Лучший педагог года

Конспект игровой ситуации в старшей группе для детей с ТНР «Звук [И], буква «И»

Инна Куфтова
Конспект игровой ситуации в старшей группе для детей с ТНР «Звук [И], буква «И»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ромашка»

Конспект игровой ситуации

по развитию понимания речи и формированию предпосылок грамотности

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему :

«Звук И, буква И»

Подготовила:

учитель-логопед

Куфтова И. А.

г. Семёнов

2022 год

Публикация «Конспект игровой ситуации в старшей группе для детей с ТНР „Звук [И], буква „И“» размещена в разделах

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звука [и] изолированно, в словах и предложениях; продолжить знакомство с буквой И.

Задачи:

1. Закрепить понятия гласный «звук» и гласная «буква», напомнить, что звук на письме обозначается буквой.

2. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.

3. Тренировать навык счета до 4.

4. Развивать навык звукового анализа.

5. Тренировать навык письма печатной буквы И в необычных условиях.

6. Развивать общую моторику и мелкую моторику рук.

Оборудование: разрезные буквы, корзинка, кукла Иришка, символы звуков (кружки синего, зеленого и красного цвета по числу детей, м/ф «На что похожа буква И», картинка с изображением ладошек в форме буквы И, предметные картинки со словами на букву И, раскраски со словами на букву И, указка, стеклянная емкость с солью, девочка-фигуристка на палочке, наклейки-поощрения.

Ход игровой ситуации:

1. Мотивация «Помоги Иришке найти буквы».

Звучит колокольчик.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в гости не одна.

Показывает куклу.

Логопед: Это Иришка. Она, как и вы, учит буквы. Она несла в своей корзинке буквы, но обронила её и все буквы просыпались. Давайте поможем ей их собрать.

Дети: Да, конечно, поможем!

Дети ищут в группе листочки с буквами. Складывают их в корзину.

Логопед: Молодцы! Иришка благодарит вас и предлагает присесть за столы, чтобы сосчитать буквы. И проверить, все ли буквы мы нашли.

2. Упражнение «Назови и сосчитай»

Логопед: Иришка просит вас сосчитать и назвать буквы, которые вы нашли. (Дети выполняют задание).

Дети: У нас одна карточка с буквой А, две карточки с буквой У, три карточки с буквой О и четыре карточки с буквой И.

Логопед: Каких букв оказалось больше всего?

Дети: Больше всего карточек с буквой И.

Логопед: Сегодня мы продолжим наше знакомство с этой буквой.

3. Упражнение «Звук и буква»

Логопед: Давайте споем И-и-и. Что мы пели?

Дети: Мы пели гласный звук [и].

Логопед: Правильно. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Каким символом мы обозначаем гласный звук?

Дети: Круглой фишкой красного цвета.

Логопед: Выберите нужный символ, среди тех, что лежат перед вами на столе. Мы знаем, что звук [и] на письме обозначается буквой. Какой буквой на письме обозначается звук [и]?

Дети: Буквой И.

Логопед: Правильно!

4. Просмотр мультфильма «На что похожа буква И»

Логопед: Ребята, Иришка спрашивает, на что похожа буква И? Я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм о том, на что похожа буква И.

Смотрим мультфильм. Обсуждение, какие ассоциации с буквой И были продемонстрированы в нем.

Логопед: Так на что же похожа буква И?

Дети: Она похожа на калитку, на кран с водой, на кошку, на мальчика и на трубочку в стакане.

5. Пальчиковая гимнастика «Сложи букву И»

Логопед: А еще букву И можно сложить из пальчиков и ладошек. Интересно попробовать?

Дети: Да!

Логопед: Посмотрим на картинку и попробуем так же.

Смотрим на экран и выполняем пальчиковую гимнастику «Буква И». Логопед помогает детям, если они затрудняются.

6. Упражнение «Придумай слово на звук [и]».

Логопед: Иришка не знает слов, которые начинаются на И. А сможете ли вы придумать слова, которые начинаются на звук [и]?

Дети: Интернет, ириска, Игорь.

Логопед: Вы - молодцы! А теперь я покажу картинки, и мы все вместе назовем слова.

Демонстрируем предметные картинки и называем слова вместе с детьми. Проводим словарную работу с незнакомыми словами.

Дети и логопед: Индеец, имбирь, иволга, иваси, ирис, ива, иномарка, ипу, игра, инструменты и т. д.

Логопед: Иришка благодарит вас. Она приготовила для вас раскраски. В свободное время вы сможете порисовать.

Показывает раскраски со словами, в которых есть буква И. И кладет рядом на столе.

7. Физкультминутка «Комарик»

Логопед: Ой, ребята, я слышу какой-то звук. И-и-и-и-и… А вы слышите?

Дети: Да!

Логопед: На что похож этот звук?

Дети: Это пищит комар.

Логопед: Предлагаю вам немного подвигаться. Встанем около стола. Мы будем изображать комара. Если комар летит далеко, то мы будем пищать тихо: и-и-и. Чем ближе к нам летит комар, тем громче его слышно. Руки вверх – комар близко, руки вниз - далеко.

Выполняем гимнастику.

Логопед: Молодцы, ребята!

8. Загадки.

Логопед: Ребята, на улице выпал снег, стало холодно, вода в реках и озерах замерзла. Иришка принесла с собой три загадки, отгадка у них одна. Послушайте внимательно все три загадки, не спешите с ответом.

- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.

- Зимнее стекло весною потекло.

- Рыбам зиму жить тепло: крыша – толстое стекло.

Логопед: Вы уже догадались что это?

Дети: Лёд.

Логопед: Правильно, это лед. А где можно встретить лед?

Дети: на луже, на реке, на озере, на пруду.

Логопед: Молодцы! А еще лед можно увидеть на катке. Иришка приглашает вас с собой на небольшую «прогулку».

9. Игра «На катке»

Одеваем кукле теплую шапочку и отправляемся на «каток». На столе перед детьми емкость с солью, похожая на каток, и девочка-фигуристка на полочке.

Логопед: Иришка очень хочет посмотреть, умеете ли вы писать букву И. Предлагаю написать эту букву коньками по льду.

Логопед дает образец написания буквы палочкой на «снегу». Дети по очереди выполняют задание.

10. Рефлексия.

Логопед: Иришка очень рада, что смогла познакомиться с такими умными и отзывчивыми ребятами как вы. Она благодарит вас за то, что помогли ей собрать потерянные буквы, научили ее писать букву И, и придумывать слова на эту букву. Для вас у нее есть маленький сюрприз.

Дарит наклейки.

Логопед: Она прощается с вами. До свидания!

Дети: До свидания!

План занятия:

1. Мотивация «Помоги Иришке найти буквы».

2. Упражнение «Назови и сосчитай»

3. Упражнение «Звук и буква»

4. Просмотр мультфильма «На что похожа буква И»

5. Пальчиковая гимнастика «Сложи букву И»

6. Упражнение «Придумай слово на звук [и]».

7. Физкультминутка «Комарик»

8. Загадки.

- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.

- Зимнее стекло весною потекло.

- Рыбам зиму жить тепло: крыша – толстое стекло.

9. Игра «На катке»

10. Рефлексия.

Самоанализ игровой ситуации по развитию понимания речи и формированию предпосылок грамотности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему :

«Звук И, буква И»

1. Анализ целей и задач. Занятие проводилось в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Почемучки». Программное содержание подобрано в соответствии с программой, по которой занимаются дети, соответствует уровню развития детей данной группы, объем программного содержания занятия соответствует возрасту детей, дозировка материала хорошо продумана. Структура занятия вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предполагает соответствующий их решению выбор методов и приемов. Цель и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цель и задачи соответствуют возрастным возможностям воспитанников группы. Прослеживается связь цели и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

2. Анализ структуры и организации занятия. Занятие актуально, все задания, упражнения, игры и загадки соответствуют теме и содержанию занятия. В ходе проведения занятия преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, загадки, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (м/ф «На что похожа буква И, картинки с названиями предметов, начинающихся на букву И).

3. Практический (собирание букв, счет карточек с буквами, работа с символами звуков, письмо буквы И на соли);

4. Игровой (игра «Комарик», игровая ситуация «Поможем Иришке»);

и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Выполнению поставленных задач помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, в ходе ООД постоянно создавалась проблемная ситуация, что активизировало речевую деятельность, приводило детей к необходимости самостоятельно находить решение. Во время проведения игровой ситуации постоянно поддерживался интерес у детей к виду деятельности, за счет подбора интересного материала и заданий. В процессе занятия была создана доброжелательная атмосфера, вопросы формулировались четко и соответствовали уровню речевого развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

3. Анализ содержания занятия. Занятие состояло из мотивационно - ориентировочного, практического и рефлексивно-оценочного этапов. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие их решить. Приемы были основаны на игровой ситуации, в ходе которой у детей постоянно поддерживался интерес к выполнению заданий, а так же поощрялась активная речевая деятельность. Вопросы, упражнения, игры и загадки были выбраны с учетом доступности для детей, присутствовала актуализация опыта детей с прошлых занятий, и закрепление материала на практике. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был выбран рационально поставленным цели и задачам. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. На протяжении всей игровой ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения воспитанников к выполняемой деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают положительные результаты деятельности.

4. Организация самостоятельной работы детей. Каждый ребенок был задействован на занятии, проблем по освоению программного содержания занятия у детей не возникало. При ответах на вопросы работа была фронтальной. Детям было интересно. На протяжении всего занятия дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

5. Анализ методики проведения занятия. Дидактический материал — актуальный, интересный, с эффектом новизны. В ходе проведения ООД у детей поддерживался интерес ко всем видам деятельности. Объем информации был достаточный. В ходе игровой ситуации сочетались различные формы работы: подгрупповая и индивидуальная. У воспитанников сохранялось осознанное отношение к выполняемой деятельности.

6. Анализ работы и поведение детей на занятии. Занятие было интересно, актуально, хорошо продумано, дети были заинтересованы игровой ситуацией, работали активно, с интересом, сосредоточенно. Дисциплина на занятии хорошая.

7. Общая оценка занятия. Занятие проведено на высоком педагогическом и методическом уровне. Отрицательных моментов в работе нет. В рефлексивно - оценочном этапе занятия была использована эмоциональная оценка деятельности воспитанников и награждение. Деятельность всех детей оценена положительно. Выбранная форма организации занятия была достаточно эффективной. Инструкции, даваемые детям, выстроены достаточно грамотно и доступно для их понимания. Структура занятия оправдана. Каждый этап ООД был направлен на решение поставленных педагогических задач. Выбор методов и приёмов, которые были использованы, полностью соответствовал поставленной цели.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группеКонспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группе Цель: -Учить находить гласный звук[ О] в общем потоке звуков; -Познакомить с буквой О. -Совершенствовать умения в использовании местоимений.

Конспект игровой образовательной ситуации «Играем с куклой Улей и кошкой Муркой. Звук [у] и буква У» во второй младшей группеКонспект игровой образовательной ситуации «Играем с куклой Улей и кошкой Муркой. Звук [у] и буква У» во второй младшей группе Цель: познакомить детей со звуком и буквой «У» посредством игр и игровых упражнений. Задачи: Формировать представление у детей о птицах.

Конспект игровой образовательной ситуации «В гостях у куклы Оли. Звук [о] и буква О» во второй младшей группеКонспект игровой образовательной ситуации «В гостях у куклы Оли. Звук [о] и буква О» во второй младшей группе Цель: познакомить детей со звуком и буквой «О» посредством образовательной игровой ситуации. Задачи: Формировать представление у детей.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игровой ситуации в старшей группе для детей с ТНР «Звук [И], буква «И»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 23:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД