Куракина Мария
Картотека дидактических игр по развитию связной речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по развитию
связной речи
во второй младшей группе
Выполнила:
воспитатель Куракина М. П.
Игра "Из какой я сказки"
Цель. содействовать формированию развития речи, зрительного восприятия, речевого слуха, памяти и мышления.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию связной речи во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Оборудование: вырезанные из картона или плотной бумаги фигурки волка, козы, кошки, собаки; наборное полотно или фланелеграф.
Ход игры.
Педагог помещает на наборное полотно фигурки животных и объясняет детям, что один из героев сказок расскажет о себе, и предлагает отгадать, кто это и из какой он сказки.
Педагог выразительно читает: "Я серый, зубастый и страшный. Я хочу съесть козлят. " .Дети называют героя и сказку, объясняют, как они догадались, из какой сказки герой. (В младшей группе к концу года можно привлечь детей к составлению рассказов описаний о героях сказок.)
Игра "Исправь ошибку"
Цель. содействовать развитию речи, зрительного восприятия, сообразительности
Оборудование: фигурки персонажей сказки "Репка"; наборное полотно или фланелеграф.
Ход игры.
Педагог помещает на наборное полотно изображения репки и остальных персонажей сказки "Репка", нарушив последовательность появления по сюжету. Детям предлагается внимательно рассмотреть получившуюся иллюстрацию и рассказать, что на ней не так. Дети меняют персонажей местами и комментируют свои действия.
Игра "Четвертый лишний"
Цель. содействовать развитию связной речи, зрительного внимания и логического мышления.
Оборудование: плоскостные или объемные фигурки пособия; наборное полотно.
Ход игры:
Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки (по сказке "Гуси-лебеди", Машеньки и медвежонка сказка "Три медведя" и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, т. к. он не человек, а животное.
Аналогично проводится игра с фигурками медведя, лисы, зайца и Машеньки. Дети смогут объяснить, что Машенька - девочка, а остальные герои животные.
Затем педагог помещает на наборное полотно фигурки медведя, петуха, волка, лисы и вновь предлагает детям найти, кто лишний. Дети выясняют, что лишний петух, т. к. он домашняя птица, а остальные герои - дикие животные.
Игра "Сравни мышку и мишку"
Цель. содействовать формированию умения сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Оборудование: картинки с изображением животных (или героев литературных произведений)
Ход игры.
Педагог предлагает рассмотреть картинки животных и сравнить чем они похожи, или найти различия между ними.
Игра "Кто лучше похвалит"
Цель. содействовать формированию умения называтьпризнаки животных по образцу взрослого.
Оборудование: вырезанные из картона или плотной бумаги фигурки волка, козы, кошки, собаки; наборное полотно или фланелеграф.
Ход игры.
Педагог берет себе одну игрушку (медведя, а ребенку дает зайца И начинает: "У меня медведь". Ребенок: "А у меня заяц".
- У медведя коричневая шубка.
- А у зайца белая.
- У медведя маленькие, круглые уши.
- А у зайца уши длинные.
Игра "Веселый-грустный"
Цель. познакомить детей с противоположными состояниями: веселый - грустный.
Ход игры.
Педагог рассказывает историю.
Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
Игра "Подскажи словечко"
Цель. содействовать формированию развития речи.
Ход игры.
Педагог читает хорошо знакомую сказку, например "Колобок", поет песенку Колобка и останавливается, чтобы ребенок продолжил сам слова данного героя.
Игра "Что сначала - что потом"
Цель. содействовать формированию развития речи, зрительного восприятия и мышления.
Оборудование: картинки из знакомых сказок.
Ход игры.
Педагог показывает картинки из сказки на стол. Дает ребенку их рассмотреть, а потом начинают обсуждать что изображено на картинках. Потом педагог спрашивает: какая картинка подходит для начала сказки, какая картинка показывает события, произошедшие за ней.
Игра "Кто может совершать эти действия?"
Цель. активизация глагольного словаря детей, способствовать развитию воображения, памяти, ловкости.
Ход игры.
Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог: - Дети:
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Игра "Громко - тихо"
Цель. содействовать умению детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Ход игры.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький медведь, и др.
Педагог показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем"
Цель: способствовать развитию творческого воображения; побуждать детей к импровизации, поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:
«Где вы были, мальчики и девочки?
Что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,
а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.
Игра "Игра с пальчиками"
Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; способствовать умению детей их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового театра.
Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его. (называет имя ребенка).
Игра "Угадай по звуку"
Цель: содействовать развитию слухового внимания детей.
Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
Игра "Зверята"
Цель: содействовать формированию у детей навыков звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
Игра "Возьмем Мишку на прогулку"
Цель: содействовать развитию предметно-игровых действий; формированию сопровождающей речи.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые. штанишки.
Теплые. штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену. Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену. Мишке валенки-малышки,
Я надену. Мишке красное. пальтишко,
Красное. пальтишко я надену. Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем. гулять,
Будем в саночках. катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
Игра "Пришел Мишка с прогулки"
Цель: содействовать развитию предметно-игровых действий; формированию сопровождающей речи.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.
Мишка наш ходил. гулять,
Шапку с Мишки надо. снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с. Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с. Мишки.
Мишка наш ходил. гулять,
Валеночки надо. снять.
Теплые. штанишки
Я снимаю с. Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с. Мишки.
Мишка наш ходил. гулять,
Он устал и хочет. спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он. сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка,. баю-бай!
Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.
Игра "Прятки"
Цель: содействовать развитию навыков звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает головой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.
Игра "Кругосветное путешествие"
Цель. способствовать развитию умения оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами, содействовать развитию воображения и фантазии.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т. д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т. д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т. д.
Игра "Превращение предмета"
Цель. содействовать развитию чувства веры и правды, смелости, сообразительности, воображения и фантазии.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д. ;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.
Игра "День рожденья"
Цель. содействовать развитие навыков действий с воображаемыми предметами, способствовать доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.
Ход игры.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
Игра "Король (вариант народной игры)"
Цель. содействовать развитию действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п., а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
Игра "Бабушка Маланья"
Цель. содействовать формированию развития внимания, воображения, находчивости, умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с по-
С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-
С такими ушами, бражают то, о чем говорит-
С такими носами, ся в тексте.)
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-
Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают
На него (нее) глядели, подбородок.)
Делали вот так. (Повторяют за ведущим любой жест.)