Получи документы

Конспект индивидуального занятия по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией

Татьяна Горяченко
Конспект индивидуального занятия по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией

Конспект индивидуального занятия

по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией.

Педагог I кк. Горяченко Т. Н.

г. Арамиль, 2020.

Цель: Дифференциация звуков [Л] и [Л’] в речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

• Учить различать звуки [л] и [л’];

• учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

• учить образованию слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами, родительного падежа, числительных прилагательных

Публикация «Конспект индивидуального занятия по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией» размещена в разделах

• продолжать обучать звуковому анализу слов;

• учить определять позицию звука [Л’] в словах.

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух;

• развивать зрительную, слуховую память и внимание;

• развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

• формировать доброжелательность, контроль над собственной речью.

Ход занятия:

- Сегодня в гости к нам пришла девочка Полина со своим другом Лисёнком.

Им нужна наша помощь. Полина мне уже рассказала свою историю, а теперь я расскажу ее тебе, чтобы мы вместе придумали, как помочь друзьям.

Артикуляционная гимнастика

– Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лёг на нижнюю губу, показывает, какой он внимательный и послушный (упражнение «Лопатка»). Очень хочется язычку послушать историю Полины и Лисёнка, и от нетерпения он - то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье»).

--- Накажем непослушный язычек: Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя. Тянуть кончик языка к носу, к подбородку. Дотянуться кончиком языка до правого угла рта, до левого угла рта (губы в улыбке). Провести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания, по нижней губе. Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов. Покусывание зубами боковых краев языка. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно. Пощелкивание языком как “лошадки”.

Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение «Индюк»). Устроился на диване (ребёнок упирается широким язычком в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение «Бочки» - воздушная струя направляется в щёки).

Полина гуляла по лесу, где росли Клён, Липа, Ольха, Ель, Лиственница.

Полина собирала ягоды: малину, землянику, калину.

И под клёном девочка увидела маленького Лисёнка. Он горько плакал: ле-лё-лю! Ле-лё-лю (повторяем плач Лисёнка)

Лисёнок гулял по лесу вместе с мамой Лисой, побежал за мотыльком и потерялся. Нам нужно помочь найти ему дорогу домой. А поможет нам в этом звук [л’].

- Давай покажем как летает мотылек (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).

-После каждого задания будем класть кленовый листочек на тропинку, по которой Лисенок вернется домой.

Характеристика звука

Расскажи, что ты знаешь о звуке [л’]?

Звук [л’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? (синим)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (зеленым)

Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [л’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

Звуковой анализ слов

-Ты помнишь под каким деревом Полина нашла Лисенка?

Правильно, под клёном. А еще там рядом рос небольшая липа.

Давай разберем эти слова.

Используются слова: клён, липа.

-Давай подробно разберем из каких звуков состоят слова ЛИПА и КЛЁН.

«ЛИПА»

Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (зеленой)

Почему? (Потому что это мягкий звук.)

Какой второй звук в этом слове? («и»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)

Почему? (Потому что это твёрдый звук.)

Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)

Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)

Почему? (Потому что это гласный звук.)

Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)

Сколько гласных звуков? (Два)

Сколько согласных звуков? (Два)

Кладем первый листочек на тропинку.

Аналогично со словом КЛЁН.

Кладем второй листочек на тропинку.

- Какие деревья еще были влесу, где гуляла Полина? Тополь, Ель, Лиственница.

Выкладываются картинки деревьев.

Родительный падеж

Игра «Чего не стало?»

С числительными понятиями – один – много - 2,3,4,5.

Тополь-тополей, ель-елей, лиственница-лиственниц.

Кладем третий листочек на тропинку.

- Чтобы положить еще один листочек, надо размять наши пальчики и выполнить небольшую зарядку.

Пальчиковая гимнастика:

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

Кладем четвертый листочек на тропинку.

-Давай вспомним какие ягоды собирала Полина в лесу: малину, землянику, калину.

Какой сок получится из ягод малины? (малиновое)

Какой сок получится из ягод земляники? (земляничный)

Какой сок получится из ягод калины? (калиновый)

(Образование прилагательных)

Кладем пятый кленовый листочек на тропинку.

---Давай выполним упражнение «Язычки-дразнилки»

Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент: Лё-ле-ле-Ле-лю-лю-Ля-ли-ли-ли-Ле-ли…

Ребенок, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Вместо «язычка» можно дать свистки, дудочки или бубны.

-Молодец! Кладем шестой кленовый листочек на тропинку.

- Поиграем еще в одну в игру «Поймай звук».

Как только услышишь звук [л’] будешь хлопать в ладоши. (ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, пОЛЕ, ЛОЖКА, СТАЛЬ, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ЛЕСКА, ШПИЛЬКА, ЛАСКА, ЛИСТОК).

-Определи позицию звука [л’] в словах.

ЛИСА, ЗЕЛЁНЫЙ, поле, СТАЛЬ, листок, шпилька.

-Молодец! Кладем седьмой кленовый листочек на тропинку.

-Чтобы положить последний листочек на тропинку и прийти к дому, Лесенку надо позвать маму. Кто его мама? Правильно Лиса. А как мы назовем ее ласково? Лисонька, Лисичка. (Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Кладем последний восьмой листочек клена на тропинку.

Вот и нашел Лисёнок свой дом. Лисенок и Полина говорят нам спасибо!

И танцуют от радости и поют :Ля-Ли-Ля-!Ле-Лю-Ля!

Давай повторим с ними эту песенку!

Рефлексия.

Ты сегодня большой молодец! Ты справился со всеми заданиями и помог друзьям!

Какой звук тебе сегодня в этом помогал? Звук [л’]

Что тебе понравилось сегодня больше всего?

А может что то было трудно выполнить?

Домашнее задание:

1. Выучить скороговорку:

Тополиный пух

Над калиной, над малиной, пух летает тополиный.

Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.

2. Раскраска предметов со звуком [л’].

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Встреча с Карлсоном» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - автоматизировать звук [Р] в словах; - развивать.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно - образовательные: - Закреплять правильный.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей подготовительной группы «Добрый доктор Айболит» Конспект занятия по формированию ЗОЖ у детей подготовительной группе «Добрый доктор Айболит». Программное содержание: 1. Дать детям общее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия по формированию мягкого согласного [Л’] в речи у детей с ринолалией
Опубликовано: 7 июня 2020 в 14:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД