Комплексное занятие для старшей группы на тему «Водное пространство и его обитатели»

Светлана Романова
Комплексное занятие для старшей группы на тему «Водное пространство и его обитатели»

Программное содержание:

Учить выкладывать слова из счётных палочек. Учить имитировать движения морских животных, передавать характер и повадки. Познакомить с обитателями моря (коралловых рифов). Закрепить умение отвечать на проблемные вопросы. Закрепить знания о значении воды в жизни людей, растений, животных. Сформировать представление о необходимости её экономного расходования. Развивать воображение.

Предварительная работа:

1. Разучивание стихов о воде

2. Познакомить детей с глобусом

3. Изготовить панно «Морские обитатели»

Материал к занятию:

Глобус, трёхлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой водой, другой с грязной). Поднос со стаканчиками, кувшин с простой водой, кувшин с морской водой, марля. Аудиозапись «Звуки прибоя». Соль морская и пищевая в блюдцах. Панно «Морские обитатели».

Ход ЗАНЯТИЯ

1 часть

Дети заходят в группу и садятся за столы, которые расположены полукругом.

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку.

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится.

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит?

Дети: Вода.

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Мы её не замечаем

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Воспитатель: Дети, а кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, животным, людям.

Воспитатель: Всему живому нужна вода. А нам в детском саду нужна вода? Для чего?

Дети: Умываться, поливать растения, поить животных, стирать бельё, мыть полы, мыть посуду, готовить обед и тд.

Воспитатель: Без воды всё живое на земле погибнет. Вода – это жизнь и воду

надо беречь, правильно и разумно расходовать. Как мы с вами

можем беречь воду в детском саду?

Дети: Плотно закрывать кран, не лить понапрасну воду.

Воспитатель: А ведь в пустую израсходованная вода попадает в

канализацию, и чтобы она опять стала чистой, нужно

затратить много сил. Вначале вода попадает в огромные

резервуары – отстойники, где её тщательно очищают и

фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр? (ответы детей).

Воспитатель: Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и

через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый

стакан. Что вы видите на марле?

Дети: Вся грязь осталась на марле.

Воспитатель: А какой стала вода в стакане? (ответы). Верно чистой. Марля

как фильтр, который не пропускает грязь. Можно второй раз

пропустить воду через марлю и она будет ещё чище.

Чистую воду нужно расходовать очень экономно. С каждым

годом её количество на Земле сокращается. Послушайте, о чём

говорят капли капая из неплотно закрытого крана.

Таня: Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап, кап, кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

Ещё пройдёт немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет.

Воспитатель: Человек без пищи может прожить 3 месяца. Без воды - всего

неделю. Как вы думаете, много ли воды на земле, хватит ли её

всем? (ответы).

Давайте посмотрим на глобус. Это наша Земля в миниатюре.

Каким цветом на глобусе обозначают воду? (ответы). Верно

синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле 4 океана.

Кто знает как они называются? (Северный ледовитый.

Атлантический, Индийский, Тихий) и 30 морей. Как вы

думаете много это или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах?

Дети: …

Воспитатель: Хотите узнать? Какая вода на вкус. (Дети по желанию

пробуют).

Дети: Горькая, солёная, невкусная.

Воспитатель: Можно её пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А

теперь попробуйте эту воду? Какая она на вкус?

Дети: Вкусная, чистая, несолёная, пресная.

Воспитатель: Горьковатый вкус морской воде придаёт морская соль, которая

в ней растворена. Посмотрите, вот она какая (показывает

детям морскую соль). В пищу люди употребляют поваренную

соль. Посмотрите на неё. Давайте сравним поваренную соль и

морскую соль. Что вы скажите о морской соли?

Дети: Крупная, сероватая, горькая.

Воспитатель: А поваренная?

Дети: Мелкая, белая, не горькая.

Воспитатель: Где в природе есть пресная вода? (ответы). Верно, в реках,

озёрах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или

мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете

уместится в трёхлитровой банке, а пресной хватит всего на

полстакана. Так много или мало пресной воды?

Дети: Мало.

Воспитатель: Так как же надо относится к воде?

Дети: Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.

Воспитатель: «Воду попусту не лей, Дорожить водой умей» (все вместе

повторим).

ФИЗКУЛЬТ.МИНУТКА:

«НА БОЛОТЕ ДВЕ ЛЯГУШКИ…»

2 часть

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в море к обитателям

коралловых рифов.

Встанем в круг, закроем глаза и внимательно слушаем.

(включается аудиозапись «Звуки прибоя»).

Вот мы и оказались на берегу моря. Волны с шумом набегают

на берег, быстро отступают обратно в морские просторы,

вновь прибегают на берег.

Здравствуй, Морское царство, Коралловые рифы.

Дно моря покрыто кораллами. Полюбуйтесь этим

причудливым морским камнем! Кораллы чаще бывают

красного, буро-коричневого цвета. Встречаются и небесно-

голубые, и кремово- жёлтые, фиолетовые кораллы. Видов

кораллов около 6 тысяч.

Вот коралл органный, хлебный, благородный коралл, коралл-

Гоша, веерный коралл, коралл «Оленьи рога».

Лабиринты коралловых джунглей (это как леса у нас на

Земле) называются рифами.

На рифах живут сотни и тысячи видов животных.

Большинство из них одеты в яркие разноцветные наряды – под

стать самим кораллам. Кого тут только не встретишь.

Губка рогатая, живая губка, морской ёж, морские звёзды:

голубая, коротколучевая, моллюски (устрица). А сколько

здесь рыб. Среди них много мелких и абсолютно

миролюбивых: длинноногая рыба-бабожа, рыба-ёж,

королевская рыба-ангел, белогрудый хирург, рыба клоун.

Но рядом с ними живут бок о бок хищники – акулы,

осьминоги, мурены.

Какое животное самое большое на земле? (ответы). Это

голубой кит. Он принадлежит к семейству усатых китов.

Длина тела 30м, вес – 130 тонн. Его китовый ус длиной 4,5 м

состоит из 400 пластинок. Через пластинки фильтруется вода,

и остаются мелкие, размером до 5см ракообразные.

Затем по величине идёт кашалот – самый крупный зубастый

кит: длина тела – 20м, вес – 40 тонн. У него 60 зубов. Киты

охотятся на рыб и моллюсков. Насчитывается около 80 видов

китов. Среди них самые мелкие – дельфины.

Дельфины живут группами по 10-15 особей. Эти животные

очень любопытны и часто сопровождают морские суда. Они

качаются на волнах, совершая невероятные прыжки. Самым

крупным дельфином является – касатка, до 9м в длину,

весит более 4-х тонн. Это сильный хищник с огромной пастью

и 50-ю острыми зубами. Добычей касатки является рыба,

кальмары и мелкие киты, а также – тюлени, пингвины.

Это кожистая черепаха самая большая в мире. В длину

достигает до 2-х м и часто весит более полутоны. Эта морская

черепаха не имеет панциря, только костяные пластины на

коже.

Это голубая морская змея. Может находиться под водой

до 2-х часов, но потом должна всплыть на поверхность, чтобы

подышать. Питается змея рыбами, которых убивает сильным

ядом.

Самый быстрый хищник – акула. У них длинное обтекаемое

тело и очень острые зубы. Жертвами акул становятся другие

рыбы и головоногие, но некоторые из них нападают на людей.

Самый опасный хищник среди акул – Белая акула. На

самом деле кожа у них серая. Крупные особи достигают 3-х

тонн веса. Они охотятся за рыбами всех видов 9 даже мелких

акул, на черепах, дельфинов и тюленей. Их иногда называют

акулами – людоедами.

Это мурена – угреобразный хищник. Днём они прячутся, а

ночью выходят на охоту. У большинства видов острые зубы и

ядовитые железы во рту.

Морской конёк – длиной до 35 см. Питается планктоном.

Это необычные рыбы цепляются закрученным хвостом за

морские растения.

Рыба – хирург, названа так из-за костного образования на

хвостовом плавнике рыбы лежит в ложбинке и раскрывается

для защиты. Хвостовыми ударами рыба - хирург может

ранить или даже убить нападающего. Этот нож помечен

жёлтым пятнышком. Это предупреждающий сигнал для

других рыб, чтобы они держались подальше.

Рыба – ёж – относится к шарообразным (рыбам – шарам).

Их более 20 видов, тело покрыто колючками. Если рыба

спокойна, колючки лежат на теле и направлены назад, а если

она чувствует опасность, то надувается и превращается в шар,

а все её колючки встают дыбом.

Устрица – относится к раковинам. Форма устрицы в виде

яйца, а пластинчатые створки отшлифованы волнами.

Головоногие восьмирукие моллюски – это спрут (осьминог).

Длина тела до 3-х м. На восьми руках спрута в 2-а ряда идут

вакуумные присоски. Спрут ползёт или ходит как на ходулях

по морскому дну и охотится на раков, ракушек и рыбу. Свою

добычу он парализует при помощи яда из слюнных желез.

Ночной хищник живёт в трещинах, пещерах.

Морская звезда, морской ёж, относится к иглокожим. У

ежа и звёзд нет правой и левой части тела. Рот - внизу, задняя

часть тела – наверху. На коже есть колючки (наросты) и

известковые пластинки. У морских ежёй они твёрдые и

жёсткие, у морской звезды – подвижные, поэтому она может

прятать свои руки (лучи, сворачивать их.

Морской ёж может двигаться поступательно, используя

присоски. Ежи – хищники. Они садятся на раковины или

моллюсков, чтобы их съесть, и обгрызают водоросли.

Морские звёзды тоже хищники. Они поедают раковины,

моллюсков или других морских звёзд. Иногда встречаются

виды с 8, 15 и даже 50 руками.

Крабы: съедобный краб длинной до 30 см. Взрослый самец

до 6 кг. Это краб – сильный хищник, который охотится на

других крабов, рыбу и ракушки. Мощными клешнями он

может раздавить даже очень твёрдую ракушку.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

3 часть

Воспитатель: Морские жители ночью спят в своих домиках, а днём плавают

в море. Выбирайте себе морского животного и занимайте

домик. Под музыку днём все выплывают из домиков, а ночью

обратно прячутся. Не забывайте передвигаться как ваш

морской житель. Вспомните, что я вам про них рассказывала и

постарайтесь изобразить это животное.

Например, акула злая, зубастая. На всех охотится.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? А что больше всего

запомнилось? Кто помнит, какое животное самое большое? А

чем питается акула?

Комплексное занятие для старшей группы на тему «Водное пространство и его обитатели»
Публикации по теме:

«Аквариум и его обитатели». НОД с элементами лепки для детей младшей группы Тема: «Аквариум и его обитатели» (НОД с элементами лепки для детей младшей группы) Цель: Знакомство с «золотой» рыбкой. Задачи:.

Комплексное занятие «Логоритмика и оригами» в старшей группе на тему: «Космическое путешествие».Комплексное занятие «Логоритмика и оригами» в старшей группе на тему: «Космическое путешествие». Программные задачи: Образовательные: удовлетворять потребность детей в получении информации, событиях, выходящих за пределы привычного или.

Комплексное занятие «Моя мама» Комплексное занятие «Моя мама» для детей старшей группы Программное содержание: -развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; -формировать коммуникативные навыки, развивать.

Комплексное занятие с элементами ИЗО «Путешествие в страну сладкоежек» для старшей логопедической группы Комплексное занятие с элементами ИЗО. Путешествие в страну сладкоежек. (Для старшей логопедической группы) Виноградова О. В. учитель – логопед.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Воздушное пространство и его свойства» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Воздушное пространство и его свойства» Цель: Совершенствовать.

Конспект совместной деятельности «Волшебный мир песка и его обитатели» с детьми подготовительной группы с заиканием Коррекционно-образовательные задачи: Формировать представления детей о песке, его свойствах. Уточнять, расширять.

Проект «Море и его обитатели» для детей старшей группы Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации.

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Космическое пространство».Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Космическое пространство». В детском саду прошла неделя, посвященная космосу. В связи с этим с детьми проводилось много работы - беседы о первом космонавте Ю. А. Гагарине,.

Занятие в музее для детей старшей группы на тему «Во дворе» Задачи: Познавательное развитие: познакомить детей с постройками на деревенском подворье. Художественно-эстетическое развитие: Художественная.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Обитатели скотного двора» Тема: Обитатели скотного двора. Цель: уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Обитатели водоемов
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Комплексное занятие для старшей группы на тему «Водное пространство и его обитатели»
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 21:52
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Снегири на ветке»
Тема: «Снегири на ветке» в старшей группе. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,...
Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись Филимоновской игрушки» в старшей группе
Цель : учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи. Задачи: • Формировать представление у детей о филимоновских игрушках;...
Отчет «Неделя воинской славы»
Отчет о проведении мероприятий старшей группы «Неделя воинской славы» 18. 01. 2021. Чтение художественной литературы Лев Касиль «Таран» Цель: 1. Углубить и...