МААМ-картинки

Опыт работы «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей второй младшей группы»

Наталья Ефремова
Опыт работы «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы

Работу по формированию грамматически правильной речи детей мы ведем в двух направлениях :

• морфологическом – это освоение детьми согласования слов в роде, числе и падеже; способах словообразования существительных с суффиксами эмоциональной оценки и существительных, обозначающих детенышей животных;

• синтаксическом – необходимо помочь детям освоить слова, которые служат в предложении для обозначения различного рода обстоятельств, структуру простых и сложных предложений, предложений с однородными членами.

На четвертом году жизни ведется активный поиск ребенком правильной грамматической формы слова.

Публикация «Опыт работы „Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей второй младшей группы“» размещена в разделах

Одним из основных средств формирования грамматически правильной речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Они не продолжительны по времени (от 3 до 5 минут). Работу над грамматическим строем речи начали со знакомства детей с именем существительным, подобрали упражнения с картинками. В упражнениях «Что у вас?», «Один и много» дети упражняются в употреблении существительных в единственном и множественном числе. Затем проводили упражнения на правильное употребление в речи существительных в косвенных падежах. Этому способствуют игровые ситуации, дидактические игры типа «Магазин». Воспитатель говорит, что он продавец, а дети – покупатели. Спрашивает у детей поочередно : «Что ты купишь?». Дети отвечают: «Я куплю куклу», - «Я куплю мяч» (употребление существительных в винительном падеже).

«Закончи предложение» (с сюжетными картинками).

Папа читает (газету).

Катя ловит (бабочку).

«Кто что делает?» (с сюжетными картинками).

Воспитатель задает детям вопросы по картинкам, требующие ответов с существительными в винительном падеже:

Что делает повар?

Повар варит суп. И т. д.

В дидактическом упражнении «Что с чем?» дети упражняются в правильном употреблении в речи существительных в творительном падеже (карточки с картинками – мешок с яблоками, ящик с грушами). Воспитатель задает вопрос: «Что с чем?», дети отвечают.

Работу над употреблением существительных единственного и множественного числа в родительном падеже начали после того, как дети усвоили согласование существительных в косвенных падежах. Например, игра «Чего не стало?» (с игрушками) : расставляются 3-4 игрушки, дети их рассматривают, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают: «Не стало куклы»

Так, перечисляя исчезнувшие со стола игрушки (овощи, фрукты, ребенок называет: не стало яблок, слив, лошадок, матрешек и т. д. Обязательно надо следить, чтобы ребенок четко выговаривал окончание слова, по которому мы и судим о правильности той или иной грамматической формы.

«Угадай дерево по листу» (карточки с листьями знакомых деревьев).

Воспитатель показывает карточки и спрашивает: «Какому дереву этот лист принадлежит?». Дает образец ответа:

Это лист липы.

Это лист рябины. И т. д.

Особое внимание уделяем работе над существительными, обозначающими:

1) детенышей животных : дидактическое упражнение «Теремок» (теремок, игрушки-зверята). Воспитатель спрашивает:

- Кого вы хотите видеть?

Дети отвечают:

- Я хочу видеть лисят, медвежат, зайчат.

Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

2) посуду (с суффиксами -ик, -иц) : чайник, молочник; сахарница, конфетница. Эти существительные дети легко осваивают с помощью таких упражнений : «Покажи и назови», «Кому что?».

Работу над правильным употреблением существительных в косвенных падежах с предлогами ведем в таких играх:

«Что ты любишь?» (предлог с)

- Я люблю чай с лимоном, а вы?

«Я начну, а ты закончи» (предлог у)

- Красивый бант (у кого) у Маши. И т. д.

«На чем дети катаются?» (по картинкам дети составляют предложения с союзом на).

Детям младшего дошкольного возраста трудно дается согласование существительных среднего рода с другими частями речи. Для усвоения этой формы проводим такие упражнения с предметами и картинками, как «Что в ведерке?», «Что в коробке?». В упражнении «Чья вещь?» ребенок должен назвать личные местоимения и существительные: моя кукла, мой мяч, мое ведро и т. д. Большое внимание уделяем формированию ориентировки пространственных отношений, передаваемых предлогам. Проводим упражнения с опорой на наглядность и без нее: «Где игрушка?», «Где Петрушка?», «Прятки» и т. д., а также игры-инсценировки: «Где мишка искал свой мяч?», «Что изменилось?», «Зайцы в лесу». Во время инсценировок, демонстраций действий надо обязательно указывать на пространственное отношение предметов. Например: «Ставим кубик на кубик, сделали стенку. Возле стенки стоит стол, за столом сидят лисичка и зайчик. На столе стоят чашки и чайник».

Большинство ошибок в речи детей связано с употреблением формы повелительного наклонения глагола. Для закрепления в речи правильной формы глагола лежать (ляг) мы используем игру:

«Мишка ляг». Медвежонок ложится на спину, бочок, живот. Его об этом надо только попросить. Дети просят мишку, употребляя глагол ляг.

Для закрепления в речи правильной формы глагола съезжать (съезжай) провели игру-инсценировку «Катя и медвежонок катаются с горки».

В упражнении «Кто как кричит?» дети образовывают глаголы от звукоподражательных слов (мяукают, хрюкают, чирикают и т. д.).

Также вели работу над синтаксической стороной речи : составляли простые предложения, предложения с однородными членами. В упражнении «Составь предложение» детям раздаем картинки, изображающие животных, птиц, овощи, фрукты. Сначала задаем вопрос: «Кто, что нарисовано на картинке?». Затем воспитатель говорит начало предложения «В лесу живут…», дети дополняют. В упражнении «Кто у кого?» дети упражняются в составлении сложносочиненных предложений с союзом а «У коровы теленок, а у козы козленок».

Кроме занятий с детьми, систематически ведем работу с родителями. Постоянно советуем им следить за своей речью и речью детей, используем приемы наглядной агитации.

Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи детей дает свои результаты. Дети стали говорить грамотнее, исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.

Публикации по теме:

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного.

Роль дидактических игр в формировании личности ребёнкаРоль дидактических игр в формировании личности ребёнка Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно.

Конспект занятия по музыке (развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи) Конспект занятия по музыке Тема: "Сказочное приключение" Группа общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет Цель:Развитие связной,.

Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей» Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей» Лазарева Ольга Александровна Родители могут.

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». У маленького ребенка с несформированным.

Консультация «Развитие грамматически правильной, выразительной речи ребенка средствами театрального искусства» Консультация: «Развитие грамматически правильной, эмоционально окрашенной и выразительной речи ребенка средствами театрального искусства.

Опыт работы по проблеме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» Речь является средством общения. Без неё человек не мог получать или передавать информацию. Без письменной речи не было бы возможности узнать,.

Педагогический совет «Значение игровых технологий в формировании грамматически правильного строя речи и обогащения словаря» «Значение игровых технологий в формировании грамматически правильного строя речи и обогащения словаря». Приложение № 1 к приказу № 86 от.

Опыт работы «Работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию грамматически правильной речи» В соответствии с планом работы МБДОУ детского сада №2 на 2018-2019 учебный год, с целью организации работы с детьми старшего дошкольного.

Опыт работы «Роль сказки в формировании у дошкольников элементарных экономических представлений» Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей второй младшей группы»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 22:04
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей второй младшей группы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ефремова (УИ 631662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД