Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах»

Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»

Тема: Автоматизация звука Л в словах.

Цели:

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука Л;

- закрепить правильное произношение звука Л в словах;

- развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать звуки Р-Л;

- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] в словах“» размещена в разделах

- формировать навыки словообразования и словоизменения : закреплять умения образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с количественными числительными;

- обогащать и актуализировать словарный запас;

- закреплять умение проводить слоговой и звуковой анализ слов.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, картонная клавиатура пианино с цветными клавишами, кукла Золушка или картинка с её изображением, предметные картинки с изображением фруктов, овощей, цветов; корзина и лукошко; слоговая пирамида; деревянные фигурки елочек, волшебная палочка, звуковые квадраты для составления схемы слова, артикуляционный профиль звука Л.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сделаем зарядку для губ и языка, чтобы они были сильными и умелыми и могли справиться с любыми трудными звуками и сложными словами.

- Переворачивай по очереди карточки по артикуляционной гимнастике, и будем выполнять эти упражнения.

Выполняются упражнения: «Улыбка», «Бегемотик», «Хоботок», «Лошадка», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Качели», «Индюк».

III. Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

- Повторим наши пальчиковые упражнения.

IV. Сообщение темы и целей занятия.

- Сегодня на занятии мы будем тренироваться правильно произносить звук Л в словах и учиться различать звуки Л и Р.

V. Характеристика звука Л по акустическим и артикуляционным признакам.

- Как же правильно произносить звук Л? В каком положении должны находиться губы, зубы, язычок? (Используем артикуляционный профиль звука Л)

Логопед помогает уточнить артикуляцию звука Л.

Артикуляция звука Л :

- губы раскрыты,

- зубы разомкнуты,

- кончик языка поднят и упирается в верхние резцы или в бугорки за верхними зубами,

- кончик языка и задняя часть спинки подняты, а передняя и средняя часть спинки опущены,

- боковые края опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух.

- Произнеси звук Л длительно, протяжно.

- Какой это звук : гласный или согласный? Почему ты так думаешь?

- Этот звук твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Почему ты так считаешь?

VI. Автоматизация звука Л.

1. Произнесение звука Л в слогах.

- «Поиграем на пианино». Нажимаем на желтые клавиши и произносим: ЛА-ЛА-ЛА.

Нажимаем на красные клавиши и произносим слог ЛО: ЛО-ЛО-ЛО.

Нажимаем на синие клавиши и произносим слог ЛУ: ЛУ-ЛУ-ЛУ.

Нажимаем на зеленые клавиши и произносим слог ЛЫ: ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ.

- А теперь «сыграй» так: ЛА-ЛО-ЛУ, ЛО-ЛУ-ЛЫ, ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ.

2. Произнесение звука Л в словах.

- Отгадай, о ком из сказочных героинь я думаю, и узнаешь, кто пришел к нам в гости. Она милая, ласковая, добрая, трудолюбивая. Это, конечно же. … (Золушка).

- Где находится звук Л в слове «Золушка» : в начале, в середине или в конце?

- Какой же была Золушка?

- Да, целыми днями трудилась бедная Золушка. Какую же работу она выполняла? Дополни предложения нужными словами.

Золушка полы тряпкой … (мыла, веником … (подметала).

Печку жарко … (топила). Вкусный обед … (готовила).

Посуду … (мыла, от копоти … (чистила).

Бельё руками … (стирала, в холодной воде его … (полоскала, утюгом … (гладила).

Грядки тяпкой … (полола).

3. Произнесение звука Л в словах со стечениями согласных, многосложных словах.

Слоговой анализ слов.

- А теперь посмотрим, какие цветы вырастила Золушка на клумбе. Назови их. (Колокольчик, календула, гладиолус, флокс, фиалка, ландыш)

- Поделим эти слова на слоги и разложим картинки: внизу – цветы, названия которых состоят из 4 слогов, выше – из 3 слогов, еще выше – из 2 слогов, а на самом верху – из 1 слога. Нам поможет в этом слоговая пирамида.

4. Развитие навыков словоизменения. Согласование существительных с количественными числительными.

- А сегодня по приказу злой мачехи Золушка должна высадить вдоль дорожек целый ряд елочек. (Достаем деревянные фигурки елочек) Давай ей поможем. «Высаживай» елочки в ряд и считай их: одна елочка, две елочки, …

VII. Дифференциация звуков Р-Л.

- Злая мачеха и её ленивые дочери часто давали Золушке трудные задания. Сегодня они велели собрать овощи и фрукты.

- Какие овощи собрала Золушка? Назови их. (Помидоры, картофель, огурцы, свёкла, лук, морковь) А какие фрукты? (Яблоки, груши, виноград, крыжовник)

- Эти овощи и фрукты надо сложить в лукошко и корзину. В лукошко со звуком Л в названии, а в корзину – со звуком Р. Помоги Золушке разложить овощи и фрукты.

VIII. Развитие навыков словообразования. Образование относительных прилагательных.

- Из этих овощей и фруктов Золушка должна была приготовить разные кушанья и напитки. Нелегко было бы Золушке справиться, если бы не её крёстная-фея. Она взмахнула волшебной палочкой и …

- из лука получился суп … (луковый,

- из картофеля пюре … (картофельное,

- из моркови салат … (морковный,

- из яблок сок … (яблочный,

- а из винограда … (виноградный,

- из груш варенье … (грушевое,

- а из крыжовника … (крыжовенное).

- А потом фея подарила Золушке красивое платье и хрустальные туфельки. Тыкву она превратила в карету, а мышей в лошадей. И Золушка отправилась на бал, где и встретила своего принца.

IX. Фонематический анализ слова.

- А нам надо ещё немного потрудиться. Отгадай загадку.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

- Что это? (Лук) Проанализируем слово «лук», составим его схему.

X. Развитие фонематического восприятия.

Компьютерная развивающая игра «Услышь звук Л».

XI. Подведение итогов.

- Правильное произношение какого звука мы отрабатывали на сегодняшнем занятии?

- Как правильно произносить звук Л?

- Что тебе понравилось на занятии?

Использованная литература

1. Звуки изучаем, а потом их закрепляем. Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-речевые занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 172 с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208 с.

5. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Авт. -сост. Косинова Е. М. – М. : ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 174 с.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [З] в слогах и словах» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Ход индивидуального логопедического занятия. I. Орг. момент. Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика, «Собери картинку». Л: К нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель — автоматизация звука [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях» Задачи: 1. Закрепить произношение звука [л] в словах и предложениях. 2. Обогащать словарный запас приставочными глаголами. 3. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’] в словах» Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах. Задачи: Коррекционная: - выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: - закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух; - упражнять в определении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях». Конспект индивидуального логопедического занятия Конспект индивидуального логопедического занятия Направление деятельности: коммуникативная Доминирующая образовательная область: речевое.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] в словах» Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука ш в слогах и словах». Конспект индивидуального занятия ТЕМА: «Автоматизация звука /ш/ в слогах и словах». ЦЕЛЬ: закрепить правильное произношение звука /ш/.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах»
Опубликовано: 13 марта 2018 в 19:31
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД