Папки-передвижки

Использование игр с природным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Людмила Радионова
Использование игр с природным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с различными нарушениями в речевом развитии. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности, снижает продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями.

Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед педагогами дошкольного образования такие задачи, как воспитание всесторонне развитой личности.

Публикация «Использование игр с природным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для решения данной задачи образовательные учреждения ориентированы на создание оптимальных условий для реализации возможностей и способностей дошкольника. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы фундамента личности, его ценных ориентаций.

Общественное дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране рассматривается как первоначальное звено в единой системе непрерывного специального образования. Дети данных категорий должны быть охвачены обучением и воспитанием в рамках общей педагогики, теории и практики детей с проблемами в развитии.

Ведущие отечественные специалисты в области логопедии и специальной психологии: Жукова Н. С., Левина Р. Е., Гаркуша Ю. Ф. и др. ориентируются на целительные силы природы, на ее живительные, лечебно-педагогические возможности. Аркин Е. А., Селиверстов В. И. предлагают использовать игры с природным материалом в коррекционно-воспитательном процессе как эффективное средство развития познавательной сферы и всех психических процессов ребенка.

Работая в младшей группе, из года в год педагоги ДОУ наблюдают значительное увеличение количества детей с различными нарушениями в речевом развитии, в развитии познавательных процессов, слабое абстрактное мышление и значительное нарушение координации, моторную неловкость.

Своей педагогической задачей считаем обеспечение всестороннего развития ребенка, а первостепенной – развитие речи детей младшего возраста. Для решения поставленной задачи и средством, направленным на развитие речи детей, была взята игра с природным материалом, так как игра – основной вид деятельности ребенка.

Прежде чем начать использовать природный материал в играх, направленных на развитие речи детей младшего возраста, педагогами была изучена методическая литература, литература о пользе природного материала как средства коррекции речи детей. Отобран материал для построения системы игр с природным материалом. Систематически проводились игры, и велась практическая деятельность с природным материалом.

В процессе этой работы активно развивается согласованность действий глаза и руки. Большое внимание уделяем развитию мелкой моторики ребенка с помощью данных игр с природным материалом. Начинаем игры-занятия с массажа рук с помощью шишек, репейника, ореха. Во время массажа идет знакомство с новым материалом, снижается эмоциональное напряжение. Делая массаж рук, проговариваем чистоговорки, небольшие стихотворные тексты. Например, такие:

Ом-ом-ом – мы построим дом.

Бы-бы-бы в лесу растут грибы.

Та-та-та хвост пушистый у кота.

Или небольшие стихотворные тексты:

Мама и дочка стирают платочки

Вот так, вот так,

Постирали и отжали

Ох, немножко мы устали.

Кулачок, как колобок

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем

Кулачками мы играем.

Для релаксации используем сухой бассейн с песком и предлагаем игры природного содержания, что позволяет массировать пальцы ребенка, они становятся более чувствительными, а движения координированными.

Это способствует координации мышечного тонуса, стимулирует тактильные ощущения, увеличивается объем и амплитуда движений пальцев рук, формируются произвольные координированные движения. Например, в бассейне ребенок делает различные движения пальцами, одновременно проговаривая:

На лужайке по ромашке

Жук летел в цветной рубашке,

Жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Взаимодействие с миром природы через игры с природным материалом обладает большим психолого-педагогическим потенциалом и оказывает большое влияние на развитие. Исходя из этого, дети данной категории должны как можно больше встречаться с природой на раннем этапе воспитания и обучения, это способствует ослаблению и преодолению имеющихся отклонений в речевом развитии

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках» Содержание картины. Зима. Мать гуляет с детьми. Старший мальчик везет санки. На них сидит девочка в теплом красном пальто и шапочке. На.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр с природным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2020 в 09:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД