МААМ-картинки

Конспект открытого занятия «Знакомство с игрой в шахматы»

Шарапова Алена
Конспект открытого занятия «Знакомство с игрой в шахматы»

Конспект на открытое занятие на тему : «Знакомство с игрой в шахматы»

Подготовила воспитатель: Шарапова А. С.

Дата проведения: 24.05.18

Цель: Познакомить детей с игрой, историей ее возникновения.

Публикация «Конспект открытого занятия „Знакомство с игрой в шахматы“» размещена в разделах

Задачи: Дать первоначальное представление о шахматных фигурах. Познакомить с названием шахматных фигур. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми. Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре. Развитие умения думать, расширение кругозора, внимательности и наблюдательности.

Оборудование: демонстрационная доска. Наборы шахматных фигур. Загадки, задачи на шахматную тему. Словарь: шахматы, ладья, ферзь, слон, конь, пешка.

Ход занятия.

1)Организационный момент.

(Организация детей на занятие, создание положительного психологического настроя).

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

2)Основная часть.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в королевство шахмат. Вы принимаете приглашение?

Дети: Да.

Воспитатель: А мы с вами отправимся в не простое королевство, а особенное: жители его носят только белую и черную одежду и королевство их тоже черно-белое.

Воспитатель: Но прежде чем попасть в королевство, король загадал нам загадки, без отгадки которых мы не сможем попасть к ним! Ребята мы справимся?

Воспитатель:

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, — сказал ребятам Петя. —

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король —

Его хранит отряд.

Воспитатель:

Хочу задание вам дать

Игры названье угадать.

- О какой игре шла речь в стихотворении? ( Дети: О шахматах).

- Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

(Шахматы – настольная игра, со специальными фигурами на 64-клеточной доске, в которую играют 2 игрока).

Следующая загадка:

Не люди, не звери, не часы, а ходят? (шахматные фигуры).

Ребята, шахматные фигуры любят играть в различные игры, а самая любимая у них игра это прятки. Я вам предлагаю поиграть в игру волшебный мешочек. Каждый из вас угадывает на ощупь угадать шахматную фигуру. (Расположение круг).

Воспитатель: А теперь давайте все вместе посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах.

Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки тетушки Совы».

- Что же такое шахматы? Просто игра? ( Дети: Это спортивная игра).

- Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.

- В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? ( Дети:

В смекалке, находчивости, в быстроте ума….)

- А кто из вас уже умеет играть в шахматы (Ответы детей)

- А кто хотел бы научиться?

А теперь мы вспомним историю происхождения игры в шахматы.

А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. И одну из них расскажет Куликов Арсений.

Индия была очень сильной страной. Ей правил Царь. Мощь армии была в боевых слонах. С их помощью он разбил все армии, и ему стало скучно. Как-то раз он объявил, что тот, кто сумеет придумать то, что ему понравится получит всё что пожелает. К правителю приходило множество мудрецов. Приносили ему все очень красивое и сделанное только из золото или драгоценности. Но все что приносили было не по душе. Пришел мудрец, его звали Шах. Он пришел с небольшой дощечкой и фигурками, но вся игра была сделана из дерева, и как только правитель увидел это, сразу разозлился и спросил: «Что это?» Шах ответил: «не в золоте интерес игр, а в мудрости» и в этот момент правитель увидел, что фигурки на вид как и его армия. Шах показал правителю как играть в игру со словами : «Твоя армия величественная и непобедимая, но сможешь ли ты выиграть здесь на маленькой дощечке со своим войском и с противником с такой же армией» Когда правитель начал играть ему понравилась эта игра, и он был уверен, что выиграет Шаха с легкостью, однако в первой партии Шах победил правителя и правитель попробовал, снова но уже обдумывая каждый ход, и во второй партии он выиграл. После этого ему безумно понравилась эта игра.

Вторую легенду расскажет Кузин Алексей. Как то в Индии был мудрой правитель. Во время его правления страна процветала. У него было 2 сына близнеца. Они отличались тем, что один сын носил белую одежду, другой черную. Перед смертью царь не знал кого сделать царем и поделил государство поровну между братьями. Но вскоре братьям захотелось, чтобы был один правитель. Началась война. Никто не прекращал войну, потому что тот кто закончит войну проиграет и не станет правителем. И как-то раз к ним пришел старичок и сказал, что если они закончат войну, то он покажет как им определить правителя. Братья согласились, и старик достал деревянную дощечку и фигурки черного и белого цвета, он рассказал братьям правила игры, и началась много дневная «война» в которой тщательно придумывался каждый ход. И в этой партии победил «белый» и после этого случая в шахматах первыми ходят белыми, а в шахматы начало играть очень много людей.

Третью легенду расскажет Артамонова Маша.

Жил ученый Сета. Он изобрел игру шахматы. За свое изобретение он попросил у царя Раджи незначительную награду. Столько зерен пшениц, сколько окажется на шахматной доске. Царь удивился, что награда проста, так как он богат. Если на первую клетку положить одно зерно, на вторую клетку 2 зерна, на третью 4, на четвертую – 8, на пятую – 16, на шестую – 32. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете.

Воспитатель: - Ребята, а вы запомнили названия шахматных фигур? О них упоминалось в начале занятия, в стихотворении, и тетушка Сова их называла. Давайте повторим вместе! И вспомним историю происхождения каждой шахматной фигуры.

(Выходят по очереди к доске)

1) Пешка – низший ряд фигур. В средние века основной боевой единицей был пехотинец – пеший воин, в шлеме, каске, вооруженный оружием. Первоначальное положение пешек – построение войска перед битвой. Пешки расставляются в линию перед основными фигурами, чтобы принять первый удар неприятеля. Пешка прошедшая через все поле превращается в любую сильную фигуру или в ферзя. Пешка может ходить на 1 или 2 клетки вперед. Бьет по диагонали на 1 клетку и только вперед.

2) Ладья – напоминает башню средневекового замка. Это башня на колесах, которая строилась из дерева, предназначалась для штурма город и замков. Ладья ходит по горизонтали и вертикали на любое количество клеток. Так же и бьет.

3) Слон – в переводе с английского означает «епископ», то есть священник. Большое внимание в Средние века уделялось духовности, церкви. Эта шахматная фигура стала изображаться в виде головного убора священника. Ходит по диагонали на неограниченное число клеток. Бьет так же по диагонали.

4) Самая сильная фигура ферзь или королева. В Испании правили правители со своими женами. Жила королева Изабелла, которая вошла в историю как мудрый правитель. Она очень любила играть в шахматы, и была сильным игроком. Эта шахматная фигура была названа в память о королеве Изабелле. Ходит по горизонтали, вертикали, диагонали на 1 клетку. Бьет также, как и ходит.

5) Ферзь – полководец или советник, правая рука правителя. Первый министр государства. Ходит по диагонали и по прямой на любое количество клеток. Также и бьет.

Дидактическая игра «Что изменилось?». (На магнитной доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети должны определить все произошедшие изменения).

Физкультминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

А теперь я вам предлагаю поиграть в шахматы. Но прежде чем играть мы должны выбрать себе соперника. У меня есть волшебный мешочек, в котором находятся смайлики. Каждый из вас берет смайл и находит такой же. И присаживаемся играть за столы.

3) Заключительная часть. Рефлексия.

Что мы сегодня с Вами делали (Ответы детей) Что нового узнали? Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения? Мне очень понравилось с Вами играть. Вы у меня самые умные, веселые и смелые ребята!

Публикации по теме:

Конспект открытого речевого занятия с элементами ТРИЗ «Знакомство с транспортом» Конспект открытого речевого занятия с элементами ТРИЗ «Знакомство с игрой квест» в средней группе №1 «Почемучки» Воспитатель: Палкина В. И.

Конспект открытого занятия по ФГОС «Испечем мы каравай. Знакомство с профессией пекаря» Конспект открытого занятия по ФГОС «Испечем мы каравай» Воспитатель Черткова Е. А. Задачи: Обучающие: Познакомить детей с профессией.

Конспект открытого занятия по математическому развитию в старшей группе «Знакомство с понятием «отрезок линии» Тема: Знакомство с понятием «отрезок линии или «отрезок прямой». Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Конспект открытого занятия по окружающему миру подготовительной группе «Знакомство с первым заповедником в России» ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ Тема: Знакомство с первым заповедником в России. Цель: расширять представление детей о природных.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе № 10 «Знакомство с линейкой» Ищенко О. А.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Знакомство со стеклом» в средней группе Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Знакомство со стеклом» в средней группе. Цель:Познакомить со стеклом, его историей.

Конспект открытого занятия в средней группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать,.

Конспект открытого занятия «Знакомство с творчеством Р. Кенденбиля на примере произведения «Аъдым» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Утверждено: Согласовано: Заведующая МБДОУ Старший воспитатель.

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Посылка из Простоквашино» или «Знакомство с квадратом» Цель: Знакомство с геометрической фигурой квадрат. Задачи: Образовательные: Упражнять детей в обследовании моделей фигур разными способами.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Знакомство с Санкт-Петербургом» Конспект открытого занятия в старшей группе. По теме: «Знакомство с Санкт – Петербургом» Провела воспитатель 1 кв категории Гермогенова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Знакомство с игрой в шахматы»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 04:12
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД