Анна Назымок
Конспект комплексного занятия по ФЭМП, обучению грамоте, окружающему миру «Всезнайки спешат на помощь» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Всезнайки спешат на помощь».
ОО коммуникация, основы грамоты :
Цель: умение проводить звуковой анализ слова.
Задачи: обозначать фишками гласные и согласные звуки (твёрдые, мягкие); развивать мелкую моторику рук, умение определять последовательность звуков в слове.
ОО познание, Основы математики:
Цель: Формирование представления о цифрах и геометрических фигурах.
Задачи:Развивать разговорную речь, память, внимание, логическое мышление. Умение работать в коллективе.
ОО социум, ознакомление с окружающим миром :
Публикация «Конспект комплексного занятия по ФЭМП, обучению грамоте, окружающему миру „Всезнайки спешат на помощь“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие интереса к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Задачи: Образовывать названия детенышей животных, притяжательные прилагательные. Систематизировать представления детей о соли и её свойствах. Воспитывать интерес к полученным знаниям. Умение работать в коллективе.
Материал и оборудование: карточки с изображениями: животных и их детёнышей, предметов, похожих на цифры, цифры, геометрические фигуры из картона, частей тела животных, карточки для звукового анализа слова: «вода», телеграмма, мешочек с нарезанным ёлочным дождиком, мольберт, презентация по теме, стрелка из картона, ключи, замки из картона «темница», соль. Костюм Почтальона, кукла «Королева знаний», аудиозаписи: ритмичной, спокойной, весёлой, таинственной музыки; по количеству детей: фишки-квадраты красного, синего и зелёного цветов, счетные палочки, пластиковые стаканы, тарелочки, салфетки, ложечки, фартуки, медали.
Ход занятия (Слайд № 1)
Звучит ритмичная музыка. Вбегает Почтальон.
Почтальон.
Телеграмма! Телеграмма!
Я пришёл к вам с почты прямо.
Лист скорее принимайте,
О чём пишут вам, узнайте.
Ну, а мне уже пора,
До свидания, ребятня!
Передаёт телеграмму и под музыку уходит.
Воспитатель (В.). Интересно! Телеграмма от Королевы знаний. Что же она пишет! (Читает.) (Слайд №2)
Приветствую вас, детвора!
В страну мою пришла беда:
Напал на нас волшебник зла,
В темницу заточил меня
За крепкими замками,
За восемью дверями.
Чтобы двери те открыть,
Волшебника вам нужно победить,
Мою страну, меня освободить!
Ребята, поможем Королеве знаний? (Да.) Тогда нам нужно попасть в волшебную Страну знаний и выполнить все задания, которые будут встречаться на нашем пути.
Воспитатель, осыпая детей из мешочка «волшебным порошком» (нарезанным ёлочным дождиком, произносит слова:
Тирли, вырли, анукас —
Страна знаний встретит нас!
Вот мы и в волшебной Стране знаний! Но как же нам найти Королеву?
Воспитатель обращает внимание детей на экран. (Слайд № 3) На нём — слайд с изображением камня, от которого расходятся три стрелки с надписями.
В. (читает). Налево если ты пойдёшь — дракону в лапы попадёшь. Прямо если ты пойдёшь — ничего ты не найдёшь. Направо пойдёшь — по Стране знаний пройдёшь. Ребята, по какой дороге мы пойдём? (По той, которая ведёт направо.) Тогда в путь!
Дети поворачиваются направо.
В. Мы в Городе вопросов и ответов, и нас ждёт первое задание.
Игра «Вопрос—ответ»
Дети строятся в круг, в центре — воспитатель со стрелкой в руках кружится на месте, проговаривая слова:
Стрелку я свою кручу,
Знать ответ скорей хочу.
Отвечает мне лишь тот,
Кого стрелка изберёт.
Вопросы детям:
Сколько дней в неделе?
Стрекоза, муравей, жук — это…
Если сегодня вторник, то завтра…
Назови геометрические фигуры.
Что есть у куста?
Как называется наш посёлок?
Кем ты приходишься бабушке и дедушке?
Назови символы нашей страны. (Слайд №4)
Билингвальный компонент : ту – флаг, нуран – гимн, елтанба – герб.
У какого животного длинная шея?
Назови диких животных.
В. Молодцы! Перейдём к следующему заданию.
Игра «Взрослые и малыши» (Слайд №5)
Воспитатель показывает карточки с изображением животных и их детёнышей (лошадь — жеребёнок, курица — цыплёнок, овца — ягнёнок, собака — щенок, корова — телёнок и др.). Дети рассматривают, называют их и выполняют задание: если на карточке взрослое животное, то поднимают руки и тянутся вверх, если детёныш, то приседают и обхватывают колени. Игра начинается с совместного проговаривания слов:
Если взрослый — потянись,
А детёныш — опустись.
Думай быстро, кто какой —
Кто малыш, а кто большой?
В. В этом городе мы со всеми заданиями справились. Продолжаем путь дальше. Следующий город — Город цифр и геометрических фигур. Только что-то здесь никого не видно. А, я поняла! Жители этого города очень любят играть в прятки! Давайте их поищем. (Слайд № 6)
Задание «Найди цифру»
Полингвальный компонент :(1-5)
Воспитатель показывает карточки с изображением предметов, похожих на цифры. Детям необходимо их узнать и назвать.
Задание «Картина из геометрических фигур»
Звучит спокойная музыка. Коллективная работа. Составь картину из геометрических фигур. Дети вместе составляют картину.
В. Молодцы, и с этими заданиями справились. И получаете ключи!
Физкультминутка
(выполняется под весёлую музыку)
На зарядку солнышко поднимает нас,
Тянем руки вверх мы по команде «Раз!»,
(Поднимают руки.)
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «Два!».
(Опускают руки.)
Соберём в корзину ягоды и грибы —
Дружно наклоняемся по команде «Три!».
(Наклоняются вперёд.)
На «Четыре!» и на «Пять!»
Будем дружно мы скакать.
(Прыгают на месте.)
В. Ну что же, пойдём дальше. Город, в котором мы находимся сейчас, — Город слов и загадок. (Слайд № 7)
Задание «Чей? Чья? Чьё?»
Воспитатель показывает карточки с изображением частей тела животных. Детям нужно ответить, какому животному они принадлежат, и образовать с названиями этих животных притяжательные прилагательные.
Хвост лисы — хвост (чей) лисий.
Ухо зайца — ухо (чьё) заячье.
Лапа медведя — лапа (чья) медвежья.
Гребешок петуха — гребешок (чей) петушиный.
Рога оленя — рога (чьи) оленьи.
Морда волка — морда (чья) волчья.
В. Задания выполнены! Чем ближе мы подходим к темнице, тем труднее задания. Но не стоит сдаваться! Давайте отдохнё м:
Музыкальная гимнастика для глаз.
В. Следующий город — Город звуков. (Слайд № 8)
Задание «Звуковой анализ слов»В.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по карточке, на которой вверху — одно из изображений: вода, а внизу — окошки по числу звуков в его названии, фишки-квадраты красного, синего и зелёного цветов. Детям необходимо выполнить звуковой анализ слова.
Для следующего задания подготовим наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
(Хлопки в ладоши.)
Десять дружных и весёлых,
Быстрых чудо-мальчиков. (Сгибание и разгибание пальцев обеих рук.)
Будут-будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам лениться.
(Поочерёдное загибание пальцев сначала левой, затем правой руки.)
В. Продолжаем наш путь. А этот город, ребята – город Исследований.
(Слайд № 9)
Ребята, мы попали в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).
Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с солью.
Давайте с вами пройдём за столы. Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки, наберите немного воды и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
В. А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»
-соль белого….цвета
-соль не имеет…запаха
-соль на вкус…. солёная
-если на соль дуть, то частички соли разлетаются, значит соль….сыпучая
-соль в воде…. растворяется
В. И с этим заданием вы справились, молодцы! И получаете ключи. Вот мы и у темницы, в которую заточили Королеву знаний. (Воспитатель с детьми подходят к «темнице».) Ребята, за то, что вы справились со всеми заданиями, вы получаете ключи, которыми должны открыть замки темницы. Возьмите их и откройте замки. (Дети «открывают» нарисованные на «темнице» замки.)
Из «темницы» вынести куклу -Королева знаний. (Слайд № 10)
Королева знаний (Озвучить куклу… аудиозапись) :
Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что пришли мне на помощь. Вы уверенно и правильно выполнили все задания, помогли освободить мою страну от злого волшебника, поэтому как самым смелым, умным, сообразительным и быстрым, я вручаю каждому из вас медаль «Лучшему знатоку». (Королева знаний награждает детей.)
В. Спасибо, Ваше Величество! Были рады Вам помочь. Ну, а теперь нам пора возвращаться.
Звучит таинственная музыка.
Тирли, вырли, анукас —
Детский садик встретит нас!
В. Ребята, вам понравилось наше путешествие? В каком городе Страны знаний вам было интереснее? Какое из испытаний вы хотели бы пройти ещё
раз? Наше путешествие закончилось.