МААМ-картинки

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Дарья Щетина
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету».

Ушинский К. Д.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Моя тема по самообразованию «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

В своей практике, неоднократно, замечала трудности при обучении детей связной речи. Дети не могли целенаправленно сосредоточить своё внимание на каком-то событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать метод мнемотехники по формированию связной речи.

Актуальность использования метода мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• Во-первых, использование приёмов мнемотехники вызывает интерес и помогает решить проблему обучения без умственного и нервного напряжения, как бы играя;

• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Свою работу по теме самообразования я начала с подборки и изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Анализ этой литературы позволил теоретически обосновать возможность развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А. -предметно – схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения. Главное — нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. Мнемотаблицы используются для : – обогащения словарного запаса; – при обучении составлению рассказов; – при пересказах художественной литературы; – при отгадывании и загадывании загадок; – при заучивании стихотворений.

Сегодня, я остановлюсь на том, что на данный момент использую в своей работе, а именно на мнемодорожках.

Мнемодорожка содержит в себе не большое количество познавательной информации, что важно для ребенка в первое время.

Мнемодорожки можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений, для автоматизации звуков в речи.

Этапы работы с мнемотехникой.

1 этап. Рассматривание мнемодорожек и разбор того, что на них изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Очень удобно пользоваться мнемодорожками при составлении описательных рассказов. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Так же изучив литературу по своей теме, нашла статью из журнала «Логопед» Барсуковой Е. Л., что мнемотехнику эффективно можно применять на этапе автоматизации звуков. Автор этой статьи использует в своей работе мнемодорожки чистоговорок и стихотворений. Предложенные Барсуковой Е. Л. мнемодорожки стихов, я успешно использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков, а также, увлёкшись этой идеей и зная, что повторение скороговорок особенно трудно даётся большинству детей, использую варианты мнемодорожек - скороговорок.

Этапы работы

1. В самом начале рассмотрите все квадраты мнемодорожки.

2. Выразительно прочитать текст.

3. Повторите прочтение текста, при этом указываете на картинку в мнемодорожке. Соедините все изображения в единое целое.

4. Поинтересуетесь, все ли ребенок понял, если что не понятно, стоит объяснить в доступной для него форме.

5. Читать еще раз для закрепления материала.

6. Просить ребёнка повторить то, что он запомнил, глядя на мнемодорожку.

Подборку мнемодорожек я разделила на группы: автоматизация свистящих, автоматизация шипящих, автоматизация звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.

Приведу пример автоматизации звука свистящих звуков с использованием мнемодорожек (приложение)

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников. Ожидаемые Результаты: у детей увеличится круг знаний об окружающем мире; появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появится интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выйдит на более высокий уровень.

В заключении хочу сказать, что изучив эту тему более глубоко, планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2020 в 20:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД