МААМ-картинки

Календарное планирование занятий в старшей группе по программе «Истоки»

Ольга Александровна Ядрова
Календарное планирование занятий в старшей группе по программе «Истоки»

Важное средство формирования духовно-нравственного здоровья – это народная культура. Испокон веков в народной культуре отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать благородством, силой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку.

С народной культурой ребенок соприкасается с первых месяцев жизни. Русские народные сказки, песни, праздники, игры, творчество – все это пришло к нам из глубины веков, и как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот светлый и добрый мир. Чтобы ребенок понимал смысл добра, совести, познавал мир, задумывался над вопросом: во имя чего я живу на земле? – надо открыть ему глаза и сердце на прошлое своего народа.

Публикация «Календарное планирование занятий в старшей группе по программе „Истоки“» размещена в разделах

Выдающиеся педагоги и ученые К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, В. В. Виноградов, А. П. Усова и многие другие большое внимание уделяли вопросам духовно-нравственного воспитания детей средствами народной культуры. На современном этапе у ученых и практиков отмечается возрастание интереса к истокам народной культуры. Анализ теоретических подходов к проблеме позволил нам сформулировать цель программы : формирование основ духовно-нравственного здоровья детей через приобщение к народной культуре.

Перспективный план работы с детьми старшей группы

Месяц Тема и форма работы Программная задача Оборудование Предварительная работа

1 2 3 4 5

Сентябрь Экскурсия «Русская изба» 1. Провести беседу о предметах народного быта старины. Познакомить с их названиями, способами действия с ними.

2. Формировать основы культуры быта.

3. Подчеркнуть историческую преемственность, сравнивая с современными аналогами, показать зависимость использования предметов от образа жизни, места проживания.

4. Воспитывать интерес к народной культуре через сказки, пословицы, поговорки, предметы народного быта, старины.

5. Активизировать словарь детей: чугун, кочерга, рогач, валек, лучина, лампа, свеча, лавка, утюг, электрическая лампочка, рушник Макет русской избы, чугун, кочерга, рогач, валек, лучина, лампа, свеча, лавка, утюг, электрическая лампочка, рушники, рубильник, современные кастрюли; народные костюмы для девочек, мальчиков и воспитателя; проигрыватель, деревянные ложки, чашки, глиняные горшки, кувшины, игрушки, прялка, веретено, пяльцы, спицы. Чтение сказок «Федорино горе», «Мойдодыр», заучивание пословиц, поговорок о предметах быта старины, загадывание загадок, беседа о предметах обихода города и деревни

Октябрь КВН «Хлеб - всему голова» 1. Показать значение хлеба и других национальных блюд для здоровья человека.

2. Формировать у детей навыки правильного приема пищи.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к традициям русского народа через пословицы, поговорки, сказки.

4. Активизировать словарь детей: хлеб, пост, мясоед, техника и т. д.

Хлеб различной формы, пшеничный, ржаной, мука, колосья ржи и пшеницы, проигрыватель, пластинка «Хлеб – всему голова», картинка «Сбор урожая», предметные картинки – серп, цепь (из серии «Кем быть?») Беседа с кладовщицей ДОУ, экскурсия в магазин, наблюдение за выгрузкой хлеба, рассматривание иллюстраций и картин, альбомов, заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе, киселе.

Ноябрь Игра «Что? Где? Когда?» : «Не пей водицы из копытца» 1. Воспитывать интерес к народной культуре через сказки, пословицы, поговорки, народные игры, игрушки.

2. Формировать привычку использования в пищу чистой, кипяченой воды.

3. Познакомить со способами очистки воды, отражая результаты экспериментальной деятельности в речи.

4. Активизировать словарь детей по теме «Вода» : чистая, кипяченая, полезная, целебная, колодезная, родниковая, прозрачная, мутная, грязная, мусорная, фильтр, водонагревательный прибор.

5. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Самодельные народные куклы: Иванушка, Аленушка, козлик; прозрачное блюдо с водой, бинт, ковшик, баночка прозрачная, электрический кофейник, магнитофон, русский народный костюм, мыльные пузыри, родниковая вода Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок о воде, ее значении, рассматривании воды в лужах, экскурсия в продуктовый магазин

Декабрь Сюжетно-дидактические игры «Клуб Золушки», «Учись гладить» 1. Познакомить детей с историей утюга.

2. Формировать привычку соблюдать гигиенические требования к своей одежде (верхней и нижней).

3. Учить детей гладить предметы, соблюдая определенные правила: гладить справа налево, начинать гладить с мелких деталей, регулировать температуру в зависимости от типа ткани.

4. Воспитывать интерес к народной культуре через загадки, пословицы, сказки, поговорки; воспитывать аккуратность, интерес к ведению домашнего хозяйства.

5. Активизировать словарь: шерстяное, шелковый, ситцевый, чугунный, железный Валек, рубильник, утюги современный и с угольками, гладильная доска, кукольное белье, предметные картинки Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной», этические беседы об опрятности и аккуратности, заучивание пословиц, поговорок и загадок об одежде, утюге

Январь Православный праздник «Крещение Господне» 1. Продолжить знакомить с русскими народными праздниками, их традициями, обычаями.

2. Формировать потребность у детей в здоровом образе жизни.

3. Воспитывать отклик в душе ребенка на широту души, доброту, веселость русского народа, интерес к народной культуре через праздники,

пословицы, поговорки, народные игры.

4. Активизировать словарь: праздник, крещение, прорубь, обычай, традиции Чудесный мешочек с зерном и мелкими карточками с изображением орудия труда, валенок детский, самовар с чаем, угощения Знакомство с народными праздниками, разучивание игры «Кем будешь?», народной игры «Валенок»

Февраль Посиделки в форме игры «Поле Чудес» - «Когда руки не знают скуки» 1. Познакомить с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом в посиделках.

2. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев – Плешковские свистульки, Орловская керамика.

3. Формировать основы культуры быта.

4. Воспитывать интерес к народной культуре через народно – прикладное искусство, загадки, пословицы, сказки, поговорки;

5. Активизировать словарь: Плешковские свистульки, посиделки, ремесло, умельцы, керамика, глиняные, керамические Расписные полотенца, лавки, Плешковские свистульки, Орловская керамика, костюм для воспитателя, проигрыватель, дидактическая игра «Собери целое из частей» Рассматривание глиняных игрушек, керамической посуды, полотенец с разными видами вышивок, разучивание песни «Прялица», игры «Плетень», «Узел»; слушание народных песен в грамзаписи

Март Праздник Масленица 1. Расширить и закрепить знание детей о русском народном празднике, народной традиции – проводах зимы, угощениях блинами.

2. Формировать привычки к здоровому образу жизни.

3. Воспитывать интерес к народной культуре, используя знакомые песенки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, обычаи (угощение блинами, народные игры.

4. Активизировать словарь: Масленица, Великий пост, сырная неделя, потешиться, гуляния и т. д. Народный костюм для воспитателя, эмблема; хитро улыбается солнце – блин на голубом фоне, кукла «Масленица», канат, две корзины, мячи; самовар с чаем, блинами, варенье; звоночки, санки, поркрывало Разучивание закличек, загадок, прибауток, поговорок, песен «Ой, блины, мои блины», «Трынца!»; изготовление эмблемы солнца

Апрель Игра «Что? Где? Когда?» : «Природа – общий дом для всех людей» 1. Показать использование человеком природного материала.

2. Формировать посредством сказок бережное и положительное отношение к природе как к источнику жизни, красоты, творчества, интересных событий.

3. Показать на примере сказок, пословиц, поговорок поэтический образ природы Дидактическая игра «Бережем природу», картинки с изображением лекарственных растений Чтение художественной литературы о природе, загадок, пословиц, поговорок, сказок; беседы о бережном отношении к природе; знакомство с правилами поведения в природе, дидактическая игра «Кото больше назовет лекарственных растений»

Май Литературная викторина 1. Систематизировать знания детей об основах культуры быта, традициях, праздниках, основах гигиенической культуры посредством литературных произведений и народного фольклора (больших и малых форм).

2. Воспитывать интерес к истории своего народа, Отечеству, народной культуре через пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, народные игры.

3. Доставить детям радость, вызвать положительные эмоции Предметы народного быта, картинки с лекарственными растениями, иллюстрация бани; картинки по сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Сказки деда Еремея», «Три медведя» Вспомнить русские народные игры детей, народные сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки о труде, здоровье, воде, бане; проводит беседу о лекарственных растениях

Публикации по теме:

Календарное планирование занятий в старшей группе (НОД прогулка) Вторник 17 сентября Утро Непосредственно образовательная деятельность Прогулка Вторая половина дня *Прием детей на улице.

Календарное планирование по программе «Истоки» (сентябрь, II неделя) с 08.09. — 12.09.2014 г. по «Истокам», 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой Группа №4 «Звоночки» 2 неделя «Мои любимые игрушки» 08.09.2014г.

Календарное планирование по программе «Истоки» (сентябрь, III неделя) Сентябрь: с 15.09. — 19.09.2014 г. по «Истокам», 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой Группа №4 «Звоночки» 3 неделя «Дом, в котором мы живём».

Календарное планирование по программе «Истоки» (сентябрь, IV неделя) Сентябрь: с 22.09. — 26.09.2014 г. по «Истокам», 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой Группа №4 «Звоночки» 4 неделя «Здравствуй, осень!». 22.09.2014г.

Календарное планирование по программе «Истоки» (сентябрь, I неделя) Календарное планирование на Сентябрь: с 01.09.- 05.09.2014г. по «Истокам», 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой Группа №4 «Звоночки» Сентябрь 1.

Календарное планирование по программе «Истоки» Сентябрь-Октябрь с 29.09. — 03.10.2014 г. по «Истокам» 2–3 лет. по Л. А. Парамоновой 29.09.2014г. Понедельник 1. Ознакомление с окружающим.

Календарное планирование в старшей группе (2–3 февраля) Понедельник 2февраля Утро Непосредственно образовательная деятельность Прогулка Вторая половина дня Прием детей в группе. Обмен индивидуальной.

Календарное планирование в старшей группе Тема: Я вырасту здоровым Цель: Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Календарное планирование в старшей группе (28–29 января) 28–29 января Среда 28 января Утро Непосредственно образовательная деятельность Прогулка Вторая половина дня Прием детей в группе. Обмен.

Календарное планирование в старшей группе (26–27 января) Понедельник 26 января Утро Непосредственно образовательная деятельность Прогулка Вторая половина дня Прием детей в группе. Обмен индивидуальной.

Автор публикации:
Календарное планирование занятий в старшей группе по программе «Истоки»
Опубликовано: 23 июня 2015 в 07:27
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД