Лучший педагог года

Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга «Мой выбор»

Шушпанникова Елена
Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга «Мой выбор»

Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга.

Составители:

Педагог-психолог Е. А. Шушпанникова

Педагог-психолог Б. Д. Зодбаева

Тема: «Мой выбор»

Цель: дать учащимся представление об отклоняющемся поведении и конструктивных способах решения ситуаций выбора.

Задачи:

• формирование навыка адекватного проявления эмоций и поддержки;

• формирование представлений у подростков о причинах и последствиях отклоняющего поведения;

Публикация «Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга „Мой выбор“» размещена в разделах

закрепление умений учащихся в отстаивании собственной позиции и умения говорить: «Нет!»;

• развитие навыков сотрудничества и конструктивного взаимодействия учащихся со сверстниками.

Целевая группа: учащиеся 9 класса

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Методы: метод групповой дискуссии, интерактивные игровые методы, ролевая игра.

План занятия :

1. Приветствие.

1.1. Упражнение «Комплимент»

2. Основная часть.

2.1. Упражнение «Гроздь проблем»

2.2. Упражнение «Причины и последствия»

2.3. Игра «Причины и последствия ОП» (LearningApps.org)

2.4. Упражнение «Умей сказать - Нет!»

3. Заключительная часть.

3.1. Игра «Да и Нет»(LearningApps.org)

Материальное обеспечение: анкета, фломастеры и цветные карандаши, шариковые ручки, карточки с рабочим материалом, стикеры с надписями для ролевой игры.

Ход занятия:

1. Приветствие (2 мин)

Психолог: Добрый день, уважаемые ребята и гости. Наше занятие сегодня будет посвящено обсуждению важной темы, с которой сталкиваются большинство современных девушек и юношей.

1.1. Упражнение «Комплимент» (5 мин)

Психолог: Здравствуйте, ребята!

Для того, чтобы поприветствовать друг друга мы выполним Упражнение «Комплимент».

Нам нужно встать в круг и соседу справа сказать комплимент, используя слова: «Здравствуй, … Мне нравится, что ты.»

- Какие эмоции вы чувствовали во время выполнения упражнения?

- Как вы чувствовали себя, когда вам говорили комплименты?

- Легко ли было находить и говорить нужные для человека слова?

(Ответы учащихся.)

- Принимать комплименты всегда приятно. Мы поздоровались и подняли друг другу настроение и готовы к дальнейшей работе.

2. Основная часть

Психолог: Ребята, сегодня мы будем обсуждать очень важную тему. А какую именно, вы узнаете после выполнения следующего упражнения.

2.1. Упражнение «Гроздь проблем» (12 мин)

Психолог вызывает в круг несколько человек и дает им соответствующие роли. Например: Вася, мама, папа, друг, сестра, бабушка.

Психолог: Ребята, посмотрите на Васю, у него есть проблемы (пакеты с надписями) :

в общении (ругается, дерется, не слушает, кричит,

с финансами (ворует, мама не дает денег на карманные расходы,

с учебой (плохо учится, стоит на учете в школе,

с жизненными перспективами (приводы в полицию, уголовная ответственность,

с репутацией, с личной жизнью.

Психолог вешает на него все эти проблемы.

- Как вы думаете хорошие или плохие поступки у нашего героя?

- Это поведение отличается от нормы?

Психолог:

- Вася, как ты себя чувствуешь? - Тебе тяжело?

- Что тебе хочется сделать с этими проблемами?

Психолог: Его пытаются спасать родственники, друзья (берут по 1 пакету). Они забирают от человека его проблемы, пытаются освободить, но проблемы сопротивляются. Если какую-то проблему и получается оторвать от человека, она тут же повисает на том, кто ее отдирал. Если Васе удается вырваться от проблем, они тут же снова нависают на нём (поведение у Васи не меняется).

Психолог:

- Как вы думаете о чём это упражнение, в чём его смысл?

- Ребята, давайте сядем за стол и обсудим почему не решаются Васины проблемы?

Вывод: У каждого нашего поведения есть причины и последствия. Если мы хотим успеха, мы прикладываем к этому усилия, если мы не прикладываем усилия, мы должны заплатить за наше бездействие.

Человек, который выбирает легкий путь, рано или поздно приходит к отклоняющемуся поведению.

Психолог: Ребята, что такое отклоняющееся поведение?

Слайд: «Отклоняющее поведение»

При выполнении этого упражнения мы убедились, что на самом деле происходит в жизни Васи и понимаем, что при этом страдает не только он, но и те люди, которые стремятся ему помочь. Получается, что такой человек не только сам расплачивается за свой выбор, но и заставляет окружающих расплачиваться за его выбор.

2.2. Упражнение «Виды и причины ОП» (5 мин)

Психолог: Сегодня мы обсудим проблему выбора каждого человека, поговорим о видах и причинах отклоняющего поведения. Сейчас вам нужно найти и отобрать карточки с видами и причинами ОП. Можно советоваться и помогать друг другу.

Психолог предлагает детям разделиться на 2 команды, разложить все карточки и объединить в 2 группы: «Виды ОП» и «Причины ОП».

- Виды отклоняющего поведения?

- Как Вы думаете, что может стать причиной ОП человека.

Психолог: - Вы все знаете, что отклоняющееся поведение приводит к негативным последствиям.

- Почему же всё-таки люди практикуют такое поведение?

- Что заставляет их наносить вред самим себе?

Виды: (слайд)

1)Алкогольная зависимость

2)Наркомания

3)Преступления

4)Суицид

5) Хулиганство

6)Воровство

7)Драка

8)Избиение

9) Игромания

Причины: (слайд)

1)Недовольство собой и своим состоянием (плохой характер, застенчивость, неуверенность в себе, чувство вины, низкая самооценка).

2)Недовольство своими отношениями (ссора с родителями, обида, никто не любит, одиночество).

3)Неудовлетворённость своей жизнью (недостаток средств, родители заставляют учиться не там, где хочется, не может найти работу, нет дома, дома всё плохо, не хочет идти домой).

4)Дружба с теми, кто целенаправленно выбирает отклоняющееся поведение (со мной не будут дружить, если я не буду похож, не буду делать тоже самое).

5)Без видимых причин.

6)Позиция жертвы (неуверенность в себе, жалость к себе, готовность подчиняться, неумение отстаивать свою позицию)

Психолог: - Получается, что любое жизненное затруднение может послужить предлогом к отклоняющемуся поведению. - А есть ли такие люди, у которых нет в жизни трудностей?

Известно, что не все люди в случае жизненного затруднения начинают вести себя таким образом. Получается, что некоторые в трудных ситуациях выбирают определенное отклоняющееся поведение, а другие - выбирают какой-то другой способ решения проблемы.

Таким образом, для некоторых людей отклоняющееся поведение — это такой способ решать свои проблемы, а вернее, способ убежать от их решения. Возможно человек не знает, как справиться со своими трудностями и решить их или ему кажется, что это слишком сложно. Возможно он жалеет себя и выбирает, как ему кажется, самый простой пусть. Люди, выбирающие ОП, ничем не отличаются от других: у них столько же способов, столько же сил и энергии. Они отличаются только своим выбором. Итак, они выбирают ОП, а затем пытаются оправдать себя, потому что знают, что многим окружающим это не нравится.

Чем они оправдывают себя:

1)обвиняют окружающих

2)ставят на себе крест

3)представляют себя мучениками

4)представляют себя пленником ограничений, искателями приключений

5)ставят себя в позицию жертвы

Поиск оправданий только создаёт иллюзию, будто есть особые причины для того, чтобы выбирать ОП. На самом деле причины в том, что человек не умеет, а может и не хочет решать затруднения другим способом. Значит, есть одна причина - выбор человека.

2.4. Дидактическая игра «Последствия ОП» (LearningApps.org) (5 мин)

Психолог: Ребята, как человек может противостоять чужому давлению?

2.5. Упражнение «Умей сказать - Нет!» (5 мин)

Сейчас мы познакомимся с некоторыми формулами, которые называются «цивилизованный отказ»

1. Отказ-опасение: - «Нет!» Собеседнику отказывают с аргументами и

предложением чего-либо

другого взамен.

2. Отказ – сожаление: -«Нет!» Собеседнику сообщают

причины, по которым

ему отказывают.

3. Отказ - без аргументов – «Нет!»

Собеседнику отказывают без аргументов и без

предложения чего-либо

другого взамен. Кратко и уверенно.

Раздаем детям карточки-ситуации.

Психолог:

- Какую форму отказа вам было воспринимать легче всего?

- Какая форма больше всего раздражала?

- И в какой форме вам было легче всего отказывать самим?

Но необходимо запомнить, что вам надо подбирать каждый раз ту форму, которая кажется вам наиболее подходящей в конкретных обстоятельствах и с конкретными людьми.

3. Заключительная часть.

3.1. Игра «Да и Нет» (4 мин)

3.2. Рефлексия. (5 мин)

- Наше занятие подошло к концу.

Поделитесь своими мнениями о занятии : что понравилось, что не понравилось.

- Какой вывод вы для себя сделали относительно ОП.

- Как вы поступите в ситуации выбора.

Список используемой литературы

1. Кривцова С. В., Д. В. Рязанова, Е. А. Пояркова, О. И. Байдакова, Ю. А. Зеликман, С. С. Крыжановская, В. В. Лунин «Тренинговые занятия с подростками. Жизненные навыки» 5-7 и 7-8 классы, Генезис,М,2018 г.

2. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н. И. Шевандрин. – М., 2001

3. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге. – М. :генезис,2015. – 376с. : ил.

4. Слепович Е. С., Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - СПб. :Речь,2008. – 247 с.

5. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия»,2004. – 160с.

Публикации по теме:

Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга»Час общения с элементами тренинга «Люди существуют друг для друга» Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения. Задачи: расширить представление детей о межличностных отношениях,.

Фотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренингаФотоотчёт о проведении деловой игры с педагогами с элементами тренинга 08. 11. 2018 г. старшим воспитателем Романычевой Т. В. была проведена деловая игра с педагогами с элементами тренинга на тему «Креативность.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционного занятия с элементами тренинга «Мой выбор»
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 12:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД