Получи документы

Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ (часть 2)

Надия Ахмедьянова
Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ (часть 2)

Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ. Часть 2

Тема: «Дикие животные»

Игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий —

Серый, зубастый, страшный —

Хитрая, пушистая, рыжая —

Маленький, длинноухий, пугливый —

Игра «Про кого можно сказать.» (подобрать существительное к глаголу):

охотится —

крадется —

воет —

кусается —

Публикация «Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ (часть 2)» размещена в разделах

пугается —

скачет—

переваливается —

хитрит —

выслеживает —

Игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных).

В норе живет (кто) — лиса,

В берлоге —.

В дупле —. .

В логове —….

Под кустом — ….

Игра «Маленький - огромный».

- Маленький медведь, а огромный.? - Огромный медведище.

- Маленький олень, а огромный. ?-

- Маленький лось, а огромный. ?-

- Маленький волк, а огромный. ?-

- Маленький кабан, а огромный. ?-

- Маленький барсук, а огромный. ?-

Огромный: оленище, лосище, волчище, кабанище, барсучище.

игра: «Чья голова, чей хвост?» - употребление притяжательных прилагательных.

У белки голова (чья) - беличья голова, хвост (чей) — беличий хвост.

У волка — волчья, волчий.

У рыси — рысья, рысий.

У оленя – оленья, олений.

У зайца — заячья, заячий.

У лисы — лисья, лисий.

У кабана – кабанья, кабаний.

У барсука — барсучья, барсучий.

У лося — лосиная, лосиный.

У медведя — медвежья, медвежий.

У белки – беличья, беличий.

Игра «Назови детенышей» - употребление существительных единственного и множественного числа.

У медведицы — один медвежонок, много медвежат.

У зайчихи – один зайчонок, много зайчат.

У лисицы — один лисенок, много лисят.

У ежихи – один ежонок, много ежат.

У оленихи — один оленёнок, много оленят.

У лосихи — один лосёнок, много лосят.

У белки – один бельчонок, много бельчат.

Игра «Подбери признак»:

медведь (какой)- бурый, косолапый, неуклюжий, ….

волк (какой)-…

лиса (какая)-…

ёж (какой)-…

заяц (какой)- …

Тема: «Домашние животные»

Игра «Кто как голос подает?»

Собака – лает

Кошка – мяукает

Овца – блеет

Лошадь - ржёт

Корова – мычит

Утка – крякает

Свинья – хрюкает

Петух – кукарекает

Гусь – гогочет

Игра «У кого - кто?» («один – много»)

У кошки – котенок – много котят

У собаки – щенок – много щенят

У овцы – ягненок – много ягнят

У козы – козленок – много козлят

У коровы – теленок – много телят

У лошади – жеребенок – много жеребят

У свиньи - поросенок – много поросят

У курицы – цыпленок – много цыплят

У утки - утенок – много утят

У гуся - гусенок - много гусят

Игра «Чья голова? Чей хвост? Чьё туловище?» - образование притяжательных прилагательных

У коровы голова (чья) - коровья, хвост (чей) - ….,

туловище (чьё) - ….

У лошади голова (чья) - лошадиная, хвост (чей) - ,

туловище (чьё) - ….

У овцы голова (чья) - овечья, хвост (чей) - ….,

туловище (чьё) - ….

У курицы голова (чья) - куриная, хвост (чей) - …. ,

туловище (чьё) - ….

У козы голова (чья) - козья, хвост (чей) - ,

Туловище (чьё) - ….

У собаки голова (чья) - собачья, хвост (чей) - ….,

туловище (чьё) - ….

У гуся голова (чья) - гусиная, хвост (чей) - ….,

Туловище (чьё) - ….

У кролика голова (чья) - кроличья, хвост (чей) - ,

туловище (чьё) - ….

Учите ребенка составлению описательного рассказа о домашнем животном по плану:

- Кто это?

- Где живёт?

- Какие части тела есть?

- Какого цвета шерсть?

- Как называются детеныши?

- Чем питается?

- Какую пользу приносит человеку?

Игра «Подбери словечко» - образование сложных прилагательных.

У быка острые рога. Бык какой? – (остророгий)

У свиньи короткие ноги. Свинья какая? – (коротконогая)

У кролика длинные уши. Кролик какой? – (длинноухий)

У овцы мягкая шерсть. Овца какая?– (мягкошерстная)

У лошади длинная грива. Лошадь какая?– (длинногривая)

Игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

У коровы длинный хвост, а у свиньи - ….

У козы острые рога, а у барана - …

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть - ….

У свиньи толстые ноги, а у ягнёнка - …

Тема: «Животные Севера»

Игра «Кого на Севере много?» (Добиваться ответа фразой)

- Один морж - На Севере много моржей.

- Один тюлень - На Севере много ….

- Один олень - На Севере много ….

- Один медведь - На Севере много ….

- Один песец - На Севере много ….

- Одна куропатка - На Севере много ….

- Одна сова - На Севере много …

Игра: «Чья голова?»

- У медведя голова (чья) – Медвежья голова.

- У тюленя голова (чья) –… голова.

- У лебедя голова (чья) –… голова.

- У оленя голова (чья) –… голова.

- У совы голова (чья) –… голова.

Игра: «Назови семью»

- У медвежонка папа — медведь, а мама (кто) – медведица.

- У оленёнка папа — олень, а мама (кто) - олениха.

- У тюленёнка папа — …., а мама (кто) –….

- У моржонка папа — …., а мама (кто) –…

- У зайчонка папа — …., а мама (кто) –….

Игра «Подбери словечко» - образование сложных прилагательных.

У оленя острые рога. Олень какой? – (остророгий)

У медведя толстые лапы. Медведь какой? – (толстолапый)

У зайца длинные уши. Заяц какой? – (длинноухий)

У песца острые зубы. Песец какой? – (острозубый)

У моржа длинные усы. Морж какой? – (длинноусый)

Работа с предложением. Употребление предлогов

«из-за», «из-под» (вставьте в предложение пропущенное «маленькое слово»).

- Белый медведь выглянул … сугроба.

- Тюлень вынырнул … …. льдины.

- Оленьи рога видны … чума.

- Песец выбежал … куста.

Тема: «Животные жарких стран»

Игра «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие, хвостатые (обезьяны)

В Африке живут большие, толстокожие… (бегемоты)

В Африке живут сильные, гривастые (львы)

В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые (зебры)

В Африке живут пятнистые, длинношеие….(жирафы)

А также выносливые, двугорбые (верблюды)

И ещё огромные, сильные (слоны)

Игра «Назови семью»

Учить ребёнка называть членов семьи животных

- Кто детёныш у льва? - Львёнок. - У львёнка папа — лев, а мама (кто) — Львица.

тигр — тигрица — тигрёнок страус — страусиха — страусёнок

слон — слониха — слонёнок верблюд — верблюдица — верблюжонок

Игра «Чья голова, чей хвост, чьё туловище?»

Учить ребёнка образовывать притяжательные прилагательные от существительных

- У льва голова (чья) - львиная голова; хвост (чей) - львиный хвост, туловище (чьё) - львиное туловище.

- У обезьяны – обезьянья, обезьяний, обезьянье.

- У слона – слоновья, слоновый, слоновье.

- У верблюда – верблюжья, верблюжий, верблюжье.

- У черепахи – черепашья, черепаший, черепашье.

- У крокодила – крокодилья, крокодилий, крокодилье.

Тема: «Поздняя осень. Перелетные птицы»

Игра «Кого много?» - учить образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Одна ласточка, осенью улетает много (кого)

- Осенью улетает много ласточек.

Много: кукушек, грачей, стрижей, журавлей жаворонков, аистов, соловьев, дроздов.

Игра «Кому мы рады?» - учить образовывать дательный падеж существительных. Добиваться полного ответа.

- Прилетела ласточка, мы рады (кому) - Мы рады ласточке.

Рады: кукушке, грачу, стрижу, журавлю, жаворонку, аисту, соловью, дрозду.

Игра «Улетает — не улетает» - взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.

Игра «Четвертый лишний»:

ласточка, голубь, синица, снегирь;

ласточка, скворец, голубь, грач;

журавль, скворец, грач, воробей;

воробей, ворона, кукушка, сова.

Тема: «Зима»

Спросите у ребёнка: - Какое сейчас время года?

- Назови зимние месяцы.

- Какое время года было до зимы?

- Какой зимний месяц первый (второй, третий?

- Какое время года будет после зимы?

Учите рассказывать о зиме по плану,

задав предварительно вопросы:

- Как зимой светит солнце?

- Как дует ветер? Что идёт зимой?

- Что происходит зимой с реками?

- Как одеваются зимой люди?

- Что делают зимой звери?

- Чем занимаются зимой дети?

Игра «Какой - какая?»

мороз в декабре – мороз (какой) - декабрьский

зимой морозно – зима (какая) - морозная

снег летит – снег (какой)- ….

мороз в январе — мороз (какой) – ….

зимой вьюжно — зима (какая) - …

снег сверкает — снег (какой)- ….

мороз в феврале - мороз (какой) – ….

зимой студёно – зима (какая) - …

снег блестит – снег (какой)- ….

Игра «Составь предложение»

- снежки, дети, играть, любят, в -

- Миша, папой, с, горку, строят -

- санки, горы, с, мчаться, вниз -

Игра «Подбери признак» (кто больше придумает слов):

- снег (какой) – белый,пушистый, ….

- лёд (какой) – …

- погода зимой (какая) - …

- снежинка (какая) - ….

Игра «Скажи по-другому»

Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег

Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег

Снег искрится под лучами солнца – искрящийся под лучами солнца снег

Снег серебрится на солнце – серебрящийся на солнце

Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег

Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег

Игра «Чего нет?» - образование родительного падежа существительных.

- Снег. Нет чего? – снега.

- Вьюга. Нет чего? – …

- Метель. Нет чего? – ….

- Сугроб. Нет чего? – ….

- Лёд. Нет чего? – …

- Мороз. Нет чего? – …

Тема: «Зимние забавы»

Игра «Кому что нужно?» - закончи предложение.

Лыжнику нужны лыжи, чтобы …

….

Хоккеисту нужна, чтобы ….

….

Фигуристу нужны, чтобы …

….

Саночнику нужны …., чтобы …

….

Игра «Исправь ошибку».

Лыжнику нужны санки. –

Конькобежцу нужны лыжи. –

Саночнику нужны коньки. –

Хоккеисту нужны санки. –

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Игра «Ёлочные игрушки»- образование относительных прилагательных.

Шарик из стекла (какой) – стеклянный

Снежинка из пластмассы (какая) – пластмассовая

Рыбка из картона (какая) – картонная

Звезда из металла (какая) – металлическая

Шишка из дерева (какая) – деревянная

Сосулька из пластика (какая) – пластиковая

Игра «Подбери признак»

- елка (какая)- зеленая, пушистая, ароматная….

- праздник (какой)- …

- елочные игрушки (какие)- ….

- Дед Мороз (какой)- ….

- Снегурочка (какая)-….

- подарки (какие)-….

Игра «Посчитай до пяти» - согласование числительных

с существительными

Один - шар, два - шара, три - шара и т. д.

Одна - шишка, две – шишки, три – шишки и т. д.

Один - подарок, два - подарка, три - подарка и т. д.

Одна - елка, две - елки, три - елки и т. д.

Одна - маска, две - маски, три – маски и т. д.

Игра «Как бывает в Новый год» (словарь наречий).

В Новый год бывает: морозно, празднично…

Тема: «Одежда»

Игра «Какая одежда?» - образование относительных

прилагательных

Одежда из кожи – КОЖАНАЯ

Одежда из шерсти - IIIЕРСТЯНАЯ

Одежда из ситца - СИТЦЕВАЯ

Одежда из шелка - IIIЕЛКОВАЯ

Одежда из льна - ЛЬНЯНАЯ

Одежда из бархата - БАРХАТНАЯ

Одежда из хлопка – ХЛОПКОВАЯ

Одежда из атласа – АТЛАСНАЯ

Одежда из драпа - ДРАПОВАЯ

Одежда из джинсовой ткани - ДЖИНСОВАЯ

Шуба из кролика – КРОЛИКОВАЯ

Шуба из лисы - ЛИСЬЯ

Шуба из белки - БЕЛИЧЬЯ

Шуба из норки – НОРКОВАЯ

Игра «Скажи ласково» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Рубашка - РУБАШЕЧКА

Платье - ПЛАТЬИЦЕ

Блузка - БЛУЗОЧКА

Шорты - ШОРТИКИ

Носки - НОСОЧКИ

Кофта – КОФТОЧКА

Брюки - БРЮЧКИ

Шуба – ШУБКА

Шапка - ШАПОЧКА

Знакомство с деталями одежды.

В одежде могут встречаться следующие детали:

оборки, карманы, манжеты, воротник,

пояс, ремень, пуговицы, рукава.

Игра «Скажи наоборот» - подбор слов-антонимов

Длинный рукав – короткий рукав

Узкая юбка - … юбка

Короткое платье - …. платье

Толстая кофта - …. кофта

Светлый костюм - …. костюм

Чистая одежда - …. одежда

Сухая одежда - …. одежда

Игра «Мой, моя, моё, мои» - употребление притяжательных местоимений (продолжи ряд)

Моя – шуба, ….

Мой – сарафан, …

Моё – бельё, ….

Мои – штаны, ….

Игра «Закончи предложение».

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять … (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять …. (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять …. (кожаных плащей).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар ….(шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять ….(драповых пальто).

Игра «Один-много» - образование существительных во множественном числе в Родительном падеже

Одна рубашка – много рубашек

Одна юбка – много юбок

Одно платье – много платьев

Одни брюки – много брюк

Один сарафан – много сарафанов

Одни шорты – много шорт

Одна футболка – много футболок

Одна шуба – много шуб

Один шарф – много шарфов

Одни перчатки – много перчаток

Тема: «Обувь»

Образование относительных прилагательных в упражнении «Из чего делают обувь?»

- обувь из кожи - КОЖАНАЯ

- обувь из резины –

- обувь из вельвета -

- обувь из материи -

- обувь из меха -

- обувь из замши –

Игра «Скажи со словом пара»:

- Что означает слово «пара»?

- Почему обувь делают парами?

- Назови обувь со словом «пара»:

(ПАРА ТУФЕЛЬ, ПАРА БОТИНОК, ПАРА САПОГ, ПАРА ТАПОК).

Игра «Добавь слово «полу»:

- Назови обувь, добавляя в начало

слово «полу»:

БОТИНКИ - ПОЛУБОТИНКИ

КЕДЫ - ПОЛУКЕДЫ

САПОЖКИ – ПОЛУСАПОЖКИ

Тема: «Головные уборы»

Образование относительных прилагательных в упражнении «Из чего делают головные уборы?»

- шляпа из соломы – соломенная

- шляпа из фетра –

- шляпа из меха -

- шляпа из меха кролика -

- шляпа из меха лисы -

- шляпа из меха норки -

- шляпа из меха соболя -

- шляпа из меха каракуля -

- кепка из шерсти -

- кепка из кожи –

- платок из пуха –

- платок из шёлка

Образование Родительного падежа существительных во множественном числе в игре «Скажи со словом «МНОГО»:

Шляпа – много шляп

Берет – много

Шапка –

Кепка –

Панама –

Фуражка –

Платок –

Тема: «Посуда»

Учите детей называть и классифицировать посуду:

- Покажи и назови кухонную, столовую, чайную посуду.

Игра «Великан» - учить образовывать существительные с преувеличительными суффиксами.

У нас нож, а у великана.? — У великана ножище, кастрюля — кастрюлище, стакан — стаканище,

самовар — самоварище, бокал – бокалище, сковорода — сковородище

Игра «Без чего посуда?» - учить употреблять родительный падеж существительных с предлогом «БЕЗ».

- У кастрюли оторвалась ручка, кастрюля без (чего)- Кастрюля без ручки.

- Отломился носик у чайника, чайник без (чего)- чайник без носика.

- У сковороды прохудилось дно, сковорода без (чего)- Сковорода без дна

- У банки потерялась крышка, банка без (чего)- банка без крышки.

Игра «Какая посуда?» - учить соотносить название посуды с названием продуктов

- Какая посуда нужна для хлеба? - хлебница.

- Для сухарей – сухарница.

- Для конфет – конфетница.

- Для соли – солонка.

- Для перца – перечница.

- Для масла – маслёнка.

- Для селёдки – селёдочниц.

- Для супа – супница.

- Для соуса – соусник.

- Для сахара — сахарница.

- Для салата – салатница.

- Для молока – молочник.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Человек» Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.. Тема: Человек. Части тела (1.

Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР СОГЛАСОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. 1. Сказка “Жадный медвежонок” Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий «Рыбы» Тема: «Рыбы» Задачи: 1) Активизация словаря по теме 2) Образование притяжательных прилагательных 3) Согласование существительных с числительным.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Слова-действия» Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий тема: «Слова-действия». Подготовила:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОВЗ «Домашние птицы» .

Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме; подбор признаков к предметам; согласование прилагательных с существительными;.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Цветы» у детей старшей группы Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы на тему «Цветы» Словарь по теме: Существительные:.

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматических категорий языка Лексическая тема «Золотая осень» ПЯТНИЦА Утро: Д/игра «Назови ласково» Цель: закреплять лексико – грамматические категории языка. Солнце.

Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Процесс усвоения ребенком грамматического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ (часть 2)
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 07:58
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД