Лучший педагог года

Изучение технологий работы с сенсорной коробкой и хэппенингом

Людмила Ганюченко
Изучение технологий работы с сенсорной коробкой и хэппенингом

Программа

индивидуального профессионального саморазвития педагога

на 2021 – 2023 гг.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»

Формальное образование: Пройти курсы повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Изучение технологий работы с сенсорной коробкой и хэппенингом»

Публикация «Изучение технологий работы с сенсорной коробкой и хэппенингом» размещена в разделах

Цель самообразования: повышение профессиональной компетентности в области организации образовательного процесса с детьми 2-3 лет с использова-нием сенсорной коробки и хэппенингом.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по включению детей старшего дошкольного возраста в проектную деятельность.

2. Внедрить технологии работы с сенсорной коробкой и хэппенингом.

3. Транслировать опыт работы на муниципальном и региональном уровнях образования.

Актуальность темы.

Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.

Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов иг-рает определяющую роль. Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема раз-вития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.

Создание для ребенка среды, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, активно работать пальчиками – важная со-ставляющая деятельности воспитателя. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Но при этом маленький человечек будет в безопасности и ценные вещи в доме тоже.

Для детей 2-3 лет сенсорная коробочка поможет :

• обогатить словарный запас и ввести некоторые новые слова (скользкий, шершавый, вязкий, пушистый и др.) или сравнения, чтобы выразить ощуще-ния (чувствуешь, как);

изучить математику : счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание;

изучить цвета, формы, текстуры;

• управлять своими эмоциями, успокаивает;

• научит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей;

• справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

обеспечит бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Возможность для ролевых игр.

• в ходе игры с ребенком можно проиграть различные жизненные ситуации, узнать его трудности и проблемы, которые он не может словесно выразить (адаптация в садике, обижают во дворе, обида на кого из членов семьи).

Что из себя представляет сенсорная коробка?

Сенсорная коробочка (sensory box, sensory tub) - это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Емкостью может быть картонная коробка, контейнеры или столики с высокими бортами, специальные домашние песочницы, и даже песочницы с крышками, деревянные домашние песочницы, гото-вые игровые наборы - песочницы и надувные песочницы. При выборе наполнителя необходимо ориентироваться в первую очередь на возраст малыша и тематику коробки. Вот несколько примеров: рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей; бобы, красная и зеленая чечевица; свежескошенная трава; сухие и свежие листья; песок (натуральный и крашеный); соль (мелкая и крупная морская); макароны сухие; мука; галька, мелкие камушки; лед; вода; блестки; нарезанная бумага; ватные шарики; крупы; орехи, жёлуди и другие природные материалы; аквагрунт (гидрогель). Список можно продолжать очень долго. Как видите материалы очень разнообразные, есть в наличии в каждом доме.

Х Хе ппенинг (или хэ ппенинг, англ. happening) - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специаль-ных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.

Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского "случаться").

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

Причём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной дея-тельности.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги раз-ными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпе-чатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометри-ческие фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Польза от рисования пальчиками:

• Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.

• Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.

• Осознание ребёнком собственного тела.

• Раннее развитие творческих способностей.

Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.

• Развитие представлений о цвете.

• Развитие воображения и образного мышления.

Таким образом, хеппенинг обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивает индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него сенсорного опыта.

Наименование программы Индивидуальная программа профессионального развития по теме самообразоваания на 2021- 2023 уч. гг.

Основание для разработки программы Региональный подпроект «Управление реализацией индивидуальных программ профессионального развития педагогов».

Концепция программы Концепция программы заключается в развитии умения воспитателя создавать условия для развития сенсорной культуры детей. Ребенок 2-3 лет – существо любознательное. Поэтому очень важно создавать оптимальные условия для его развития, используя инновационные технологии. Цель инновационных технологий – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта. Инновационные технологии – это система методов, направленных на достижение позитивного результата. Поэтому активное применение такого нетрадиционного метода рисования, как «хепенинг» и сенсорной коробки способствует развитию сенсорной культуры.

Цель программы Цель – разработка и внедрение индивидуальной программы профессионального развития на уровне дошкольной образовательной организации посредством формального, неформального и информального образования.

Задачи программы 1. Определить основные направления индивидуальной программы профессионального развития.

2. Разработать план деятельности по реализации индивидуальной программы профессионального развития по её основным направлениям.

3. Разработать план деятельности по развитию у детей сенсорной культуры.

Ожидаемые результаты 1. Реализованы все мероприятия индивидуальной программы развития (100% выполнение).

2. Систематизированы и апробированы приемы развития сенсорной культуры (не менее 10 приемов).

3. Обобщены результаты использования технологии «хепенинга» (1 статья, 1 выступление на конференции).

Мероприятия на 2021-2023 год

Этап реализации Срок на-чала ра-боты и окончание Цели и задачи по теме Изучение передового опыта (Ф. И. О., обра-зовательная органи-зация) Творческое со-трудничество по теме самообразо-вания Полученные результаты Список литературы

1 этап (мотивационно -побудительный) сентябрь 2021 – январь 2022 года 1. Составить список научно-методической лите-ратуры по работе с сенсорной коробкой и хеппинингом.

2. Изучить научно-методическую лите-ратуру по организа-ции работе с сенсор-ной коробкой и хеп-пинингом.

«Хеппенинг», как эффективный ме-тод поддержки по-знавательной ак-тивности у детей раннего возраста

Автор: Головач Ана-стасия Олеговна

Организация: МБДОУ ДС «Алё-нушка», Ростовская область, г. Волго-донск

https://www.1urok.ru/categories/21/articles/36424 Создать творче-скую группу педа-гогов в соцсетях по направлению «Хеппенинг и сен-сорная коробка» 1. Составлен список науч-но-методической литера-туры по работе с сенсор-ной коробкой и хеппинингом.

2. Изучена литература и подобраны способы ра-боты с сенсорной короб-кой и хеппинингом.

1. 1. Алек-сеева, Л. Н. Иннова-ционные технологии как ресурс экспери-мента/ Л. Н. Алек-сеева// Учитель. - 2006. - № 3. - с. 78.

2. Бонда-ревская, Е. В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педаго-гического универси-тета, 2008. -352с.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие [текст] / Г. К. Селевко – М. : На-родное образование, 2008. – 256с.

2 й этап

(организационно-деятельностный)

Февраль – июнь 2022 года- 1. Систематизировать и описать способы работы с сенсорной коробкой и хеппи-нингом 1.https://my-nevalyashki.ru/index.php/stati-dlya-pedagogov-dou/6996-ispolzovanie-sensornykh-korobok-s-detmi-rannego-vozrasta

2.https://znanio.ru/media/sensornye_korobochki_v_dou-115164 Распределение между членами творческой группы описание способов работы с сенсорной коробкой и хеппинингом 1. Систематизированы и описаны способы работы с сенсорной коробкой и хеппинингом

3 этап (внедрен-ческий) сентябрь 2022 года – январь 2023 года 1. Внедрить способы работы с сенсорной коробкой и хеппи-нингом Совместная дея-тельность с родите-лями и детьми по оформлению вы-ставки детских ра-бот 1. Создан фотоколлаж по технике хеппинингом

4 этап (рефлек-сивно-оченочный) Февраль – май 2023 года 1. Систематизировать и провести анализ получен-ных данных ре-зультатов внедре-ния.

2. Описать результа-ты апробации прие-мов в статье НПК

1. Обсуждение способов оформ-ления конечных результатов (пре-зентаций, защиты, творческих отче-тов, просмотров и пр.);

2. Написание ста-тьи в соавторстве с педагогами твор-ческой группы 1. Написана и опублико-вана статья в сборнике.

2. Создана презентация по освоению детьми старше-го дошкольного возраста метода проекта.

3. Включены материалы по освоению детьми старшего дошкольного возраста метода проекта в Банк лучших практик от-деления старших воспита-телей Ассоциации «Спектр»

5 этап (обоб-щающий) Май 2023 года 1. Подготовить вы-ступление на НПК 1. Подготовить скринкаст по теме выступления на НПК.

1. Разработан скринкаст и подготовлено выступле-ние на НПК.

Индивидуальная программа профессионального развития педагога в межкурсовой период на 2021 -2022г.

№ Компетен-ции Ведущая задача по развитию профессиональной компетентности ТФ* Необходимые знания и умения Что предполагаю для этого сделать Ожидаемый ре-зультат Сроки реа-лизации задач

1 Предметные

В области русского языка

Изучить синтаксические нормы построения слож-ных предложений в области русского языка

3.1.1.

Обуч. Знать правила по-строения сложного предложения

Уметь: правильно

формулировать слож-ные предложения Неформальное образование

Самообразование: изучение раздела «Синтаксис», па-раграф «Сложные предложения»

Просмотр вебина-ра по данной теме (по ссылке) Буду правильно формулировать сложные пред-ложения в рабо-те с детьми младшего воз-раста Октябрь,

2021

2 Методические Осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития детей 3-4 лет: хэппенинг и сенсорные коробки

3.1.1.

Обу-чение

«Не-обхо-димые уме-ния» Знать:

-особенности разви-тия детей 2-3 лет;

- сущность техноло-гий «хэппенинг и сенсорные коробки»

Уметь:

- применять приемы технологий хэппе-нинг и сенсорные ко-робки в работе с детьми 2-3 лет.

Формальное об-разование –

пройти КПК по теме: «Развитие детей раннего возраста»

Неформальное образование про-слушать вебинары на теме «Хэппе-нинг и сенсорные коробки»

Информальное образование: принять участие в педагогическом марафоне, показ мастер-классов по проблеме

Научусь органи-зовывать дея-тельность детей 2-3 лет, приме-няя приемы тех-нологий «Хэп-пенинг и сенсор-ные коробки»

март 2022 год

3 Психолого-педагогические Изучить возрастные особенности детей для орга-низации эффективной самостоятельной деятель-ности детей 3-4 лет

3.1.2.

Разви-тие Знать основные за-кономерности возрас-тного развития 2-3 лет;

Уметь учитывать возрастные особенно-сти детей 2-3 лет для организации их са-мостоятельной дея-тельности Формальное об-разование –

пройти обучаю-щий семинар по данной теме

Неформальное образование

- прослушать ве-бинар на теме «Возрастные осо-бенности детей»;

- изучить ООП по воспитанию детей раннего возраста на сайте ФИРО

https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do

Научусь исполь-зования свои знания возрас-тных особенно-стей детей 2-3лет для организации самостоятельной деятельности де-тей Ноябрь 2021г.

4 Коммуникативные Изучить и применять способы общения с детьми 3-4 лет, признавать их достоинство, понимая воз-растные особенности развития коммуникативных навыков 3.1.2. Вос-пита-ние Знать:

- способы общения, при которых проявля-ется взаимоуважение, принятие собеседни-ками друг друга;

- возрастные особен-ности коммуникатив-ного развития детей 2-3- лет;

Уметь:

организовывать об-щение с детьми 2-3 лет, применяя спосо-бы, соответствующие возрасту детей

Неформальное образование

изучить методи-ческую литерату-ру и методику обучения по дан-ному направле-нию, посещать семинары,

ВКС,

вебинары,

опыт педагогов

Информальное образование:

- принять участие в научно-практической конференции Буду знать и применять спо-собы общения с детьми 2-3 лет, признавать их достоинство, Март, ап-рель 2022г

Май 2022 год

Программа профессионального развития воспитателя на 2022 – 2023 учебный год

№ Компетенции Ведущие задачи по разви-тию профессиональной ком-петенции ТФ Необходимые знания и умения Что предполагаю для этого сделать Ожидаемый результат Срок реализации задач

1 Предметные Усовершенствовать знания по методике ознакомления детей второй младшей группы с

литературой по нетрадицион-ным техникам рисования

Освоить технологию Хэппенинг Обучающая Знать рабочую программу и методику обучения по данному предмету.

Уметь владеть формами и ме-тодами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий

Знать основы методики пре-подавания, основные прин-ципы деятельностного под-хода, виды и приемы совре-менных педагогических тех-нологий.

Уметь использовать и апробиро-вать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с осо-быми потребностями в образова-нии. Изучение методической литературы

Посещение мастер классов, обмен опытом.

Изучить методические разработки по Хэппе-нингу Посещение мас-тер- классов, семина-ров практикумов Усовершенствовала знание методики ознакомления детей 2 мл. группы с ху-дожественной ли-тературой.

Освоила технологию Хэппенинга

Октябрь – ноябрь

Январь - февраль

2 Методические Усовершенствовать знания методики

нетрадиционного рисования во второй младшей группе Воспитательная Знать пути достижения образова-тельных результатов и способы оценки результатов обучения

Уметь организовать виды деятельности, осуществ-ляемые в

дошкольном возрасте: предметная, продуктивная, познавательно –

исследовательская, создания широких возможностей для развития свободной

деятельности детей, в том числе обеспечения игро-вого времени и

пространства - изучить методическую литературу и интернет ресурсы

- изучить опыт работы других педагогов

-составить тематические, интегрированные меро-приятия по развитию мелкой моторики рук через нетрадиционные виды

деятельности

-пополнить предметно – пространственную среду различным

бросовым материалом Усовершенствовала и применяю изучен-ные техники нетра-диционного рисова-ния в средней группе

- проследила динамику

развития мелкой моторики

рук детей, по-знавательной активности и творческих способностей Октябрь - март

3 Психолого-педагогические Выявить личностные про-блемы обучающихся во вто-рой, связанные с особенно-стями их развития Развивающая Знать основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития

Изучение методики личностных проблем обучающихся.

Консультации педагога психолога.

Посещение семинаров.

Ознакомление с передовым опытом работы педагогов. Выявила лично-стные проблемы обучающихся, связанных с осо-бенностями их развития и соста-вила индивиду-альные образова-тельные маршру-ты Сентябрь - ноябрь

4 Коммуникативные Создание личного сайта для оказания помощи родителям в воспитании и образовании

детей. Воспитательная Знать ФГОС; технологии взаимодействия ДОУ и семьи; нормативные документы по работе с семьей. Поддержка в детско-взрослом коллективе

дружелюбной атмосферы; во-влекать родителей в процесс обучения и воспитания; моти-вируя их на развитие учебно-познавательной

деятельности детей.

Уметь соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требование профес-сиональной этики.

Владеть ИКТ – комте-пенциями: общеполь-зовательская, общепе-дагогическая,

предметно - педагогическая Изучить

информационные источники

Изучить опыт работы отечественных и

зарубежных педагогов, Изучить методики, технологии создания сайта

ВКС

Самообразование Создала личный сайт

Повысила устойчи-вый интерес роди-телей к образова-тельному процессу Апрель - май

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД»Из опыта работы «Использование игровых технологий ТРИЗ «Кольца Луллия в НОД» Приоритетные направления педагогики: Развитие творчества; Выявление талантов; Развитие способностей детей; Формирование уверенности в своих.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Воспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрастеВоспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрасте Игры с сенсорной коробкой одни из самых любимых у детей дошкольного возраста. Их любят и мальчики и девочки. А в младшем возрасте играть.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение технологий работы с сенсорной коробкой и хэппенингом
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 17:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД