Приложение МААМ

Конспект итогового урока по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»

Быстрова Алла Сергеевна
Конспект итогового урока по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Обобщение по теме

«Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»

Тип урока : урок контроля и оценки знаний.

Форма урока : Урок-конкурс умников и умниц

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по обобщению и контролю знаний по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»

Задачи предметные

Публикация «Конспект итогового урока по теме „Давление твёрдых тел, жидкостей и газов, Архимедова сила“» размещена в разделах

содействовать систематизации знаний учащихся о давлении, оказываемом телами в различных агрегатных состояниях;

умения применять имеющиеся знания для решения качественных и количественных задач;

продолжить формирование моральных, волевых и эстетических качеств личности;

продолжить работу над развитием внимания, мышления и речи учащихся, а также представлений о применении человеком знаний о давлении различных тел в быту и технике.

Планируемые результаты:

личностные УУД: формировать познавательный интерес обучающихся к физике, как интеллектобразующему предмету; развивать творческие способности и практические умения, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; самостоятельно оценивать результаты своих действий;

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных - осознавать качество и уровень усвоения учебного материала, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

познавательных – применять полученные знания для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений при решении задач;

коммуникативных – вырабатывать умение четко и грамотно выражать свою мысль, умение работать в группе

Оборудование урока : плакаты, карточки с заданиями, дорожки разных цветов.

Предварительная работа: Организаторы (2-3 ученика во главе с учителем) готовят: ордена «умников» по числу вопросов; дорожки трёх цветов (с клетками – квадратами); вопросы и задания.

Правила конкурса:

Особенности дорожек:

• На красной дорожке – игрок не должен ошибаться, ему задают всего два вопроса;

• На жёлтой дорожке – игрок должен верно ответить на два из трёх предложенных вопросов;

• На зелёной дорожке – игрок должен ответить правильно хотя бы на два из четырёх вопросов.

Игрок, первым прошедший свою дорожку становится «умником» и садится на «трон». Оставшиеся два игрока присоединяются к «теоретикам». Далее игра идёт между теоретиками. Если агонисты не могут или неправильно отвечают на вопросы, то они задаются теоретикам, за правильный ответ они получают орден.

Участники игры получают оценки в журнал.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Дорогие друзья, сегодня у нас необычный урок! Он пойдёт в форме игры «Умники и умницы» Представляю вам наш ареопаг (судейскую коллегию) : Главный судья - учитель математики и физики…., секретарь – ученица 9 класса. В проведении конкурса мне будет помогать ученица 8 класса….

(Затем педагог напоминает правила конкурса)

2. Пролог.

Учащимся предлагается решить кроссворд. Первые трое, решивших кроссворд, становятся агонистами.

Учитель: Отборочный тур закончен, агонистами стали:___

Сейчас вам предстоит выбрать дорожки. Кто будет выбирать первым решит наш уважаемый ареопаг. Сейчас наши агонисты в 10 предложениях расскажут зачем мы учим физику. (домашнее задание)

Ареопаг оглашает решение, участники выбирают дорожки, ведущий напоминает о правилах на дорожках.

3. Агон.

В каждом туре предлагаются на выбор по три темы. В каждой теме по три вопроса. Если вопросы темы заканчиваются, то добавляются следующие темы.

Темы:

1. Формулы

• Формула давления (общая)

• Формула давления жидкости на дно сосуда

• Формула силы Архимеда.

2. Приборы

Назовите прибор и расскажите о его применении в переводе с греческого он называется:

«безжидкостный»

«редкий»

«гидравликус»

3. Плавание

• Условие плавание тел. Сила Архимеда.

• Зависимость плавания тел от плотности.

• Что такое ватерлиния.

4. Воздухоплавание

• Условие взлёта шара.

• Виды воздушных шаров.

• Чему равна подъёмная сила.

5. Определение

• Закон Паскаля

• Закон Архимеда

• Сообщающиеся сосуды

Игрок, первым прошедший свою дорожку становится «умником» и садится на «трон». Оставшиеся два игрока присоединяются к «теоретикам».

4. Эпилог.

Далее игра идёт между теоретиками. Если агонисты не могут или неправильно отвечают на вопросы, то они задаются теоретикам, за правильный ответ они получают орден.

4 Вопросы для теоретиков:

1. Какое давление может создать оса, когда вонзает жало?

(Оса вонзает жало с силой всего в 5-10 Н, но её жало очень острое, площадь его острия 3*10-16 м2. Поэтому оса может создать давление до 3,3*1010 Па)

2. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся при этом?

(Зуб бобра состоит из нескольких слоёв различной твёрдости. Когда бобр грызёт дерево, прочная эмаль, покрывающая верхний участок зуба, испытывает большую нагрузку, а остальная, сравнительно мягкая ткань – меньшую. В результате весь зуб стачивается равномерно и угол заострения остаётся неизменным. На этом принципе основана работа самозатачивающихся инструментов.)

3. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?

(Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми натянута перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.)

4. Почему относительно мягко лежать в гамаке, ведь его узловатые верёвки довольно жестки?

(Под тяжестью тела гамак прогибается, благодаря чему вес распределяется на большую площадь, поэтому на каждую единицу площади гамака приходится малая нагрузка и лежать в гамаке сравнительно мягко.)

5. Кит живёт в воде, но дышит лёгкими. Несмотря на наличие лёгких, кит не проживёт и часа, если случайно очутится на суше. Почему?

(Масса кита достигает 90-100 тонн. В воде эта масса частично уравновешивается выталкивающей силой. На суше у кита под действием столь огромной массы сжимаются кровеносные сосуды, прекращается дыхание и он погибает.)

6. Если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то её внутренние органы раздуваются и рыба гибнет. Чем это можно объяснить?

(На больших глубинах моря существует большое гидростатическое давление, которое уравновешивается внутренним давлением в организме рыбы. Если рыба окажется на поверхности моря, то давление в организме не будет уравновешиваться внешним давлением, поэтому рыба раздувается, внутренние органы её лопаются и рыба гибнет.)

7. Почему рыбы могут дышать кислородом, растворённым в воде?

(Всякий газ стремится перейти из того места, где имеется большее давление, в соседнее пространство, где давление меньшее. В крови рыбы давление кислорода меньше, чем давление его в воде, поэтому кислород переходит из воды в кровь, протекающую по капиллярам жабр).

8. Каким образом врачи используют манометры для измерения артериального кровяного давления человека?

(Медицинский манометр резиновой трубкой соединён с резиновой грушей и манжеткой, которой врач обматывает руку пациента. В манжетку с помощью груши врач нагнетает воздух до тех пор, пока не прекратится ток крови по сосудам. После этого открывается краник. Воздух начинает медленно уходить из манжетки, а столбик ртути прибора устремляется вниз. В тот момент, когда сердцу удаётся протолкнуть под манжеткой порцию крови, врач через фонендоскоп слышит первый удар пульса и фиксирует на шкале верхнюю, максимальную границу артериального давления. Врач следит за движением ртути и слушает удары пульса. Но давление в манжетке падает настолько, что уравнивается с давлением крови в артерии. Врач слышит последний удар пульса и замечает, против какого деления находилась в это время верхняя граница столбика ртути. Так определяется нижнее, минимальное давление.)

9. Чему равно давление крови у человека в мм. рт. ст. ?

(У здорового человека максимальное кровяное давление равно 120-140 мм рт ст., минимальное – 70-90 мм рт ст.)

10. У большинства водорослей тонкие, гибкие стебли. Почему водоросли не нуждаются в твёрдых стеблях?

(Подводные растения не нуждаются в твёрдых стеблях, так как их поддерживает выталкивающая сила воды. Кроме того, если бы такие растения имели твёрдый стебель, то вода во время волнений могла бы сломать его.)

11. Рассчитайте, какую силу давления со стороны атмосферы испытывает человек, поверхность тела которого равна 2 м2.

(На каждый квадратный сантиметр действует сила примерно в 10 Н, а общая сила, действующая на поверхность всего тела, будет приблизительно равна 2*105 Н.)

12. На сколько давление выдыхаемого и выдуваемого нами воздуха отличается от атмосферного давления)

(Воздух выдыхается нами с давлением, большим атмосферного на 102 Па. Выдувая воздух, мы сжимаем его гораздо больше, доводя избыток давления по сравнению с атмосферным до 104 Па.)

13. Для чего во время взлёта и перед посадкой самолёта стюардесса раздаёт пассажирам конфеты?

(Как известно, величина атмосферного давления зависит от высоты над уровнем моря. При резком изменении высоты (в процессе подъёма самолёта) атмосферное давление быстро уменьшается и барабанная перепонка уха прогибается наружу, при посадке самолёта атмосферное давление увеличивается и барабанная перепонка уха прогибается внутрь. Такие быстрые изменения давления вызывают боль в голове. Известно, что среднее ухо человека через евстахиеву трубу в момент глотания соединяется с полостью рта. Сосание конфет вызывает обильное слюноотделение и частое глотание, в результате чего давление в среднем ухе быстрее становится равным внешнему атмосферному давлению. В связи с этим уменьшается боль в ушах.)

14. Зачем при выстреле из орудия артиллеристы открывают рот?

(Чтобы давление на барабанную перепонку изнутри стало равным давлению снаружи.)

15. Отчего мозоли болят перед дождём?

(Перед дождём обычно уменьшается атмосферное давление. Уменьшение внешнего давления вызывает некоторое расширение тканей ноги, а так как твёрдая мозоль не может одинаково расширяться с мягкими частями тела, то происходит раздражение нервов и ощущается боль.)

16. Вам, вероятно, приходилось убирать корнеплоды с поля (турнепс, свеклу, морковь, картофель, и вы замечали, что корнеплоды из чернозёмной почвы и песчаной почв выдёргиваются легко, а из влажной глинистой почвы – тяжело. Объясните почему.

(В глинистую влажную почву плохо проникает воздух. Под корнеплодом в момент выдёргивания из почвы создаётся пониженное давление, поэтому кроме сил сцепления, нужно преодолевать ещё и силу атмосферного давления.)

17. Всем известно, что обычная муха свободно ходит по потолку. Сможет ли она так же свободно перемещаться по потолку в безвоздушном пространстве?

(Нет, не сможет. При движении по потолку муха удерживается за счёт атмосферного давления. На концах ножек у неё имеются небольшие присоски, действие которых аналогично действию присосок рыбы и прилипало и каракатицы.)

18. За счёт какой силы удерживается жёлудь в «чашечке» после отмирания соединительной ткани?

(За счёт атмосферного давления.)

19. Корова – парно-копытное животное, лошадь – однокопытное. При перемещении по болотистым и топким местам корова легко поднимает ноги, а лошадь – с большим трудом. Почему?

(При вытаскивании ног из вязкой почвы под копытами лошади создаётся пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног. У парнокопытных животных при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ног сближаются и вокруг них свободно проходит воздух.)

20. Почему человек, попадая в пространство, где давление значительно ниже атмосферного, например, на высокие горы, нередко испытывает боль в ушах и даже во всём теле?

(Объясняется это тем, что в человеческом теле имеется ряд полостей, содержащих воздух, например кишечник, среднее ухо и др. Давление воздуха в этих полостях равно атмосферному давлению. Когда наружное давление на человеческое тело быстро уменьшается, воздух, находящийся внутри нас, начинает расширяться, производит давление на различные органы, что вызывает боль.)

21. Как известно, в костюм водолаза, работающего на большой глубине, всё время накачивают воздух, находящийся под большим давлением. Этот воздух противостоит давлению воды на костюм и не даёт воде сплющить его. Но ведь воздух в костюме водолаза давит во все стороны с одинаковой силой. Следовательно, водолаз должен испытывать его большое давление, воздух должен сжимать водолаза, а между тем этого не происходит. В чём здесь дело?

(Водолаз не испытывает этого давления потому, что он дышит воздухом, подаваемым в водолазный костюм, и давление воздуха на его тело снаружи уравновешивается давлением воздуха изнутри.)

22. Отчего водолаз испытывает болезненное ощущение только в то время, когда он погружается в воду или поднимается из неё, но не тогда, когда находится на глубине?

(Во время опускания в воду или поднятия из неё нарушается равновесие между внешним давлением и давлением в органах тела водолаза. Кроме того, при резком подъёме из воды на поверхность внешнее давление увеличивается.)

5. Подведение итогов.

Награждение победителя и наиболее активных теоретиков. Учитель выставляет оценки за урок.

Список использованных источников

1. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика: Учеб. для 7 кл. сред. шк. -14 изд., перераб. - М:Просвещение, 2014.

2. Биллимович Б. Ф. Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. - М., Просвещение,1977. стр. 45

3. https://www.rvb.ru/pushkin/01text/03fables/01fables/0798.htm

4. https://www.zooclub.ru/wild/hobot/5.shtml

5. https://www.youtube.com/watch?v=j3erBBVbAfw

6. https://www.youtube.com/watch?v=xELTkNeQhwQ&feature=related

7. https://www.youtube.com/watch?v=sib_eH1N8lo&feature=related

8. https://www.youtube.com/watch?NR=1&feature=endscreen&v=araKYKL2egA

9. https://www.youtube.com/watch?v=TCC8y_uUuSc&feature=related

10. https://www.youtube.com/watch?NR=1&feature=endscreen&v=VZkOQ6GErhI

11. https://www.youtube.com/watch?v=IVrgbPFP6_o&feature=endscreen&NR=1

https://video.yandex.ru/users/modern-physics/view/74/?cauthor=modern-physics&cid=2

Публикации по теме:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока технологии в 3 классе по теме «Аппликация из пластилина» Схема учебного занятия Предмет: Технология Учитель: Храпатая Татьяна Андреевна Класс: 3 А Продолжительность: 45 мин Тема урока: Аппликация.

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.

Конспект урока математики во 2 классе по теме «Задачи с величинами цена, количество, стоимость» Цели и задачи урока: Познавательные: ввести понятия цена и стоимость товара, установить их связь. Развивающие: развитие умения решать текстовые.

Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки» Педагогическая цель: Раскрыть значение термина «библиотека», «Библия», сформировать представление о Библии – как священной книге; развивать.

Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.

Конспект урока математики по теме «Свойства сложения» во 2 классе Конспект урока по теме "Свойства сложения" во 2 классеПедагогические задачи: повторить переместительное свойство сложения, познакомить.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового урока по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 13:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итогового урока по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»» (включая файлы) размещена пользователем Быстрова Алла Сергеевна (УИ 2204094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД