Письменная Елена
Картотека опытов с объектами неживой природы «Воздух» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт 1
Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в банку с водой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2
Публикация «Картотека опытов с объектами неживой природы „Воздух“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Воспитатель в руках держит салфетку. Что произойдёт с салфеткой, брошенной в таз с водой? Салфетка намокла. Намокнет ли салфетка, опущенная в воду в перевёрнутом стакане? Воспитатель ко дну стакана кусочком пластилина прикрепляет сложенную вчетверо салфетку, опускает стакан в воду. Намокла ли бумага? Почему?
Вывод: В стакане воздух он не пропустил воду. (Воздух сжался).
Опыт 3
Воспитатель предлагает детям опустить стакан в банку с водой, но стакан держать не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?
Вывод: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 4
Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают. Какой получился шарик? Выпускают воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Пусть дети подставят ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обратите внимание: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если мы отпустим такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Вывод: Из шарика выходит воздух, поэтому он начал двигаться.
Опыт 5
Воспитатель с детьми мнут мячик в руках (он упругий, лёгкий, опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он тонет? (Мячик плавает: он лёгкий). Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (Мячик выскакивает на поверхность воды).
Вывод: Мячик заполнен воздухом, он лёгкий - лёгкие предметы не тонут; вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.
Опыт 6
Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длиной около шестидесяти сантиметров. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шариков. Проткните иголкой один из надутых шариков. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие.
Вывод: Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Опыт 7
Воспитатель раздаёт детям бутылки с узким горлышком. Пусть они приставят бутылку к нижней губе и подуют сбоку в горлышко – возникнет звук (сразу может и не получится). Затем предложите приложить край листочка тонкой бумаги или фольги к губам и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук. Что происходит? Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому и возникает. Для того чтобы подтвердить этот вывод, дети просто приложат бумагу к губам и попробуют сказать – губы ощущают дрожание бумаги. Если приложить пальцы к горлу во время разговора. Также почувствуется дрожание. Значит, звук рождается тогда, когда дрожит воздух.
Вывод: Воздух может свистеть и петь.
Опыт 8
Положить полоску бумаги на стол, подуть под неё. Что произойдёт? (Полоска запрыгает, как лягушка)
Вывод: Полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.
Опыт 9
Вырезать из плотной бумаги кружок и разрезать его так, чтобы получилась змейка. Укрепить змейку на конце согнутой проволоки, поднять над огнём свечи. Почему змейка вращается?
Вывод: Тёплый воздух поднимается вверх.
Опыт 10
Давайте научим горох плавать и выполнять разные движения, как в цирке. Дети в баночку с водой опускают четыре свежих горошин и трубочку дуют в неё. Сначала слабо, затем с большей силой. Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно, сила воздуха увеличивалась, и скорость движения горошин возрастала.
Вывод: Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Опыт 11
Дети отпускают кораблик из пенопласта в воду. Затем дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывёт медленно). Делают то же с силой. (Кораблик плывёт быстрее и может даже перевернуться).
Вывод: При слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивается скорость.
Опыт 12
Взять ароматизированные салфетки, апельсины, хвойную эссенцию и т. д. и предложить постепенно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: Воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Опыт 13
Воспитатель включает вентилятор и предлагает детям поднести к вентилятору кусочки ткани или тонкой бумаги. Что происходит с бумагой? (Она движется). Как вы думаете, есть сейчас ветер? Воспитатель выключает вентилятор. Что теперь происходит с бумагой? (Она перестала двигаться). Почему? Откуда вдруг у нас тут появился ветер?
Вывод: Вентилятор кружится, воздух движется, получается ветер.
Опыт 14
Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребёнка. В каждой мисочке – море: Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Что произойдёт если сильнее подуть? Большие волны.
Вывод: Если подуть на воду, получатся волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Опыт 15
Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Можно взять и настоящие веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны?
Вывод: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.
Опыт 16
Дети машут веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод: Веер нужен, чтобы был прохладный ветер.