Галина Вяткина
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах, в словосочетаниях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия
по теме : «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах, в словосочетаниях».
Подготовила: учитель-логопед Вяткина Галина Сергеевна
Псков 2020
Тема: «Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах, в словосочетаниях».
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по теме „Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах, в словосочетаниях“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Цель: Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [с]-[ш] в словах, словосочетаниях.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить представление ребёнка о звуках [с], [ш];
• продолжать учить согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
• продолжать учить согласование притяжательных местоимений с существительными.
Коррекционно – развивающие:
• развивать подвижность артикуляционного аппарата с использованием биоэнергопластики;
• уточнять представление об артикуляционном укладе [с], [ш];
• развивать фонематический слух;
• развивать зрительно-пространственные представления и бытовые навыки – шнуровка;
• развивать речевое дыхание;
• развивать мелкую, общую моторику.
Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию к занятиям;
• воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование:
Су-Джок (кольца); сюжетные картинки Соня и Шутник; пособие «Каруселька», картинки для артикуляционной гимнастики; перчатки для артикуляционной гимнастики (здоровьесберегающая технология -«биоэнергопластика»); картинки, в названиях которых есть звук [с] и [ш]; мяч; зеркало; одноразовые платочки для артикуляционной гимнастики; фланелеграф; пособие для упражнения «Шнурки»; пособие на дыхание «Фокусник»; схема описания согласных звуков; подарок – воздушные шарики.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Вышли пальцы погулять…»; работа над артикуляционной моторикой с элементами «биоэнергопластики»; работа над развитием речевого дыхания: «Прокати карандаш», «Вертушки», «Футбол» и т. д. ; работа со шнуровкой: «Весёлый поезд»; «Кот Леопольд».
Ход занятия
I. Вводная часть Организационный момент
Логопед. Здравствуй, Лиза! Поздоровайся с гостями!
Лиза. Здоровается.
Логопед. Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых клоунов зовут Соня и Шутник. У них много интересных заданий.
Логопед. С какого звука начинается имя первого героя- Соня?
Лиза. Имя Соня начинается на звук [с].
Логопед. С какого звука начинается имя второго героя -Шутник?
Лиза. Имя Шутник начинается на звук [ш].
Логопед. Молодец! Сегодня мы будем учиться различать звуки[с]-[ш].
II. Основная часть
1. Артикуляция звуков (схема описания согласных звуков)
Логопед. Вспомним артикуляцию этих звуков. Лиза, что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [С].
Лиза. Когда мы произносим звук [C] губы улыбаются, между зубов небольшое расстояние, язык прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.
Логопед. А как работают наши органы артикуляции при произнесении звука [Ш].
Лиза. При произнесении звука [Ш] наши губы округляются и тянутся вперёд, между зубов небольшое расстояние, язык прячется за верхними зубами, воздушная струя сильная и тёплая, горлышко молчит.
Логопед. Лиза, чем отличается артикуляция звука [С] от артикуляции звука [Ш].
Лиза. При произнесении звука [C] губы улыбаются, а при произнесении звука [Ш] губы округляются и тянутся.
При произнесении звука [C] язык упирается в нижние зубы, а при произнесении звука [Ш] смотрит на потолок.
При произнесении звука [C] воздушная струя холодная, а при произнесении звука [Ш] тёплая.
Логопед. Молодец!
2. Характеристика звуков
Логопед. Вспомним характеристику этих звуков. Какие это звуки?
Лиза. Эти звуки согласные, твёрдые, глухие.
Логопед. Почему ты так считаешь?
Лиза. Эти звуки нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух выходя, изо рта встречает преграду.
Логопед. Умница!
3. Артикуляционная гимнастика с элементами «биоэнергопластики»
Логопед. Чтобы красиво и чётко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику. (Пособие «Каруселька», перчатки, а наши гости Соня и Шутник будут на тебя смотреть.
Лопатка
(Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает)
Качели
(На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом лечу я вниз)
Вкусное варенье
(Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.)
Чашечка
(Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка)
Маляр
(Мы работаем с утра,
Красить потолок пора,
Челюсть ниже опусти,
Язык к нёбу подними.
Поводи вперёд-назад —
Наш маляр работе рад.)
Почистим за верхними зубками
(Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.)
Логопед. Умница, ты всё делала правильно!
4. Упражнение «Шнурки»
Логопед. Послушай внимательно. У наших гостей есть любимое занятие – гулять на улице. Ты любишь гулять на улице?
Лиза. Да.
Логопед. Какое сейчас время года?
Лиза. Весна.
Логопед. Какая погода весной?
Лиза. Прохладная.
Логопед. Правильно. Обязательно надо тепло одеться и застегнуть куртку. Соня и Шутник просят тебя помочь и застегнуть им куртки. Чтобы это было сделать легко, надо запомнить простое правило: смотри на картинки и называй, что изображено. Не забывай произносить по порядку, сначала картинку со звуком [с], а потом картинку со звук [ш].
Лиза выполняет задание.
Логопед. Молодец, ты всё сделала правильно! Теперь Соня и Шутник не замёрзнут на улице.
5. Дыхательное упражнение: «Фокусник»
Логопед. Лиза, Соня и Шутник очень любят показывать разные фокусы. А сегодня ты для них покажи фокус.
Лиза выполняет упражнение «Фокус».
Логопед. Здорово, молодец!
6. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (мяч).
Логопед : - А ещё, наши гости большие шутники. Послушай, что они придумали:
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет. ушки. Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.
7. Работа на уровне слова (фланелеграф)
Логопед. Соня и Шутник очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои игрушки. Помоги друзьям разделить их. Игрушки Сони со звуком [с], а игрушки Шутника со звуком [ш].
Лиза выполняет задание.
Логопед. Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой». Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя». Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно моё»? Каким картинкам мы скажем: «Они мои?»
Логопед. Молодец!
8. Пальчиковая гимнастика «Вышли пальцы погулять…»
Логопед. Молодец, Лиза. Давай сделаем гимнастику для рук. (Су-Джок терапия. Массаж пальцев эластичным кольцом. Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
9. Игра «Какой? Какая? Какие?»
Логопед. Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Сумка какая? (Сумка удобная, сумка вместительная, сумка женская).
- Слон какой? (Слон мягкий, слон плюшевый, слон пушистый).
- Машина какая? (Машина пластмассовая, машина разноцветная, машина красивая).
- Лошадка какая? (Лошадка сильная, лошадка мягкая, лошадка быстрая) и т. д.
III. Итог занятия
Логопед. С какими звуками мы сегодня играли?
Лиза. Со звуками [с] и [ш].
Логопед. Соня и Шутник приготовили для тебя подарок, за то, что ты очень хорошо занималась. Они дарят тебе в подарок воздушные шары.