Ольга Павловна Громыко
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты мёда»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию исследовательскую работу, которую мы провели вместе с детьми и защитили на городском конкурсе "Я-исследователь".
Исследовательская работа
«Секреты мёда»
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Секреты мёда“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
В нашем детском саду, на полдник, часто дают мёд. Он очень сладкий и вкусный. Мы спросили у воспитателя, откуда он берется? Она ответила на наши вопросы. Оказывается, чтобы сделать мед, пчелам необходимо очень много трудиться. Но вопросов стало еще больше. Так как у наших дедушек есть свои пасеки с пчелами, нам захотелось узнать о мёде у них, и мы решили провести свое исследование.
Тема: «Секреты мёда»
Вопросы (проблемы) :
1. Как и из чего пчелы делают мед?
2. Почему мед бывает разного цвета?
3. Почему мед полезный?
Мы подумали, и предположили, что (гипотезы)
1. Возможно, у пчёл в их домиках маленькие заводы по производству мёда.
2. В мед добавляют различные краски.
3. Мед полезный, потому что в нем находится много витаминов.
В нашем исследовании мы использовали следующие методы:
- подумали самостоятельно;
- узнали у своих дедушек;
- опросили своих друзей в группе;
- взяли интервью у мед. сестры детского сада;
- узнали из книг;
- посмотрели картинки в сети Интернет.
- провели опыты;
Сбор материала:
Прошлым летом я приехала к дедушке Михаилу Борисовичу на дачу, возле Ласточки, и увидела интересные маленькие домики. Хотела подойти, но дедушка мне не разрешил. Я спросила: «Почему нельзя?», а он мне ответил: «В тех домиках живут пчелы и без защитного костюма к ним подходить опасно». Если честно, я немного испугалась и больше не стала подходить к ним близко.
А сейчас, начав наше исследование, пошла к дедушке. Вот что он мне рассказал: «Мед получается из цветочного нектара. В древние времена нектар называли "душой цветков". Представляете, какой он сладкий и красивый.
Пчела садится на ароматный и красивый цветок и берет с него своим хоботком крошечную капельку нектара. Нектар смешивается со слюной пчелы, и он превращается в мед, как говорит мой дедушка - происходит "волшебство".
Возвратившись в улей, эта пчела передает свою капельку нектара пчеле-приемщице. Каждая пчела в улье выполняет свою работу. Есть пчелы «уборщицы» – они следят за чистотой, «кормилицы» – обеспечивают матку специальным маточным молочком, есть «няньки»- кормящие личинки, «строители». Дальше пчелы убирают из этой капельки нектара лишнюю воду - они машут крылышками и подсушивают будущий мед. Если в этот момент побывать на пасеке, то можно услышать непрерывное гудение. А какой аромат разливается вокруг. Чтобы собрать литр меда, пчеле нужно облететь около миллиона цветков.
Затем пчелка складывает мед в специальные дырочки, их называют сотами, пчелы плотно закрывают соты тонкими крышечками из воска. После этого пчеловоды уже знают – мед готов! А чтобы мед хранился долго, пчелы добавляют туда маленькую капельку своего лечебного яда. Таким открытием я поделилась со своими друзьями.
А у моего дедушки Василия Ивановича пасека находится в п. Бамбучки. Эта пасека досталась ему еще от прапрадедушки, который один из первых начал заниматься пчеловодством на Сахалине. Про это написано даже в книге, она очень старая и в ней описывается история Сахалина. На мой вопрос «Почему мед бывает разного цвета?» - он мне ответил, что цвет меда может быть от очень светлого, почти белого, до темного коричневого. Это зависит от времени года, когда пчелы собирали мед и от растений, с которых его собирали. Есть много видов меда: липовый, цветочный, гречишный и др.
Мы спросили у своих друзей «Полезный мед или нет?». Половина детей сказали, что мед вредный – потому что он сладкий, а от сладкого портятся зубы. Половина детей уверены, что мед полезен, потому что – он вкусный, а от вкусного становится хорошее настроение. Медицинская сестра в детском саду рассказала нам, что мед очень полезен для детей, потому что в нем содержатся много нужных нам веществ и витаминов. Мед помогает нам лучше расти и не болеть. Рассказала, что детям, мед лучше кушать с кашей, фруктами, чаем. В день достаточно 1-2 чайные ложки. Но полезен только настоящий мед!
Поэтому мы решили проверить, какой мед мы кушаем в детском саду. Из книг и Интернета мы узнали, какие опыты можно провести, чтобы определить настоящий он или нет. Попросили воспитателя провести с нами опыты вместе с нашими друзьями. Взяли на кухне немного меда и вот какие опыты мы провели :
Опыт № 1 «С медом и ложкой»
Если набрать мед ложкой, и последняя капля подтянется к ложке, значит мед – настоящий.
Вывод: В результате исследования последняя капелька подтянулась к ложке – мед настоящий.
Опыт № 2 «С мёдом и шариковой ручкой.
Нужно размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что-нибудь шариковой ручкой. Если мед настоящий, то черта не растекается.
Вывод: В результате исследования черта от ручки не растеклась – мед настоящий.
Опыт № 3 «С медовой водой и йодом.
Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий.
Вывод: В результате исследования вода стала просто темнее оттенком, не посинела- мед настоящий.
Опыт № 4 «С мёдом и кусочком хлеба.
Если в мед на некоторое время положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед.
(Этот опыт мы решили провести каждый отдельно и определить, какой мед у каждого из нас дома.)
Вывод: Мед бывает ненастоящим, потому что у некоторых детей хлеб дома не затвердел.
Выводы по исследовательской работе:
Таким образом, ответив на свои вопросы, мы сделали выводы:
1. Пчелы делают мед из нектара цветов, а живут они семьями - каждая в своем улье (домике).
2. Мед разного цвета потому что пчелы собирают нектар в разное время и разных цветов (поздней весной, в середине лета, ранней осенью).
3. Мед полезный, потому что в нем находятся нужные нам вещества и витамины.
Следовательно, в процессе нашего исследования, подтвердилось предположение 3 «Мед полезный, потому что в нем находится много витаминов».
Предположение 2 - «Возможно, у пчёл в их домиках маленькие заводы по производству мёда» - подтвердилась частично.
Предположение 1, что «В мед добавляют различные краски.» - не подтвердилась.
В ходе исследования мы узнали много нового, удивительного, необычного. Например, что есть пчелы, которые не кусаются -Абхазские пчелки.
Поэтому мы решили обязательно продолжить свои исследования о мё де и пчелах:
-Какие бывают пчелы?
- едят ли сами пчелы свой мёд?
- в какие продукты питания добавляют мёд и для чего?
Наше исследование оказалось очень интересным, вкусным и полезным!