Папки-передвижки

Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна

Вагабова Инесса
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна
▼ Скачать + Заказать документы

В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизации дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна. Система работы включает в себя подготовительный и основной этапы. Ко второму (основному) этапу можно переходить только после усвоения первого (подготовительного) этапа.

Публикация «Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна» размещена в разделах

Цель картотеки дидактических игр – помочь педагогам познакомить детей с основными понятиями (слово-живой предмет, слово-неживой предмет, слово-признак, слово-действие, предложение, слово-ассоциация) и их содержанием, а также с алгоритмом написания дидактического синквейна.

Материал картотеки может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, а также родителям.

Содержание:

Подготовительный этап…3

Основной этап…34

Приложение: Наглядно-графические схемы…. 45

Последовательность изучения понятий:

1. Формирование умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы (живые, неживые, действия и признаки предмета;

2. Формирование умения подбирать слова, обозначающие живые и неживые предметы, несколько действий, которые может производить предмет и несколько признаков к этому предмету;

3. Знакомство с предложением. Учатся составлять простое нераспространенное предложение, затем

распространенное, путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах предлогах;

4. Знакомство со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом

Игра «Живое, неживое»

Задачи: 1. Закрепить понятие о предмете и его названии.

2. Формировать умение определять «живые» и «неживые» предметы.

Предварительная работа:

- объяснить детям, что они живут в мире, их окружают разные предметы. Люди придумали для каждого предмета свое

название. Доска на четырех ножках, за которой можно обедать, играть, называется «стол». Мы видим предмет и называем его

словом. Детям предлагается назвать 3-4 слова, обозначающих различные предметы;

- познакомить детей с понятиями «живой» предмет, «неживой» предмет. Побеседовать о свойствах «живых» и «неживых»

предметов.

Оборудование: предметные картинки, с изображениями «живых» и «неживых» предметов.

Описание игры. Педагог показывает картинки с изображениями «живых» и «неживых» предметов. На «живой» предмет –

дети, например, хлопают в ладоши, на «неживой» – топают (действия выбираются детьми).

Пример: белка, лиса, камень, стул, облако, муравей, аист, дерево и т. д.

Игра «Покажи картинку-символ»

Задачи: 1. Совершенствовать умение определять живые и неживые предметы;

2. Познакомить с графическим обозначением предмета («живого», «неживого»).

Предварительная работа: познакомить детей с картинками-символами : «неживой» предмет – синий прямоугольник, «живой» предмет – красное сердце.

Описание игры. Педагог называет различные слова-предметы «живые» и «неживые». Если дети слышат название «живого» предмета, то поднимают сердце, если «неживого» – синий прямоугольник.

Пример: медведь -, стул - и т. д.

Игра «Подбери вопрос»

Задачи: 1. Формировать умение, правильно, ставить вопрос;

2. Совершенствовать умение подбирать картинку-символ к предмету.

Предварительная работа: объяснить детям, что все слова, обозначающие «живые» предметы отвечают на вопрос «Кто?», а «неживые» на вопрос «Что?».

Оборудование: предметные картинки, с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие «живой» и «неживой» предмет,

Описание игры. Детям предлагается выбрать любую картинку с изображением предмета, поставить к нему вопрос и

подобрать картинку-символ.

Пример:-

Это кто? -

Это что? -

Игра «Четвертый лишний»

Задачи: 1. Формировать умение находить «лишний» предмет;

2. Формировать умение обосновывать свой выбор.

Оборудование: карточки, разделенные на четыре квадрата с изображениями одного «живого» и трех «неживых» предметов или одного «неживого» и трех «живых» предметов, мелкие белые прямоугольники.

Описание игры. Детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым прямоугольником ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.

Пример: «Автобус – лишний, потому что это – «неживой» предмет, а синичка, курица и корова – это «живые» предметы».

Игра «Какой он? Какая она? Какое оно?»

Задачи: 1. Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета;

2. Познакомить с графическим обозначением признака предмета.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие признак предмета.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку с изображением лимона и предлагает поставить вопрос к слову лимон (какой) и ответить на него (жёлтый, овальный, маленький, большой, кислый и т. д.). Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой? Эти слова обозначают признаки предмета (показ картинки-символа). А теперь посчитайте, сколько я скажу слов: Большой, новый (Два слова). Какое первое слово?

(Большой). Какое второе слово? (Новый). Теперь вы назовите по два слова-признака. Педагог указывает на предметы, и спрашивает «Какой он? Какая она? Какое оно?». Дети отвечают. Таким образом, отрабатываются прилагательные мужского,

женского и среднего рода.

Пример: Большой удобный

Игра «Угадай, что это? кто это?»

Задачи: 1. Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки;

2. Обогащать словарь детей.

Описание игры. Педагог предлагает детям отгадать предмет по его признакам.

Пример: Маленький, круглый, колючий — (ежик).

Какой ёжик? — …

Стройная, зелёная, колючая — … (елка).

Какая ёлка? —

Игра «Опиши предмет»

Задачи: 1. Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки.

2. Обогащать словарь детей.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие признак предмета.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку с изображением предмета и предлагает поставить к нему вопрос и подобрать подходящие по смыслу слова-признаки.

Пример:

Какой он? – Круглый, сладкий, твердый, тяжелый

Игра «Кто что делает?»

Задачи: 1. Дать понятие о слове, которое обозначает действие;

2. Познакомить с графическим обозначением действия предмета.

Оборудование: картинка-символ, обозначающая действие предмета.

Описание игры. Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети) :

«Саша, рисуй». И спрашивает у детей: «Что делает Саша?» Дети, должны ответить одним словом. Затем педагог даёт другие

задания ребёнку, а дети называют его действия.

Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли, и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие (показ картинки-символа). Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос».

Например: Варит (что делает, шьёт (что делает, бежит (что делает, смеётся (что делает).

Игра «Кто как передвигается?»

Задачи: 1. Формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета;

2. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: предметные картинки с изображениями различных животных, птиц, насекомых и др.

Описание игры. Педагог показывает предметную картинку. Дети определяют животное и называют способ его передвижения.

Пример: лошадь – скачет, рыба – плавает, кузнечик – прыгает и т. д.

Публикации по теме:

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Картотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольниковКартотека дидактических игр по ГО и ЧС для дошкольников Картотека №1 «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ» Цель: стимулировать развитие связной речи. Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу):.

Картотека дидактических игр по ИЗО для старших дошкольников Д/И «На что похоже?» Цель. Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности. Задание. На столе выкладываются несколько.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Картотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольниковКартотека дидактических игр выполненных своими руками по формированию элементарных математических представлений дошкольников Предмет математики довольно сложная наука. Не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть тяга к точным наукам. Поэтому полезно.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна
Опубликовано: 25 марта 2024 в 17:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна» (включая файлы) размещена пользователем Вагабова Инесса (УИ 1615932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД