Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах. В гостях у Светофорика»

Екатерина Маранова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах. В гостях у Светофорика»

Конспект логопедического занятия

«Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах.

В гостях у Светофорика»

для подгруппы детей старшего возраста

Выполнила: учитель-логопед

Маранова Е. Н.

c. Великое 2017 г.

1.Тема: Транспорт, Пдд.

Цель:Автоматизациязвука «Р» изолированно, в слогах и словах.

2.Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах;

- совершенствовать умение делить слова на слоги;

- продолжать формировать умения находить место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

- уточнять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт, правила дорожного движения»;

- закреплять правильное произношение звука «Р» изолированно, в слогах и словах;

- развивать фонематический слух;

- совершенствовать речевое дыхание;

- совершенствовать моторику артикуляционного аппарата;

- развивать силу голоса;

- совершенствовать навыки звукобуквенногоанализа;

- развивать связную речь, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать усидчивость;

- совершенствовать умение слушать и слышать педагога;

- воспитывать чувство ответственности на дороге.

3.Методы и приемы:игровой; наглядный;практическая деятельность детей; вопросы к детям; словесная игр; использование художественной литературы.

4.Оборудование: столы; стулья; магнитная доска; индивидуальные зеркала; салфетки.

5.Дидактические материалы: изображение Светофорика; изображения машин вдали и вблизи;круги из белой бумаги, соответствующие диаметру глаз Светофорика; сюжетная картинка «Улица»; регулировочная палочка.

6.Раздаточные материалы:предметные картинки «Виды транспорта»; схема слова и фишки на каждого ребенка.

7. Ход занятия:

I. Организационный блок – 2,5 минуты.

а) Отгадывание загадки, знакомство со Светофориком (1 мин.);

б) Сообщение темы занятия (1,5 мин.).

II. Основной блок– 16,5 минут.

а) Знакомство со Светофориком (0,5 мин.);

б) Дыхательная и артикуляционная гимнастика (2, 5 мин.);

в) Уточнение изолированного произнесения звука «Р», игра «Далеко и близко» (2,5 мин.);

г)Автоматизация звука «Р» в слогах (1, 5 мин.);

д) Развитие фонематического слуха, игра «Регулировщик» (2,5 мин.);

е) Автоматизация звука «Р» в словах, проговаривание по слогам. Транспорт (3 мин.);

ж) Определение места звука «Р» в слове (2 мин.);

з) Автоматизация звука «Р» в словах, игра «Один-много» (2 мин.)

III.Итоговый блок: 1 минута.

а) обобщение педагога.

I. Организационный блок (2,5 мин.)

Логопед: Отгадайте загадку. И в ней, и в отгадке есть звук, над правильным произнесением которого, мы будем работать.

Разных три имею глаза,

Но открою их не сразу.

Если глаз открою красный -

Стоп! Нельзя идти! Опасно!

Желтый глаз — погоди!

А зеленый — проходи!

Дети: Светофор.

Л: Правильно! А какой согласный звуквы слышали чаще всего?

Д: Звук «Р».

Л: Правильно, в нашей загадке часто встречался звук «Р». И сегодня мы продолжим работать над этим звуком. А скажите, для чего нужны светофоры?

Д: Для того чтобы управлять движением людей и транспорта.

Л: Где устанавливают светофоры?

Д: Светофоры устанавливают на перекрестках оживленных дорог.

Л: Что может произойти на перекрестках, если светофоры сломаются?

Д:Если светофоры сломаются, могут возникнуть аварии, могут погибнуть люди.

Л: А также сегодня мы поговорим о транспорте и правилах дорожного движения.

II. Основной блок– 16,5 минут.

(На доске изображение улицы).

Л: Послушайте рассказ. В одном небольшом городе на перекрестке двух дорог стоит Светофорик. (Логопед достает плоскостную фигуру светофора).

Светофорик важный и очень серьезный. Он правильно и красиво говорит, потому что каждое утро делает артикуляционную гимнастику.

Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.

Кто хочет разговаривать, тот долженвыговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

А чтобы правильно все выговаривать необходимо потренироваться.

Упражнение для выработки силы воздушной струи «Кучер» (Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса).– Дети выполняют упражнения.

Л:Давайте сделаем артикуляционную гимнастику:

Упражнения: «Лягушка», «Слоник», «Месим тесто», «Блинчик», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Дятел» - дети выполняют упражнения.

Л: Посмотрите как я произношу звук «Р».

- губы открыты;

- зубы сближены, но не соприкасаются;

- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует;

- по середине языка идет теплая воздушная струя;

- голосовые складки напряжены, сомкнуты и вибрируют.

Давайте вместе произнесем этот звук. – Дети произносят звук «Р».

Л: Давайте поиграем в игру. У меня есть две картинки с машинками.

На однойкартинке машина едет близко, на другой далеко. Если машина близко – громко слышится рокот мотора,вот так: «Рррррррр» (логопед громко произносит звук). Если машина далеко – то слышится тихийрокот,вот так: «Рррррррр» (логопед тихо произносит звук).Я буду показывать картинку, а вы рокотать тихо или громко. – Дети выполняют.

Л:А скажите мне, пожалуйста, где же ездят машины?

Д: По дороге.

Л: Все верно. А ходят люди?

Д: по тротуару.

Л: Правильно! Люди ходят по тротуару, специальной пешеходной дорожке, располагающейся сбоку или по бокам улицы, приподнятой над проезжей частью. И я предлагаю вам вместе со мной и Светофориком проговорить чистоговорку о тротуаре. Ясно и четко проговаривайте слоги.

Ар-ар-ар - вышли мы на тротуар

Ару-ару-ару - мы идём по тротуару

Рок-рок-рок - перекрёсток двух дорог;

Ор-ор-ор - вот трёхглазый светофор;

Рит-рит-рит - вот зелёный свет горит;

Ра-ра-ра - дорогу перейти пора;

Ару-ару-ару - мы идём по тротуару.

(Дети повторяют слоги).

Л:Ребята, посмотрите, что же случилось с нашим Светофориком?

(Логопед закрывает «глаза» Светофорика белыми кругами).

Д: Он сломался. Перестали гореть его глаза.

Л:Да, он не работает. Что же сейчас будет на улице, как вы думаете?

Д:Остановятся и засигналят машины, не смогут перейти дорогу и попасть на работу взрослые, в школу — ученики, в детский сад – малыши. Может даже случиться авария.

Л: Давайте же скорее поможем Светофорикуотремонтировать его глаза. Для этого нужно выполнить задания.

Очень много транспорта скопилось на перекрестке. Сейчас вы станете регулировщиками уличного движения. Для этого выйдите из-за столов и возьмите регулировочные жезлы. Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук «Р», отведите руку с жезлом в сторону.

Логопед называет слова: трамвай,автомобиль, велосипед, полиция, скорая помощь, пожарная машина, автобус, такси, трактор, каток, погрузчик, танк, самосвал, мусоровоз. После выполнения задания логопедснимает белый кружок с красного глаза светофора.

(Дети садятся за столы).

Л:Один глаз нам быстро удалось починить. Давайте продолжим. Перед вами картинки, выберите только те, в названии которых есть звук «Р» и назовите их.

(Велосипед, асфальтный каток, пожарная машина, самосвал, автомобиль, полиция, троллейбус,вертолет, мотоцикл, бетономешалка, трактор, лесовоз, самолет, автобус, скорая помощь, поезд, катер, трамвай, мусоровоз, ракета).

(Дети выбирают и по очереди называют картинки).

Л:А как можно назвать их одним словом?

Д: Транспорт.

Л:Все верно. А теперь давайте все вместе проговорим эти слова по слогам.

