МААМ-картинки

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях

Казина Наталья
Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования уровня общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребёнка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях» размещена в разделах

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребёнка в общении, является метод мнемотехники, который относится к невербальным средствам общения и может использоваться в следующих качествах:

-как средство временного общения, когда ребёнок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью. Задача педагога сохранить у ребёнка мотивацию и желание общаться;

-как средство постоянного общения для ребёнка неспособного говорить;

-как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

-как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии;

Таким образом, использование пиктограмм призвано обеспечить ребёнку возможность вступать в общение дома, в детском саду, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Методика использовании мнемотехники предполагает следующие этапы обучения ребёнка с использованием пиктограмм :

1. Ознакомление ребё нка со знаком- символом и уточнение его понимания:

-идентификация символа;

-выбор нужной пиктограммы из ряда других;

-конструирование фразы с помощью пиктограмм;

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

-составить из пиктограмм пару;

-среди определённого множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе;

-четвёртый лишний;

-найти и исправить ошибку в парах пиктограмм;

-найти и исправить ошибку во фразе;

3. Последовательность логического конструирования фразы путё м самостоятельного выбора необходимого символа:

-дополнить фразу нужной пиктограммой,выбрав её из серии других;

-составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу;

-составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу;

-подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

-составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие "знак"-обобщающее понятие-закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами - самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Используемые источники :

1. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. - "Я - говорю", рабочая тетрадь для занятий с детьми. изд. "Дрофа", Москва, 2008 г.

2. Карельская Е. Г. - "Растим говорунов", методическое пособие для педагогов и родителей, изд. "Дрофа", 2007 г.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 11:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД