Александра Петрова
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Посуда в Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с миром предметов и материалами, из которых сделаны эти предметы, их свойствах и качествах; формировать умение подыгрывать простые мелодии на деревянных ложках; продолжать учить составлять узор из элементов - волнистая линия, круги, точки, кольца; упражнять в пользовании красками.
Развивающие: пополнять и активизировать словарь; развивать чувство композиции, цвета.
Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к историческому прошлому,воспитывать самостоятельность.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Посуда в Древней Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Материал: Домовёнок Кузька, кот Мурлыка, посуда: солонка, блюдо, горшки, чугунок, самовар, деревянная ложка, хлеб, соль, крупа гречневая, овощи (картофель, морковь, свёкла); силуэты горшков, мисок; гуашь или акварельные краски.
Воспитатель: Открываются ворота.
Заходи кому охота.
А кому неохота,
Тоже заходи.
Ребята! Сегодня мы с вами пришли в русскую избу. (Дети садятся на лавки).
А знаете ли вы, кто здесь живёт? Домовёнок Кузька и кот Мурлыка.
(Кот спит на печи, а домовёнок приветствует детей.)
В: Сегодня, Кузя, мы пришли посмотреть и узнать, как в древние времена люди, живущие в русской избе, ели, какой посудой пользовались.
Ребята, как вы думаете, что в избе было самым главным и занимало самое почётное место?
Если не скажут, можно загадать загадку:
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол)
В: Правильно, это стол. К нему относились с уважением. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме.
На столе обязательно должны были лежать хлеб и соль. Соль лежала в солонке (показ). Место около солонки было самым почётным - туда сажали самых именитых гостей (сначала спросить у детей. Потом пояснить, что именитые - значит уважаемые, важные, знатные).
-Давайте посмотрим, какой ещё посудой пользовались раньше на Руси.
Воспитатель сопровождает свой рассказ показом предметов посуды.
-Обратите внимание, вся посуда была сделана из дерева и глины.
Блюдо - самый древний предмет посуды (показ). У нас оно раскрашено, а раньше оно было нераскрашенным, простым. Оно сделано из дерева. Кушали из одного блюда сразу несколько человек. Были блюда и малого размера. Их подавали людям не именитым (не именитые - значит простые). И называли такое блюдо ласково - блюдце, блюдечко.
Но с плоского блюда было неудобно есть, к примеру жидкий суп или кашу, поэтому появляются миски (те же блюда, только глубокие).
Дать потрогать и выяснить, что они сделаны из дерева.
-Вот из какой посуды ели.
А в какой же посуде готовили еду, спросите вы. Готовили в горшке. Он сделан из глины. А кто скажет, если бы горшок был деревянный, его можно было бы ставить в печь (нет, он бы сгорел). В нём готовили всё: и суп, и кашу, и овощи, и мясо, и рыбу. Кроме этого в горшках хранили крупу, муку, масло. А почему его так чтили? От того, что горшок был прочным. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Если случалось, что горшок треснул, то его не выбрасывали, а тщательно оплетали берестяными лентами и использовали для хранения продуктов. (дать потрогать)
Позже стали готовить в горшке, сделанном из чугуна (из металла). Его делали в кузнице. И поэтому назвали - чугунок. Чугунок крепкий, в огне закаленный. Его смело можно в печь ставить. (дать потрогать)
Про чугунок даже есть загадка:
У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен.
В нем сготовить можно ужин.
Вы эту загадку запомните. В следующий раз загадают ее вам, а вы ответ уже знать будете.
А сейчас я вам загадаю другую загадку, отгадайте, что это.
Из горячего колодца
Через нос водица льётся (самовар)
Правильно, это самовар. А как вы думаете, почему он так называется? (сам варит) Раньше ни одно чаепитие не обходилось без него. Он был вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей;
Вообще в разных местах России у самовара были свои названия: в одном месте его называли - "самокипец"(по такому названию можно сказать, что так называют предмет, который сам кипит, а в другом месте - "самогрей"(значит-сам греет).Самовар был членом семьи, он всегда был окружен почетом и стоял в центре стола. Под его тихое сопение наши прадеды вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Из уважения к этому предмету обихода величали его на Руси торжественно:«Самовар-батюшка».
В: Отгадайте следующую загадку:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду-
Мимо рта я не пройду. (ложка)
Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми (показ простой деревянной ложки). Но позднее мастера научились им придавать форму, расписывать (показ расписной ложки).
В старину люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Жидкое кушанье подавалось на два - три человека в одной миске, и все ели из неё своими ложками. И даже говорили: «Дорога ложка к обеду».
А кто вспомнит и скажет нам, что ещё делали деревянными ложками. Правильно - на них играли, использовали их, как музыкальный инструмент.
Ну-ка, покажите нам и Кузьке, как они играли на них?
Дети играют на деревянных ложках в музыкальном сопровождении музруководителя.
В: Ребята, пойдем с вами и поглядим, что там за сюрприз нам приготовил Кузька. Что это? (это горшки, миски).
К: Я их сделал для вас. Думаю, пускай ребята возьмут эти предметы посуды и расскажут своим родителям о том, какая посуда была раньше. Только я не смог её раскрасить - у меня нет кисточек и красок.
В: Не расстраивайся, Кузя! Мы тебе поможем.
Ребята, давайте поможем Кузе - раскрасим посуду и каждый раскрасит по-своему. Каждый выбирает понравившийся ему предмет: горшок или миску. Воспитатель ведёт детей в группу.
Воспитатель с детьми рассматривает (и убирает) 2 готовых образца, отмечает, что украшали только верх посуды, уточняет из каких элементов состоит узор. Определяет (спрашивая детей) последовательность рисования.
Предлагает самим украсить, учитывая цвет элементов (используя краски теплых цветов). В процессе рисования поощряет самостоятельность.
(По окончании работы вывесить работы на доску. Рассмотреть вместе с Кузькой, полюбоваться ими. Выбрать наиболее красивые. Объяснить, почему они красивы.)
Итог: Ребята, мы с вами побывали в русской избе. Кто вспомнит, что мы там делали? (знакомились с той посудой, которой пользовались люди на Руси, играли на деревянных ложках). А чем мы занимались здесь? (помогали Кузе - украшали посуду).