Д и Л: по-жар-на-я ма-ши-на, трол-лей-бус, вер-то-лет, трак-тор, ско-ра-я по-мощь, ка-тер, трам-вай, му-со-ро-воз, ра-ке-та).

Л: Сильная поломка у нашего Светофорика. Желтый глаз не загорается. Давайте выполним еще одно задание. Возьмите схему слова и фишки и определите место звука «Р» в словах: ракета, катер, мусоровоз.

(Дети выполняют).

Л: Вы большие молодцы! Наконец-то заработал и желтый глаз. Осталось отремонтировать еще один.

Л: Давайте сыграем в игру «Один-много». Я буду называть транспортные средства, а вы их будете изменять. (Логопедназывает транспортные средства в именительном падеже единственного числа и предлагает ребенку назвать эти средства в именительном и родительном падежах множественного числа).

Например: грузовик – грузовики – грузовиков;

пожарная машина – пожарные машины- пожарных машин;

троллейбус – троллейбусы -троллейбусов;

вертолет – вертолеты – вертолетов;

трактор – тракторы – тракторов;

катер – катера – катеров;

Трамвай — трамваи — трамваев;

Мусоровоз– мусоровозы – мусоровозов;

Ракета – ракеты – ракет.

III.Итоговый блок: 1 минута.

Л: Вот вы и помогли отремонтировать Светофорику глаза. Движение транспорта восстановлено, пешеходы спешат по своим делам. Светофорик благодарит вас за помощь.

Литература:

1)Азбука пешехода: для дошкольников. - М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.

2) К. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

3) Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н. В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.

4) Л. А. Комарова Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 32 с.

Интернет-ресурсы:

1) https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/07/16/konspekt-zanyatiya-avtomatizatsiya-zvuka-r

2) https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-na-temu-avtomatizaciya-zvuka-r-1328950.html

3) http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-individualnogo-logopedicheskogo-zanjatija-s-ispolzovaniem-konstruktora-lego-pravila-dorozhnogo-dvizhenija.html

4) https://educontest.net/ru/2023361/конспект-логопедического-занятия-тр/

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [З] в слогах и словах» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Коррекционно-образовательная:упражнять в правильном произнесении звука[л], по акустическим и артикуляционным признакам в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложении» Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука (С) в слогах, словах и предложении». Цель: формировать правильное и четкое произношение.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах и словах. Задачи: Образовательные: Продолжать учить правильно, произносить звук [ш].

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука ш в слогах и словах». Конспект индивидуального занятия ТЕМА: «Автоматизация звука /ш/ в слогах и словах». ЦЕЛЬ: закрепить правильное произношение звука /ш/.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цель: автоматизировать звук [л] в слогах,.

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразовой речи. «Морское путешествие». Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразовой речи. «Морское путешествие». Цель: Автоматизировать звук [Л].

НОД «Воспитание правильного звука (с) изолированно, в слогах, словах, фразах» (средняя группа) Тема: «Воспитание правильного звука (с) изолированно, в слогах, словах, фразах» Программные задачи: 1. Познакомить детей со звуком (с).

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В 1 КЛАССЕ Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях. учитель-логопед: Сидоренко Татьяна.

Конспект занятия «Башмачки для Элли» (Автоматизация звука [с] в слогах, словах, предложениях)Конспект занятия «Башмачки для Элли» (Автоматизация звука [с] в слогах, словах, предложениях) Возрастная группа: дети подготовительной к школе группе, посещающие логопедический пункт, подгруппа-5 человек. Цель: Закрепление правильного.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах и словах. В гостях у Светофорика»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 23:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Цель: Формирование целостного представления о пожарной безопасности и труде пожарных. Задачи: - Закрепить знания детей о правилах поведения во время...
Фотоотчет о творческих работах учащихся 1 и 4 классов к Дню осведомленности о...
20 января является Днём осведомленности о пингвинах на МААМ. В первом и четвёртом классах мною были проведены небольшие беседы-лекции об этих изумительных...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень...