветки. (Взмахи руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Вправо – влево, взад – вперед,
Так деревья ветер гнет. (Наклоны в стороны.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Ежевику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Приседания.)
Полные несем лукошки
По знакомой по дорожке. (Ходьба на месте.)
Отдохнули, посвежели
И за стол мы снова сели. (Дети садятся за столы.)
Мы пойдём тихо, чтобы не испугать неизвестного.
Да
Это птица и её следы. Дети перечисляю названия птицы и дают правильный ответ –Сова
Осень
Ответы детей- это цветы и бабочки; зелёные деревья; птицы и вода; земля и камешки; море,поляна с травой и т. д.
Обобщая ответы дети приходят к мнению, что природа делится на живую и неживую)
Живая природа зелёная;
Птицы летают и поют; цветы расцветают.
Неживая природа камни, песок, ветер, дождь, солнце, небо.
Может могут; Растение без воды существовать не может оно засохнет и пропадёт; а птицы в небе летают; рыбы в воде плавают и т. д.
Цветы это живая природа
Им нужно –земля и вода
Правильно.
Садитесь и слушайте: однажды природа изобрела маленького котенка (воспитатель показывает игрушечного котенка) и налюбоваться на него не могла, такой он был красивый, веселый, пушистый, озорной. Он прыгал, бегал, играл, веселился, но почему-то вскоре стал грустным, все время мяукал. «Что ему нужно?» - думала природа.
- Ребята, а вы бы смогли ему помочь, почему он загрустил, как вы думаете?
- Да, - продолжает воспитатель,- но где его взять, думала природа, нужно было придумать(, но корова не давала молока, потому что ей нужна была(, но трава не могла расти без(, а чтобы трава была сочной, нужен () чтобы землю согревало солнце, поливал дождик, чтобы земля стала плодородной, ей нужны различные живые организмы: червячки, муравьишки. Рассказывая сказку, воспитатель поочередно выставляет соответствующие игрушечные персонажи). Вот такая у нас получись сказка.
А вы хотите нарисовать природу?
Предположения детей – ему захотелось есть, он маленький, ему нужно молочка.
У коровы
Трава
Земли
Дождь и солнышко
Правильно.
Да хотим
-Прежде чем рисовать, предлагаю немного потренироваться – сделать набросок своего рисунка, пока понарошку, на спине товарища! Заодно разомнем свои пальчики и сделаем приятное друг другу! Как вам такая идея?
-Для этого нам нужно встать «паровозиком» так, чтобы последний «вагон» смог дотянуться до спины первого, то есть в круг.
-Получилось? Я кладу свои руки на спину и аккуратно начинаю делать набросок своего рисунка. Вы можете делать точно так же.
(звучит приятная инструментальная музыка). В случае, если дети заинтересуются предложением:
-Отлично, я уверена, вам понравится!
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей
-Мне кажется, мы готовы. Приглашаю вас в художественную мастерскую (на столе приготовлены белые листы бумаги для каждого ребенка и воспитателя.
палитры с краской на отдельном столе, карандаши, цветные мелки, кисточки, фломастеры, маркеры.
-Ребята, у каждого из вас есть лист бумаги и разнообразие красок. Ими можно рисовать. На этом столе также есть предметы, которые помогут вам воплотить свой замысел. Выбирайте, что вам нужно и оформляйте свои рабочие места.
При необходимости, воспитатель поясняет назначение предметов и дает советы.
Я бы хотела показать вам некоторые секретные приемы работы. (воспитатель на своём листе бумаги демонстрирует технику работы с маркерами и краской, трафаретами.)
-Желаю вам интересной творческой работы!
(самостоятельная изобразительная деятельность детей)
Что это будет? Какая у тебя идея? Где ты расположишь это? Как ты хочешь это украсить? -
Необычно, Как забавно Мне очень нравится, Хорошая идея!
-Ребята, для тех, кто заканчивает, я напоминаю, что у хорошего художника рабочее место всегда в порядке. Для этого у вас есть влажные салфетки и мусорное ведро!
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Ребята, как хорошо нам существовать вместе с живой и неживой природой.
Вы изобразили в своих рисунках. Сейчас вы оставляете рисунки на столе и подходите ко мне.
Я предлагаю вам сесть на полянку (ковер) и послушать звуки природы.
(Дети слушают аудиозапись «Звуки природы») Сколько прекрасного можно увидеть вокруг: любоваться красотой осеннего леса, летом – купаться, загорать, любоваться разноцветными цветами, наблюдать за насекомыми, а сколько удивительных минут доставляет нам общение с животными. Но все ли так прекрасно, надо ли быть осторожными при общении с природой, подстерегают ли нас там опасности?
Давайте поиграем с вами в игру «Опасно – не опасно» (игра ТРИЗ, дети называют, что безопасно и где могут таиться опасности в природе).
Подведение итога занятия.
Теперь мы знаем, что живая и неживая природа друг без друга не сможет быть.