МААМ-картинки

Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [н] и буква Н»

Марина Лобастова
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [н] и буква Н»

Задачи:

- познакомить детей со звуком и буквой «Н»;

- уточнить артикуляцию и характеристику звука «Н»;

- формировать умение определять место звука «н» в слове, называть слова на заданный звук, составлять и печатать букву;

- продолжать учить составлять обратные и прямые слоги из символов и букв разрезной азбуки;

- развивать ориентировку в пространстве, фонематический слух, восприятие, внимание, память;

- улучшать координацию движений, нормализовать речевое дыхание;

- воспитывать интерес к учебному процессу и предупредить утомляемость детей во время процесса.

Публикация «Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звук [н] и буква Н“» размещена в разделах

Оборудование: презентация, раздаточный материал по количеству детей (зеркала, счётные палочки, тетради, ручки, символы звуков, кассы букв).

Ход занятия

(слайд 1-пустой)

1. Организационный момент.

(Дети образуют вместе с логопедом круг.)

Логопед. Доброе утро, ребята!

Дети. Доброе утро!

Логопед. Разбудим глазки?

(Дети сжимают кулаки, изображают, что смотрят в бинокль.)

Доброе утро, ручки!

(Дети гладят руки от плеч к кистям.)

Доброе утро, ножки.

(Дети топают.)

Разбудим ушки:

Поиграем в игру «Звукоежка».

2. Основная часть.

Введение в тему занятия.

(Дети присаживаются на свои места.)

- Звукоежка прилетел и в словах звук съел. Внимание на экран (слайд 2). Я буду называть слова без последнего звука, а вы попробуйте отгадать эти слова по картинкам.

Слова: сло (н, ваго (н, бато (н, бара (н, пио (н, патро (н).

- Ребята, какой звук я всё время пропускала в конце слов? (Звук «н».) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие со звуком «н» и познакомимся с буквой «Н».

(слайд 3-пустой)

Характеристика звука «н» по артикуляционным и акустическим признакам.

- Возьмите зеркала и произнесите звук «н» многократно, не спеша.

(Дети выполняют. Логопед объясняет, что при произнесении звука «н» рот приоткрыт, язычок кончиком прижат к верхним зубам.)

- Поднесём ладошку ко рту и произнесём звук «н». Чувствуете ли вы воздушную струю? (Нет.) Что мешает её проходу? (Её проходу мешает кончик языка.) Поднесём ладошку к носу и произнесём звук «н»? Чувствуете ли вы воздушную струю теперь? (Да.) Где проходит воздушная струя, когда мы произносим звук «н»? (Воздушная струя проходит через нос.) Попробуйте зажать нос и произнести звук «н» ещё раз. Получается? Вот это и доказывает нам, что воздух проходит через нос.

- Как вы думаете, какой звук «н»: гласный или согласный? (Звук «н» согласный.) Почему так решили? (Потому что есть преграда для воздушной струи и поэтому звук не поётся.) Ребята, можно не только сказать, но и показать ладошкой правой руки, что звук «н» - согласный. Давайте вместе скажем и покажем.

(Ладошкой правой руки дети прикрывают рот, делая преграду для воздушной струи.)

- Давайте приложим ладошку к горлу и произнесём звук «н». Голосок поёт или спит? (Голосок поёт). Значит, звук «н» - не глухой, а наоборот, какой? (Звонкий.) Можно не только сказать, но и показать пальчиками правой руки, что звук «н» - звонкий. Давайте вместе скажем и покажем.

(Правая рука согнута в локте, кисть с растопыренными прямыми пальцами опущена вниз - в форме колокола.)

- Звук «н» произносится твёрдо или мягко? (Звук «н» произносится твёрдо.) Значит, звук «н» … твёрдый. Можно не только сказать, но и показать кулачком правой руки, что звук «н» - твёрдый. Давайте вместе скажем и покажем.

(Правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.)

- Ещё раз скажем и покажем, какой звук «н». (Звук «н» - согласный, твёрдый, звонкий.)

(Логопед по необходимости помогает.)

- Согласный твёрдый звук «н» мы тоже будем обозначать кружочком … синего цвета.

Упражнение «Покажи и скажи».

(Логопед себе и детям предварительно обрабатывает руки антисептиком.)

- Выполним упражнение «Покажи и скажи». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём звук «н». Вот так. (Логопед показывает образец: произнося звук «н-н-н…», подносит указательные пальцы к носу, «ноет», ощущая вибрацию, и лёгким быстрым движением отводит пальцы в стороны. Далее дети показывают и произносят звук «н» вместе с логопедом.)

Проговаривание слогов с движениями рук.

- Продолжаем упражняться. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём слог «ан» на одном дыхании, не останавливаясь. Вот так. (Логопед показывает образец: на звук «а» разводит руки в стороны; на звук «н» подносит указательные пальцы к крыльям носа. Далее дети показывают и произносят слог «ан» вместе с логопедом.)

- Какой первый звук в слоге «ан»? (В слоге «ан» первый звук «а».) Покажем и произнесём звук «а». (Руки вытягиваем вперёд, соединив ладони. Произнося «а-а-а», плавно разводим руки в стороны ладошками вверх.) Какой второй звук в слоге «ан»? (В слоге «ан» второй звук «н».) Покажем и произнесём звук «н». (Поднести указательные пальцы к крыльям носа.)

- Поменяем местами звуки «а», «н». Какой слог получится? (Получится слог «на».) Покажем и произнесём слог «на» на одном дыхании, не останавливаясь. Вот так. (Логопед показывает образец: движение на звук «н» плавно переходит в движение на гласный «а».)

- Какой первый звук в слоге «на»? (В слоге «на» первый звук «н».) Покажем и произнесём звук «н». (Приложить указательные пальцы к крыльям носа.) Какой второй звук в слоге «на»? (В слоге «на» второй звук «а».) Покажем и произнесём звук «а». (Развести руки в стороны.)

Работа со слогами «он-но», «ун-ну» проводится аналогичным способом.

Знакомство с буквой «Н».

(Дети присаживаются на свои места.)

- Давайте познакомимся с буквой «Н». Внимание на экран (слайд 4).

Ножка, ножка,

Поперёк наложили поясок.

- На что похожа буква «Н»? (пробел) (Буква «Н» похожа на кровать.) (пробел) (Буква «Н» похожа на стойку для прыжков в высоту.) (пробел) (Буква «Н» похожа на гамак.)

- Сколько элементов или палочек у буквы «Н»? (У буквы «Н» 3 элемента.) Какие? (2 палочки прямые или вертикальные и 1 палочка горизонтальная.) Какой звук обозначает буква «Н»? (Буква «Н» обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук «Н».)

(Логопед по необходимости помогает жестами.)

Составление буквы «Н».

- Давайте покажем букву «Н». Внимание на экран (слайд 5). Предлагаю встать, выбрать себе пару, взяться за руки и изобразить букву «Н».

Взявшись за руки, мы встали

И на «Н» похожи стали.

- (пробел) Посмотрите, как можно составить букву «Н» из пальчиков. (Указательные пальцы обеих рук направлены вверх. Левая рука: средний палец соединяет середину указательного; безымянный и мизинец согнуты, прижаты к ладони; большой палец прижат к безымянному. Правая рука: средний палец располагается за средним пальцем левой руки; безымянный и мизинец согнуты, прижаты к ладони; большой палец прижат к безымянному.)

- Присаживайтесь на свои места. Попробуйте самостоятельно сложить букву «Н» из палочек. (Дети выполняют.)

Показ написания буквы «Н».

- (пробел) Посмотрите, как пишется буква «Н». Сначала проводим левую вертикальную палочку высотой в две клеточки, затем отступив вправо одну клеточку, проводим правую вертикальную палочку тоже высотой в две клеточки. Затем от середины левой палочки проводим горизонтальную линию до середины правой палочки.

Обучение написанию буквы «Н».

- Попробуйте написать букву «Н» в воздухе.

(Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.)

- Напишите букву «Н» обратной стороной ручки на ладошке.

(слайд 6-пустой)

Работа в тетради

(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)

- Ребята, а сейчас букву «Н»: обведите по контуру, соедините по точкам и напечатайте самостоятельно. Не забывайте соблюдать расстояние между буквами. (Дети выполняют.)

Составление обратных и прямых слогов из символов и букв разрезной азбуки.

- Когда собираются вместе гласный и согласный звуки, что получается? (Получается слог.)

- Обозначьте слог «ан» соответствующими символами и буквами. (Дети выполняют. Логопед при необходимости помогает.) Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют. Логопед напоминает, что в буквы в слоге пишутся рядом.)

- Поменяйте кружочки местами. Кто скажет, какой новый слог получился? (Получился слог «на».) Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют. Логопед напоминает, что 2-ой слог печатается, пропустив в тетради одну клетку вправо.)

Аналогично выстраивается работа со слогами «но-он», «ун-ну».

- Ребята, а слоги (логопед показывает жестовый приём: правая рука согнута в локте на уровне груди, а ладошка левой руки делит слово (правую руку) пополам) «ан-на», «но-он», «ун-ну» что-то обозначают? (Ничего не обозначают.) А если слоги начинают дружить, то что получится? Правильно, слово (логопед показывает жестовый приём: правая рука согнута в локте на уровне груди). Слова всегда что-то обозначают: предметы (кто? или что) - жестовый приём: правая рука согнута в локте на уровне груди; действия (что делают эти предметы) - жестовый приём: две руки на уровне груди, параллельные друг другу, согнуты в локтях; признаки (какие это предметы) - жестовый приём: правая рука делает волну на уровне груди.

3. Заключительная часть.

Логопед. Ребята, ну вот и подошло к завершению наше путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «н».) Какой звук «н»? (Звук «н» согласный, твёрдый, звонкий.) Какой буквой он обозначается? (Звук «н» обозначается буквой «н».) Придумайте или вспомните слово с твёрдым звуком «н» и определите место звука «н» в слове, показывая жестом: в начале (левая рука вытянута в левую сторону, в середине (обе руки сложены на груди) или в конце (правая рука вытянута в правую сторону). (Например, я придумала слово «ноты», где звук «н» находится в начале.)

Прикреплённые файлы:

prezentacija_3tsbq.pptx | 2496,01 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект кружкового занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста «Буква О и звук [О]. Закрепление» Буква О, звук [О] (закрепление)Цель:подготовка детей к обучению грамоте. Задачи: узнавать букву среди других букв, называть букву,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия» Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Закрепить знания детей о государственных.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» для детей подготовительной группы Цель: Актуализировать знания детей о букве и звуке Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Закрепить навыки деления слов на слоги, совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [н] и буква Н»
Опубликовано: 1 мая 2020 в 22:56
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД