Папки-передвижки

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Марина Борсякова
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Говорить умеет каждый, но говорить правильно, умеют единицы из нас. Разговаривая с друг другом, мы используем речь, как средство передачи информации. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.

Публикация «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Таким образом, перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками. Формирование речи детей дошкольного возраста является важной и трудной задачей для педагогов ДОУ. В настоящее время становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи.

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с этим, все чаще стал подниматься вопрос о внедрении и применении инновационных технологий в ДОУ.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Условия успешного речевого развития :

1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.

2. Владение педагогом правильной литературной речью.

3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.

4. Обеспечение для детей условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.

5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.

6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.

7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.

9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрение детского словотворчества

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, позволяют нам организовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая при этом индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого воспитанника. Инновационные технологии сочетают в себе современные, прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, проверенные временем и доказавшие свою эффективность.

Рассмотрим основные инновационные технологии, которые на настоящий момент используются в ходе воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Инновационные технологии :

Проектная деятельность.

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование.

Технология проблемного обучения.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Технология обучения детей составлению метафор.

Моделирование.

ТРИЗ.

Синквейн.

Игровые.

Конструкторы LEGO.

Нетрадиционные техники

Логоритмика

Проектная деятельность :

Используя данный метод, можно реализовывать как монопроекты содержащие задачи одной образовательной области, так и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из нескольких образовательных областей.

Приведу темы реализованных и запланированных мной монопроектов по речевому развитию детей дошкольного возраста : «Со словами мы играем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два –словечко» (позволяют формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову); «Использование мнемотехники для развития монологической речи» (позволяют формировать умение последовательно, связно, фонетически и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о каких-либо событиях);

«Путешествие в страну Читальню» (способствует формированию интереса и потребности детей в чтении художественной литературы);

«Мы – журналисты» (Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с основами журналистики); «Как появилась книга?» (развитие речевого творчества детей); «Как стать вежливым?» (способствует освоению правил этикета, умения использовать их детьми в повседневном общении);

В младшей группе я реализую краткосрочные мини-проекты, представляющие собой серии образовательных ситуаций : «Кукла Даша на прогулке» (подбор одежды и одевание куклы в правильном порядке и в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем деткам найти своих мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных) и др.

Проекты, реализуемые в средней группе, предполагали использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий в ходе проекта парами или подгруппами. Вот некоторые темы реализуемых проектов: «Зачем нужен транспорт?», «Как люди узнают время?», «Зачем человеку посуда/мебель?», «Почему фруктовые соки разного цвета?» и др.

Проекты, реализуемые с детьми старшего дошкольного возраста, содержали познавательную и социально-нравственную направленность тематики: «Если с другом вышел в путь.», «Добрые слова», «Как открыть книжный магазин?», «Книга жалоб природы».

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование:

Условия для познавательной активности детей создаются в ходе наблюдений, сенсорного обследования, опытов, экспериментирования, эвристического обсуждения, развивающих игр и т. д. В активной познавательной деятельности ребенок имеет возможность рассуждать, спорить, опровергать, высказывать и доказывать свою точку зрения. Для достижения этой цели используются разные проблемные ситуации, содержащие в себе познавательные задачи, заимствую их из художественной научной литературы, из процессов и явлений окружающего мира.

При организации исследовательской деятельности могут использоваться не только наблюдения и опыты в природе, но и работа с временной лентой (например, темы: «История почты», «Как появилась ручка»). «путешествия» по карте («Где «теплые края»?», «Путешествие к белому медведю», а также коллекционирование (коллекция моделей машин, пуговиц, марок, открытки и т. д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с предметов коллекции. В процессе дошкольники узнавали о прошлом предметов коллекции, их происхождении и развитии; рассматривали и обсуждали элементы коллекции. К каждому предмету прилагалась «история». Истории сочиняли сами дети. По сути, это были творческие рассказы, но некоторые сочиняли и стихи, загадки. Из них можно составить рукописные и печатные сборники, которые в дальнейшем могут использоваться для повышения интереса и мотивации к чтению.

Технология проблемного обучения:

Используя данную технологию, я создаю проблемную ситуацию и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Я не выступаю жёстким руководителем, а организую совместную образовательную деятельность, сопровождаю и помогаю ребёнку стать активным участником деятельности, что актуально в настоящее время и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Я не даю готовые знания детям, а подвожу их на получение этих знаний, с помощью проблемных вопросов: почему? зачем? А ты как думаешь?

Эти вопросы не только сложнее по синтаксичеcкой конструкции, но и по содержанию, так как требуют определенной мотивaции ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Технология обучения детей составлению сравнений:

я называю какой-либо объект обозначаю его признак определяю значение этого признака сравниваю данное значение со значением признака в другом объекте.

С детьми младшего дошкольного возраста я использую модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

Детям пятого года жизни предоставляю больше самоcтоятельности при соcтавлении сравнений, поощряю инициативу в выборе признака, подлежащего сравнению.

Детям старшего дошкольного возраста, я предоставляю возможность научиться самоcтоятельно делать cравнения по признаку, заданному мной.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению метафор :

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Мы называли это - загадочные фразы Королевы Краcивой Речи.

Приведу пример, используемого мной приема простого алгоритма составления метафоры.

Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Моделирование:

Наглядное моделирование – это:

Опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки серии сюжетных картинок, их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания)

Схемы

Мнемотаблицы

Карточки-символы

Реальные приметы и т. п.

Здоровьесберегающие технологии

Мнемотехника — «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольниковпозволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

ТРИЗ:

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Приемы ТРИз : фантазирование, оживление неживых объектов, увеличение, уменьшение.

В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление.

Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат

Игры: «Наоборот», «Эхо», «По кругу», «Что – то часть чего то», «Да-нет».

СИНКВЕЙН:

Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк

Правила составления синквейна:

правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

Пример синквейна

1. Ежик

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Благодаря технологии синквейна изученный детьми материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

КОНСТРУКТОРЫ ЛЕГО:

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ :

К ним относятся: Су - Джок терапия, различные массажеры (шарики, карандаши, орехи, каштаны, мячики, аппликаторы и т. п., кинезеологические упражнения (упражнения «Колечко», «Цепочки, «Ухо-нос», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»); упражнения для развития мелкой моторики, кубики, мозаики, пазлы, танаграм, игрушки-головоломки и т. п.). Игры с песком развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, способствуют расширению словарного запаса, развитию связной речи, помогают в изучении букв. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

ЛОГОРИТМИКА:

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Логоритмика включает в себя:

ходьбу в разных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

ритмические упражнения;

пение;

упражнения на развитие мелкой моторики.

В современной педагогике есть еще не мало технологий, которые можно использовать для развития речи.

Но существуют определенные правила их использования :

1. Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.

2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств. 3. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Таким образом, целенаправленная систематическая работа воспитателя с детьми дошкольного возраста с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет, на мой взгляд, к положительной динамике показателей развития речи детей дошкольного возраста.

Современные образовательные технологии речевого развития дошкольников могут помочь в формировании интеллектуально грамотной, самостоятельной, продуктивно мыслящей, творческой, развитой личности.

Литература.

1. Бизикова, О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах : учеб. пособие / О. А. Бизикова. - 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с.

2. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста : учеб. пособие / С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 203 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. – Режим доступа : https://ped-kopilka.ru

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возрастаИспользование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 декабря 2020 в 21:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД