Лучший педагог года

Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна

Вагабова Инесса
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна

В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизации дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна. Система работы включает в себя подготовительный и основной этапы. Ко второму (основному) этапу можно переходить только после усвоения первого (подготовительного) этапа.

Публикация «Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна» размещена в разделах

Цель картотеки дидактических игр – помочь педагогам познакомить детей с основными понятиями (слово-живой предмет, слово-неживой предмет, слово-признак, слово-действие, предложение, слово-ассоциация) и их содержанием, а также с алгоритмом написания дидактического синквейна.

Материал картотеки может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, а также родителям.

Содержание:

Подготовительный этап…3

Основной этап…34

Приложение: Наглядно-графические схемы…. 45

Последовательность изучения понятий:

1. Формирование умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы (живые, неживые, действия и признаки предмета;

2. Формирование умения подбирать слова, обозначающие живые и неживые предметы, несколько действий, которые может производить предмет и несколько признаков к этому предмету;

3. Знакомство с предложением. Учатся составлять простое нераспространенное предложение, затем

распространенное, путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах предлогах;

4. Знакомство со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом

Игра «Живое, неживое»

Задачи: 1. Закрепить понятие о предмете и его названии.

2. Формировать умение определять «живые» и «неживые» предметы.

Предварительная работа:

- объяснить детям, что они живут в мире, их окружают разные предметы. Люди придумали для каждого предмета свое

название. Доска на четырех ножках, за которой можно обедать, играть, называется «стол». Мы видим предмет и называем его

словом. Детям предлагается назвать 3-4 слова, обозначающих различные предметы;

- познакомить детей с понятиями «живой» предмет, «неживой» предмет. Побеседовать о свойствах «живых» и «неживых»

предметов.

Оборудование: предметные картинки, с изображениями «живых» и «неживых» предметов.

Описание игры. Педагог показывает картинки с изображениями «живых» и «неживых» предметов. На «живой» предмет –

дети, например, хлопают в ладоши, на «неживой» – топают (действия выбираются детьми).

Пример: белка, лиса, камень, стул, облако, муравей, аист, дерево и т. д.

Игра «Покажи картинку-символ»

Задачи: 1. Совершенствовать умение определять живые и неживые предметы;

2. Познакомить с графическим обозначением предмета («живого», «неживого»).

Предварительная работа: познакомить детей с картинками-символами : «неживой» предмет – синий прямоугольник, «живой» предмет – красное сердце.

Описание игры. Педагог называет различные слова-предметы «живые» и «неживые». Если дети слышат название «живого» предмета, то поднимают сердце, если «неживого» – синий прямоугольник.

Пример: медведь -, стул - и т. д.

Игра «Подбери вопрос»

Задачи: 1. Формировать умение, правильно, ставить вопрос;

2. Совершенствовать умение подбирать картинку-символ к предмету.

Предварительная работа: объяснить детям, что все слова, обозначающие «живые» предметы отвечают на вопрос «Кто?», а «неживые» на вопрос «Что?».

Оборудование: предметные картинки, с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие «живой» и «неживой» предмет,

Описание игры. Детям предлагается выбрать любую картинку с изображением предмета, поставить к нему вопрос и

подобрать картинку-символ.

Пример:-

Это кто? -

Это что? -

Игра «Четвертый лишний»

Задачи: 1. Формировать умение находить «лишний» предмет;

2. Формировать умение обосновывать свой выбор.

Оборудование: карточки, разделенные на четыре квадрата с изображениями одного «живого» и трех «неживых» предметов или одного «неживого» и трех «живых» предметов, мелкие белые прямоугольники.

Описание игры. Детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым прямоугольником ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.

Пример: «Автобус – лишний, потому что это – «неживой» предмет, а синичка, курица и корова – это «живые» предметы».

Игра «Какой он? Какая она? Какое оно?»

Задачи: 1. Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета;

2. Познакомить с графическим обозначением признака предмета.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие признак предмета.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку с изображением лимона и предлагает поставить вопрос к слову лимон (какой) и ответить на него (жёлтый, овальный, маленький, большой, кислый и т. д.). Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой? Эти слова обозначают признаки предмета (показ картинки-символа). А теперь посчитайте, сколько я скажу слов: Большой, новый (Два слова). Какое первое слово?

(Большой). Какое второе слово? (Новый). Теперь вы назовите по два слова-признака. Педагог указывает на предметы, и спрашивает «Какой он? Какая она? Какое оно?». Дети отвечают. Таким образом, отрабатываются прилагательные мужского,

женского и среднего рода.

Пример: Большой удобный

Игра «Угадай, что это? кто это?»

Задачи: 1. Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки;

2. Обогащать словарь детей.

Описание игры. Педагог предлагает детям отгадать предмет по его признакам.

Пример: Маленький, круглый, колючий — (ежик).

Какой ёжик? — …

Стройная, зелёная, колючая — … (елка).

Какая ёлка? —

Игра «Опиши предмет»

Задачи: 1. Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки.

2. Обогащать словарь детей.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие признак предмета.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку с изображением предмета и предлагает поставить к нему вопрос и подобрать подходящие по смыслу слова-признаки.

Пример:

Какой он? – Круглый, сладкий, твердый, тяжелый

Игра «Кто что делает?»

Задачи: 1. Дать понятие о слове, которое обозначает действие;

2. Познакомить с графическим обозначением действия предмета.

Оборудование: картинка-символ, обозначающая действие предмета.

Описание игры. Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети) :

«Саша, рисуй». И спрашивает у детей: «Что делает Саша?» Дети, должны ответить одним словом. Затем педагог даёт другие

задания ребёнку, а дети называют его действия.

Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли, и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие (показ картинки-символа). Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос».

Например: Варит (что делает, шьёт (что делает, бежит (что делает, смеётся (что делает).

Игра «Кто как передвигается?»

Задачи: 1. Формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета;

2. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных животных, птиц, насекомых и др.

Описание игры. Педагог показывает предметную картинку. Дети определяют животное и называют способ его передвижения.

Пример: лошадь – скачет, рыба – плавает, кузнечик – прыгает и т. д.

Публикации по теме:

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Картотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольниковКартотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольников Картотека №1 «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ» Цель: стимулировать развитие связной речи. Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу):.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна
Опубликовано: 25 марта 2024 в 17:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД