Светлана Атаева
Конспект логопедического группового занятия «Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: различение звуков С-Ш в слогах в словах и словосочетаниях.
Образовательные задачи:
1. Закреплять умение анализировать артикуляцию звуков (давать характеристику звука, сравнивать звуки между собой)
2. Закреплять умение правильно обозначать звуки [С – Ш] на письме.
3. Закреплять правильное произношение звуков [С – Ш] в самостоятельной речи.
4. Расширять и уточнять лексический запас.
Коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект логопедического группового занятия „Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
1. Развивать фонематический слух и восприятие по средствам дифференциации звуков на слух.
2. Научить детей самоконтролю с помощью зеркала.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Воспитательная задача:
1. Прививать чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.
2. Развить наблюдательность на основе выполнения заданий различной сложности в течении всего занятия.
Оборудование занятия: изображение букв (С, Ш, тетрадь, ручки, зеркало, карточки записанными на них словами, картинки с изображением Малыша и Карлсона.
Ход занятия.
Этап урока Действия учителя Действия учащихся
1. ОсноОргмомент. 1)Прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы.
(свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок, рассвет.)
2) Назовите первые звуки во всех словах, сделайте вывод о теме занятия.
- Верно это звуки С и Ш.
- Сегодня, мы с вами будем учиться не путать эти звуки.
Учащиеся разделили сова в 2 группы.
(свет, светлый, светлячок, светло, светает, рассвет.
Шуметь, шум, шумный, шумок.)
Учащиеся делают вывод, о различении звуков С,Ш.
2.Артикуляционная гимнастика. - Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить.
Его мы будем разминать, упражненья выполнять.
Поможем Карлсону дойти до вкусного варенья. Выполняем упражнение ставим цветной камушек.
Учащиеся проходят по игре «Бродилка» и выполняют артикуляционную гимнастику.
3.Основная часть.
Сравнительная характеристика звуков С – Ш. Давайте вспомним как располагаются наши зубы и язык, когда мы произносим звук С. (повторяем положение органов артикуляции и характеристику звука: язык за нижними зубами в «горке», между зубами небольшая щель, губы - в «улыбке», выдыхаемый воздух проходит по желобку на языке, горло не звенит.
Верно, а когда произносим звук Ш? (повторяем положение органов артикуляции и характеристику звука: язык в форме «чашечки» во рту за верхними зубами, зубы сближены, губы «бубликом», выдыхаемый воздух – теплый, горло не звенит.
Учащиеся отвечают.
(Этот звук согласный, глухой может быть твердым С и мягким Сь.)
Этот звук согласный, глухой, всегда твердый.
4.Дифференциация звуков в ряду других звуков и между собой. - Сегодня у нас необычный урок:
Карлсон, Малыш и Фрекен Бок
Будут учить, а вы обучаться,
Знания вам всегда пригодятся!
(На доску выставляются изображения героев занятия)
- Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите звуки занятия.
- с, ш, з, щ, у,ц, ш,ж,с, ф,с,ш,з.
Учащиеся поднимают соответствующие символы.
5.Дифференциация звуков С-Ш на уровне слога. - Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть с ними. Однако поиграть мы сможем только тогда, когда друзья выполнят задание, которое задала им Фрекен Бок. Помогите им; прочитайте на каротчке слоги без ошибок. Тогда Фрекен Бок разрешит Малышу и Карлосону поиграть снами.
(СА-ША-СА, СУ-ШУ-ШУ
СО-СО-ШО, ЫС-СЫ-ЫШ)
Учащиеся читают слоги.
6. Работа по уточнению словаря.
- На картинках предметы одежды, которые подойдут Малышу, обведите красным кружком, а те которые подойдут Карлсону –зелёным. Объясните свой выбор.
Картинки: шорты, галстук, рубашка носки, шарф, спортивный костюм. Учащиеся выполняют задание и объясняют свой выбор.
7.Развитие логического мышления. - Малыш выбрал то, что необходимо. Теперь можно отправляться на улицу.
Наши друзья по дороге идут –
Машины, автобусы там и тут.
Надо друзьям осторожнее быть,
Но как же дорогу переходить?
- На доске кроссворд, вам нужно его разгадать и загорится зелёный сигнал светофора.
1. Из него садовник поливает цветы и зимой заливает каток.
2.«Скачет… по полям, корыто по лугам», - писал Корней Чуковский.
3. Зимой всё белым –бело оттого, что всё покрыто им.
4. Ножки у машины обуты в ….
Учащиеся разгадывают кроссворд.
-шланг.
- сито.
-снег.
-шины.
8. Физминутка.
- А сейчас Карлсон предлагает вам отдохнуть, повторяйте движения вместе с ним.
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты,
Вправо- влево, влево –вправо,
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте!
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора.
Учащиеся выполняют упражнение.
9. Дифференциация С-Ш в словах. - Малыш и Карлсон в дом пришли,
Хотят поужинать они.
Рассмотрите домики. Как вы думаете, в каком домике живёт Малыш, а в каком Карлсон? Помогите Малышу и Карлсону собрать свои вещи: запишите под каждым домиком названия вещей с соответствующим звуком С или Ш.
Картинки: скамейка, шкаф, кресло, стул, стол, кушетка. Учащиеся выполняют задания на карточках.
10. Дифференциация звуков С-Ш на уровне словосочетания. - Потемнело во дворе
Видно, скоро детворе
Спать пора уже ложиться
Что же может им присниться?
Может, быстрая река?
Может, в небе облака?
Вы и сами узнает это,
Подскажу я лишь приметы.
Малышу снились предметы и разные карточки со словами, где был звук Ш, Карлсону – со звком С. Соедините картинки и слова так, чтобы получились словосочетания.
Картинки: шорты, шинель, мишка, сапоги, усы, следы, шарики, серьги.
Слова: косолапый, кошачьи, солдатская, мамины, дядины, новые, синие, красивые. Учащиеся выполняют задание на карточках.
11.Итог занятия. Наступил прощанья срок,
Прозвенит вот-вот звонок.
Говорят вам на прощанье:
«Не скучайте, до свиданья!»
Кто же вспомнит наш урок,
И слова припомнит в срок?
Учащиеся вспоминают тему занятия и подбирают слова для Карлсона и Малыша.