Папки-передвижки

Картотека дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей младшей группы

Татьяна Кожухова
Картотека дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей младшей группы

Татьяна Кожухова.

Картотека дидактических игр на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей младшей группы.

«Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету».

Д/игра «Цветки».

Публикация «Картотека дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей младшей группы» размещена в разделах

Задачи: Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый); развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Вырезанные из картона силуэты цветов красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.

Деятельность детей:

Дети прикрепляют прищепки красного цвета на серединку красного цветка прищепки синего цвета – на синюю серединку и т. д.

Д/игра «Ежики».

Задачи:Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый); развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Картонные фигурки ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов.

Деятельность детей:

Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красного ежика, прищепки синего цвета – на синего ежика и т. д.

Д/игра «Стирка».

Задачи: Закрепление умений различать и называть основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый; развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Коробочки-изображения стиральные машины красного, желтого и синего цвета, одежда такого же цвета.

Деятельность детей:

Дети раскладывают одежду в машины соответствующего цвета, называя при этом какого цвета одежда и машина.

Д/игра «Поезд».

Задачи: Закрепление умений различать и называть основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

Материал:

Картонные фигурки паровоза и вагонов красного, синего, зеленого, желтого цвета.

Деятельность детей:

Дети раскладывают вагончики красного цвета к красному паровозу, вагончики синего –к синему, паровозу желтого - к желтому, зеленого - к зеленом.

Д/игра «Спрячь мышку!».

Задачи: Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Обучение идентификации цвета.

Материал:

Вырезанные из бумаги силуэты домиков шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка. Квадраты тех же цветов – «дверцы».

Деятельность детей:

Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.

Д/игра «Разноцветные поляны».

Задачи: Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Развитие умения выделять цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал:

Большие листы бумаги шести цветов – «поляны». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети рассматривают разноцветные поляны (большие листы бумаги 6 цветов, называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «полянам» подходящего цвета.

Лото «Цвет».

Задачи: Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

Материал:

6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 основных цветов спектра. Маленькие карточки с тем же цветом.

Деятельность детей:

Дети внимательно рассматривают карточки с 6 цветами спектра. Воспитатель поочередно достает из коробки карточку с определённым цветом, и дети закрывают такие же цвета на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все цвета на своей карте.

Словесная игра «Что бывает такого цвета?».

Задачи: Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету.

Материал:

Карточки с 6 цветами спектра.

Деятельность детей:

Воспитатель поочередно показывает карточки определенного цвета из 6 цветов спектра. Дети называют, что бывает такого же цвета.

Мини-эксперимент «Синий и белый».

Задачи: Знакомство детей с оттенком спектра: голубым цветом.

Материал:

Гуашь синего и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра.

Деятельность детей:

Воспитатель показывает способы смешивания синей и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски.

Мини-эксперимент «Красный и белый».

Задачи: Знакомство детей с оттенком спектра: розовым цветом.

Материал:

Гуашь красного и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра.

Деятельность детей:

Воспитатель показывает способы смешивания красной и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски.

Мини-эксперимент «Окраска воды».

Задачи: Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом.

Материал:

Две большие банки с наклейками - голубой и розовой, красная и синяя гуашевые краски, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

Деятельность детей:

Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале – розовую, набирая на кисть немного красной краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем голубую, набирая на кисть немного синей краски и разводя ее в другой банке).

Д/игра «Найди свой цвет».

Задачи: Закрепление умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый. Развивать умение идентифицировать цвета.

Материал:

Разнообразные предметы 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и двух его оттенков (голубой, розовый). Цветные медальоны для детей.

Деятельность детей:

Дети надевают цветные медальоны и каждый называет свой цвет и цвета других детей. Заранее в разных местах комнаты надо разместить предметы (игрушки) разного цвета. Затем каждый ребенок должен найти игрушки цвета своего медальона.

«Величина предметов».

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.

Д/игра «Матрешка».

Задачи: Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой», маленький» Развитие умения соотносить два предмета одинакового цвета по величине.

Материал:

Игрушка матрешки, круги двух размеров (большой и маленький) одинакового цвета из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети собирают матрешку и устанавливают различие между кругами: один круг большой, другой маленький

Д/игра «Ягоды».

Задачи: Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству

Материал:

2 корзинки разной величины, ягоды разной величины.

Деятельность детей:

Дети рассматривают корзинки и располагают их по величине: большая, маленькая. Затем вместе с воспитателем подбирают к каждой корзинке ягоду.

Д/игра «Уложим собачек спать».

Задачи: Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.

Материал:

Кубики, кирпичики, большая и маленькая собачки.

Деятельность детей:

Дети рассматривают собачек и определяют их размер. Совместно с воспитателем приходят к выводу, что для большой собачки надо построить большую кровать, а для маленькой – маленькую. Дети самостоятельно строят большую и маленькую кровать.

Д/игра «Посади бабочку на цветок».

Задачи: Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер).

Материал:

Большая бабочка красного цвета, маленькая бабочка синего цвета, большой цветок розового цвета, маленький цветок голубого цвета

Деятельность детей:

Дети рассматривают бабочек и цветы. Затем «рассаживают» бабочек на цветы идентично по их размеру и цвету.

Д/игра «Куклы».

Задачи: Развитие умения соотносить три разных предмета по величине.

Материал:

Игрушки куклы, чайная посуда, шапки и шарфики трех размеров.

Деятельность детей:

Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой Затем дети играют, выполняя поручения: «Угости кукол чаем», «Одень кукол на прогулку»

Д/игра «Разложи мишкам мисочки».

Задачи: Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой.

Материал:

Картинка с изображением 3 мишек, стоящих по росту, 3 мисочки разного размера; по 3 мисочки из картона разного размера на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети вместе с воспитателем рассматривают, как стоят мишки (по росту, говорят, какой мишка самый большой, какой поменьше и какой самый маленький. Далее вместе с воспитателем играют - раскладывают миски в соответствии с величиной медведей.

Д/игра «Башни для медведя, лисы и мышки».

Задачи: Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой.

Материал:

Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; по 3 квадрата разной величины на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети располагают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка, по-порядку: самый большой, поменьше (средний, самый маленький. Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их "домиков" (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей из картонных квадратов.

«Форма предметов».

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1).

Задачи: Знакомство детей с кругом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Материал:

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети рассматривают форму «круг», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» круглой формы.

Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2).

Задачи: Знакомство детей с квадратом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Материал:

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы квадрата (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети рассматривают форму «квадрат», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» квадратной формы.

Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3).

Задачи: Знакомство детей с треугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Материал: Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы треугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Игра проводится аналогично предыдущей игре, дети закрывают «окна» треугольной формы.

Д/игра «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4).

Задачи: Знакомство детей с прямоугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры.

Материал:

Рамка-вкладыш Монтессори с геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы прямоугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети рассматривают форму «прямоугольник», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» прямоугольной формы.

Д/игра «Подбери домик для фигуры»

Задачи: Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Материал:

Карточки с контурами четырёх геометрических фигур, фигуры каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Деятельность детей:

Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе. Дети называют фигуру и закрывают «окна» круглой, квадратной и треугольной, прямоугольной формы.

Д/игра «Угостим фигурки»

Задачи: Закрепить умение различать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Материал:

Большие круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с нарисованными "лицами" - "фигурки-человечки" По 2-3 круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе; называют имена человечков. Затем дети играют: Фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для круга - печенья круглой формы и т. д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм.

Д/игра «Почини коврики»

Задачи: Закрепить умение детей различать и называть цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Материал:

Рамка-вкладыш в виде силуэтов ковриков, вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Деятельность детей:

Дети подбирают заплатки и залатывают дырки. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка на какую геометрическую фигуру похожа заплатка.

Д/игра «Потерялись»

Задачи: Развивать умение группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал:

Альбомные листы бумаги с изображением круга и квадрата («домики» фигурок-человечков); круги и квадраты разных цветов и размеров на каждого ребенка.

Деятельность детей:

Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и квадрата с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (их домики): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети играют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и квадрата (кружки и квадраты меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев (т. е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все квадраты - на лист бумаги с изображением квадрата).

Д/игра «Найди предмет такой же формы»

Задачи: Закреплять представления о геометрических фигурах, развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша.

Материал:

Геометрические фигуры круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, по 2 предмета каждой из этих форм.

Деятельность детей:

Дети рассматривают образец формы, предложенной воспитателем, затем выбирают предмет такой же формы среди игрушек и предметов, лежащих на столе, кладут его рядом с образцом.

Д/игра «Чудесный мешочек – 1»

Задачи: Закреплять умение определять знакомые геометрические формы (шар, куб, кирпичик, призма) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Материал:

Мешочек, геометрические формы: шар, куб, кирпичик.

Деятельность детей:

В мешочке лежат геометрические формы. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

Д/игра «Чудесный мешочек – 2»

Задачи: Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе зрительно – осязательного обследования и называть их.

Материал:

Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма; плоскостные изображения круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

Деятельность детей:

Ребенку показывают определенную плоскостную геометрическую фигуру, он ищет в мешочке объемную фигуру, называет ее и вынимает. Дети выполняют задание, находя в мешочке каждый раз новую фигуру.

«Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака».

Лото «Цвет и форма»

Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины).

Материал:

Карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета: вырезанные фигуры 4-х форм 6-ти цветов.

Деятельность детей:

Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.

Лото «Величина и форма».

Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величина и форма) с отвлечением от третьего признака (цвета).

Материал:

Карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного размера; вырезанные фигуры 4-х форм 6-ти цветов.

Деятельность детей:

Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте.

Д/игра «Магазин»

Задачи: Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины).

Материал:

Игрушки и предметы разной формы и разного цвета.

Деятельность детей:

Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, не называя (какого она цвета, формы, чтобы "продавец узнал и продал ее. Например: "Дайте, пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую" (мяч).

Д/игра «Домики»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и величину) с отвлечением от третьего признака (формы)

Материал:

Коробочки –домики разного цвета, разной величины, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета и величины.

Деятельность детей:

Дети раскладывают фигуры в большую розовую коробочку все большие розовые фигуры, в маленькую розовую все маленькие розовые фигуры, и т. д.

Далее детям можно предложить сортировку и с другими цветами спектра.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.

Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области "Ребенок и общество". Надеюсь, что предложенный.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у детей младшей группы
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 14:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД