Папки-передвижки

Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста.

Жанна Халиман
Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста.

Почему сказкотерапия?

С детства мне всегда был близок мир сказок, потому что именно в сказках добро всегда побеждает зло, гадкий утёнок превращается в лебедя, лягушка в прекрасную царевну…

Когда я стала педагогом, я поняла, что сказки помогают взрослым прикоснуться к красоте внутреннего мира ребенка, его природной мудрости и по-новому взглянуть на детский проблемы. А детям сказки помогают сформировать позитивное отношение к миру и к самому себе, повысить самооценку, развить способность сопереживать и бережно относиться ко всему живому.

Публикация «Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Используя сказкотерапевтический метод с детьми младшего дошкольного возраста применяю инновационные педагогические технологии:

Здоровьесберегающие

Информационно-коммуникационные

Новые формы и методы работы с родителями

Личностно-ориентированная технология

Актуальность темы:

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления.

Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.

Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями, то "банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит?

Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.

Может быть, сказки это и "пустяки" и "несерьёзность", однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна.

Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, "сказочному" восприятию мира.

Сказкотерапия как метод обеспечения эмоционального благополучия дошкольников

В ФГОС ДО указывается, что одной из основных задач ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Цели и задачи:

Развитие воображения дошкольников и его функции: ориентировочно-исследовательской эффективно-познавательной деятельности.

Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи.

Формирование позитивного отношения к себе: сказки показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Нравственное воспитание: сказки развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор; формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям.

Использование сказкотерапевтисекого метода в работе с детьми:

1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

Знакомство со сказкой, сказочными персонажами и ситуациями.

2. Драматизация сказочных сюжетов в соответствии с возрастом:

Совместная деятельность взрослых и детей по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

3. Сочинение сказок совместно с детьми и родителями:

«Приключения Тушилы Ивановича», «Сказка о трусливом зайчишке»

Как сочинить сказку?

Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру. Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя.

Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий).

Потом сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны.

Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.

Это поможет малышу лучше усвоить извлечённый из сказки опыт, а педагогам и родителям- лучше понять ребёнка.

Виды сказок:

Дидактическая сказка

С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.

«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.

Психологическая сказка

С помощью психологической сказки педагог пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.

Психокоррекционная сказка

Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации.

Психотерапевтическая сказка

Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику ребенка, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.

Медитативная сказка

Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционных способов аппликации с детьми младшего дошкольного возраста». Тема: «Использование нетрадиционных способов аппликации с детьми младшего дошкольного возраста». Цель: Сформировать интерес у детей младшего.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста В современных социально – экономических и экологических условиях приоритетным направлением деятельности детского сада является организация.

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Пурель.

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (продолжение) (продолжение) (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной.

Использование речевых игр в тематической работе с детьми младшего дошкольного возраста Тематика работы с детьми Название игры Описание игры Овощи Что лишнее? На столе разложены картинки: яблоко, свекла, морковь, капуста,.

Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Использование русского народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В гости к сказке. Встрече ребёнка со сказкой.

Использование сказкотерапевтического метода «Озвучиваем сказку» Видео Основным направлением моей работы с детьми на данном этапе является сказкотерапия, потому что сказки помогают мне прикоснуться к красоте.

Использование авторского творчества в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста на конкурс «Воспитатель года» Методическая разработка на конкурс «Воспитатель года" Объяснительная записка. Презентация опыта работы «Использование авторского творчества.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Использование метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста На 2016-2017 учебный год я взяла тему саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 15:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД