Приложение МААМ

Игры с блоками Дьенеша. Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР

Ольга Косарева
Игры с блоками Дьенеша. Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством блоков Дьенеша

Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого «блоки Дьенеша») : научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Публикация «Игры с блоками Дьенеша, Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР» размещена в разделах

Логический материал (блоки Дьеныша) различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. Использование блоков позволяет моделировать понятия математики и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Также позволяет строить высказывания. Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному. Двум или трём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

1. Сначала предлагаются самые простые игры :

а) «Найди все фигуры (блоки, как эта» по цвету (размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (форме, размеру).

б) «Цепочка»

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и. т. д);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д;

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера. Но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

в) «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырёх детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочерёдно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по разному. Например:

а) фигурами другого цвета (формы, размера);

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме. Но другими по цвету);

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

г) «Раздели фигуры» : найди все круглые, все большие и т. д.

2. Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках.

Так цвет обозначается пятном. Величину- силуэтом домика (большой, маленький).

Форму- контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Толщину- условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре у детей появляются такие определения: это красный. Большой. круглый. Толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».

Игровые упражнения проводятся так: ребёнку или группе детей предъявляется карточка предлагаются найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками. Где в первой из них изображено свойство. Ребёнок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства. Игра называется «Все в ряд».

После освоения этих умений можно усложнить задание. Теперь дети будут самостоятельно выявлять свойства блоков. Как по слову. Так и с использованием карточек.

Предлагаются такие игры : «Кто быстрее соберёт блоки», «Поручения», «На своё место», Например, ведущий говорит: «Кто быстрее всех соберёт все красные блоки». «Саше поручается собрать все круглые блоки». «Все толстые блоки положите на своё место- в большой обруч.»

Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали всё быстро и качественно.

Все блоки в данных играх должны быть в поле зрения играющих. Что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задачи.

3. В последующих заданиях рекомендуется усложнить задачу и развивать умение выявлять свойства блоков по слову без опоры на наглядность.

Блоки убирают в коробку или под салфетку. Игровые образы Мышки (игра «Мышки- норушки») помогают заинтересовать ребёнка в отборе блоков- «запасов на зиму» в норку (коробку, выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые…

Успешно проводятся и другие игры «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет».

Домики заселяются жёлтыми жильцами- блоками, либо квадратными. В другой игре предлагается спрятать все красные блоки; толстые блоки… Победителями оказываются те. Кто первыми безошибочно выполнит задания.

В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Например:

Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры : «Переводчики», «Помоги Незнайке». В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках. Перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по- разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о жёлтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий, большой (маленький).

Подобные игровые упражнения могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей.

4. Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами.

Начинать лучше всего с игр «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход». Разложи блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. «Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т. д. Разобраться, где должны «висеть» не квадратные и красные, жёлтые и треугольные…блоки в игре «На свою веточку».

5. И, наконец, наиболее сложные задачи- это задачи на разбиение по двум и более свойствам.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей чёткое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша»Фотоотчет «Игры с блоками Дьенеша» Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с блоками Дьенеша. Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР
Опубликовано: 10 сентября 2021 в 15:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с блоками Дьенеша. Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Косарева (УИ 375930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД