Дарья Щетина
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету».
Ушинский К. Д.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Моя тема по самообразованию «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
В своей практике, неоднократно, замечала трудности при обучении детей связной речи. Дети не могли целенаправленно сосредоточить своё внимание на каком-то событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать метод мнемотехники по формированию связной речи.
Актуальность использования метода мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• Во-первых, использование приёмов мнемотехники вызывает интерес и помогает решить проблему обучения без умственного и нервного напряжения, как бы играя;
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Свою работу по теме самообразования я начала с подборки и изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Анализ этой литературы позволил теоретически обосновать возможность развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А. -предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.
Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. Мнемотаблицы используются для : – обогащения словарного запаса; – при обучении составлению рассказов; – при пересказах художественной литературы; – при отгадывании и загадывании загадок; – при заучивании стихотворений.
Сегодня, я остановлюсь на том, что на данный момент использую в своей работе, а именно на мнемодорожках.
Мнемодорожка содержит в себе не большое количество познавательной информации, что важно для ребенка в первое время.
Мнемодорожки можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений, для автоматизации звуков в речи.
Этапы работы с мнемотехникой.
1 этап. Рассматривание мнемодорожек и разбор того, что на них изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Очень удобно пользоваться мнемодорожками при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Так же изучив литературу по своей теме, нашла статью из журнала «Логопед» Барсуковой Е. Л., что мнемотехнику эффективно можно применять на этапе автоматизации звуков. Автор этой статьи использует в своей работе мнемодорожки чистоговорок и стихотворений. Предложенные Барсуковой Е. Л. мнемодорожки стихов, я успешно использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков, а также, увлёкшись этой идеей и зная, что повторение скороговорок особенно трудно даётся большинству детей, использую варианты мнемодорожек - скороговорок.
Этапы работы
1. В самом начале рассмотрите все квадраты мнемодорожки.
2. Выразительно прочитать текст.
3. Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке. Соедините все изображения в единое целое.
4. Поинтересуетесь, все ли ребенок понял, если что не понятно, стоит объяснить в доступной для него форме.
5. Читать еще раз для закрепления материала.
6. Просить ребёнка повторить то, что он запомнил, глядя на мнемодорожку.
Подборку мнемодорожек я разделила на группы: автоматизация свистящих, автоматизация шипящих, автоматизация звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.
Приведу пример автоматизации звука свистящих звуков с использованием мнемодорожек (приложение)
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников. Ожидаемые Результаты: у детей увеличится круг знаний об окружающем мире; появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появится интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выйдит на более высокий уровень.
В заключении хочу сказать, что изучив эту тему более глубоко, планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.