Нина Жидкова
Использование картинок-образов в логопедической и психологической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, у многих дошкольников недостаточно развиты психические функции, такие как память, внимание, мышление. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе, породить неуверенности малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботится о правильной речи ребенка как можно раньше [1, с. 63].
Публикация «Использование картинок-образов в логопедической и психологической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
А индивидуальные логопедические и психологические занятия являются основным видом коррекционно-развивающей деятельности по устранению нарушений звукопроизношения у детей и развитию ВПФ. Каждое индивидуальное занятие логопед начинает с проведения артикуляционной гимнастики, которая включает в себя упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата [2, с. 13].
По методике М. Ф. Фомичевой, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием можно дать название и подобрать картинку-образ. Эта картинка служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, к тому же внести элемент игры в важный и трудоемкий процесс формирования точных движений артикуляции и направленной воздушной струи, а также создает психологический настрой на занятие [1, с. 33].
На начальных этапах работы у логопеда уходит много времени на записи в индивидуальных тетрадях. Поэтому для экономии времени, сил и для лучшего запоминания детьми нового материала можно использовать наглядное пособие «Артикуляционная гимнастика», которое вклеивается в индивидуальную тетрадь каждого ребенка. Глядя на картинку-образ, ребенок знает, какие упражнения и как он должен выполнить. А подробная запись дает возможность родителям ознакомиться с упражнениями и правильно осуществить контроль во время занятий с ребенком дома.
Детям, имеющим дефекты в звукопроизношении, бывает очень трудно запомнить звук, который он учиться произносить. И здесь ему поможет картинка образ. Важно развивать у детей фонематический слух, это помогает им отличать правильное произношение от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка. И здесь им также помогает картинка-образ.
При введении в речь слов с поставленным звуком на каждое слово рисуется картинка с изображением предмета, а рядом записывается слово, которое поможет родителям дома напомнить ребенку не только нужные слова, но и последовательность, в которой дети должны упражняться. Картинки можно нарисовать на индивидуальном занятии в присутствии ребенка, при этом используются разнообразные приемы для закрепления правильного произношения слов с поставленным звуком. Благодаря этим рисункам тетрадь становится индивидуальным наглядным пособием, по которому ребенок самостоятельно называет слова, а в дальнейшем и предложения, закрепляя правильное произношение автоматизируемого звука. Вместе с родителями ребенок дома цветными карандашами раскрашивает рисунки логопеда, в который раз упражняясь в правильном звукопроизношении. В дальнейшем картинка-образ помогает автоматизировать изученный звук в связной речи.
Дети очень любят пересказывать рассказы и сказки, заучивать стихи с помощью опоры на картинки-образы. Они облегчают запоминание и позволяют ребенку контролировать свое произношение.
Как показывает опыт работы, подключение зрительного анализатора через картинку-образ в коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки, помогает избежать быстрого утомления на занятиях. Дети с большим удовольствием занимаются по ярким, красочным индивидуальным тетрадям.