Лиана Золотова
Картотека дидактических игр по речевому развитию у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по речевому развитию у старших дошкольников
с ОНР
1. Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры: Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
2. Игра «Маленькие поварята»
Цель: Активизировать словарь глаголов.
Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Описание игры: воспитатель предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы
Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
3. Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры: Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
4. Игра «Погрузи урожай»
Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры: Воспитатель помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей (лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец). Дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.
5. Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры: Воспитатель задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
Как можно назвать маленький лимон: (Лимончик).
Как называется сок из лимона? (Лимонный).
Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
6. Игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка- билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
7. Игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительные восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое-нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов- названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в название которого первый звук- [л],[о],[н].
8. Игра «Измени слово»
Цель: Упражнять детей в умении изменять слова по образцу.
Ход: Сегодня к нам в гости пришел волк. Он пропустил последнее занятие в лесной школе. Все звери научились изменять слова, а волк этого делать не умеет. Покажем ему?
Пример воспитателя: попугаи- попугай
Далее слово произносит педагог, а дети изменяют его.
Трамваи- трамвай
Караваи- каравай
Урожаи- урожай
Лентяи- лентяй
Сараи- сарай
Змеи- змей и т. д.
9. Игра «Кто что делает»
Цель: Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным.
Ход: Воспитатель показывает детям картинки- дети подбирают к ним глаголы действия.
Муха- летала, жужжала, надоедала.
Машина- ехала, остановилась, везла.
Морковь- росла, зеленела.
Макароны- варились, лежали, жарились.
Мышка- бежала, пищала.
Мальчик- прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл.
10. Игра «Прятки»
Цель: Упражнять в правильном употреблении предлогов- под, из-под.
Ход: Воспитатель показывает, как шмель, лягушка, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки из четырех расставляются под различными предметами. Одна игрушка- водящий (например, шмель).
- Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом). И т. д
- Шмель нашел своих друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола). И т. д
11. Игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош-ка, гла-за).
12. Игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
13. Игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
14. игра «Медведь и заяц»
Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогом в.
Ход: - А знаете, где живет ворон?
«Ворон живет в гнезде»
Где живет волк?- Волк живет в норе.
Где живет белка?- Белка живет в дупле.
Где живет медведь?- Медведь живет в берлоге.
Где живет лягушка?- Лягушка живет в болоте.
Где живет рыба?- Рыба живет в воде.
Где живет ласточка?- Ласточка живет в гнезде.
15. Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»
Цель: Расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнить движения в общем для всех темпе.
Описание: Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.
С большой корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ.
Тут красный, пузатый сеньор- помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком,
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат.