Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных»

Сыртланова Винера
Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Дифференциация согласных [С] - [Ш] в слогах, словах. предложениях, тексте.

Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов при дифференциации звуков [С] – [Ш] .

Задачи:

1. Образовательные:

- уточнить представления о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие :

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- уточнить представления об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;

- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;

Публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов „Дифференциация согласных“» размещена в разделах

- развивать речевое дыхание;

- коррекция мелкой моторики рук;

- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:

- Прищепки;

-Дерево с листочками для упражнения на дыхание;

-Схемы артикуляции звуков;

- Сюжетные картинки;

-Мяч.

Ход коррекционно-развивающего занятия.

1. Организационный момент.

-Давайте поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля!

Здравствуй, все мои друзья!

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас.

-На чем вы узнаете, отгадав загадку.

Что там мчится и шипит

И колесами стучит:

-Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!

Я по рельсам лечу. (Поезд).

-Чья песенка звучит?

-Вот вам молодильные яблочки, они помогут добраться до занятия. (Сматывание нитки в клубочек, под музыку пение птиц).

-Как вы думаете, куда мы отправились в путешествие?

-Какое время года сейчас?

-Как вы догадались, по каким приметам?

-Весной, года снег почти растаял, появляются первые цветы.

-Как они называются?

-Давайте рассмотрим картинки и назовем их. (Подснежники, крокусы, нарциссы, ирисы, ромашки, кувшинки).

-Какое время года было?

-Какое время года будет?

2. Упражнения на дыхание.

-Посмотрите, какое дерево с листиками.

-Подуем на него, чтобы листики зашевелились.

-Сильный ветер. Легкий ветерок.

-Вдох делаем через нос, выдыхаем через рот.

3. Игры с прищепками. Проговаривание гласных.

А) Массирование пальчиков с проговариванием гласных.

Большой палец - А-Я

Указательный палец - О-Ё

Средний палец - У-Ю

Безымянный палец - Ы-И

Мизинец – Э-Е.

Б) Массирование ладони с проговариванием стихотворения.

-А теперь помассируем ладошки со стихотворением.

Солнце выглянуло вдруг,

Стало видно все вокруг.

И дорожки, и пути-

Дом теперь легко найти.

4. Артикуляционная гимнастика

- А теперь давайте сделаем зарядку вместе с веселым язычком.

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок открыл окошко («Бегемотик»), оделся, расчесался («Расческа») и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок, закрыл глазки (Закрыть глаза).Наступило время завтрака. Язычок вернулся домой, взял чашечку («Чашечка»). Налил в чашечку чаю, и стал пить с вкусным малиновым вареньем («Вкусное варенье»).

5. Сообщение темы занятия. (Карточка).

-Посмотрите, какие-то картинки необычные у нас. Кто догадался, что они обозначают?

-Определите, над какими звуками мы сегодня с вами будем работать?

-Сегодня мы будем продолжать упражняться в правильном произношении звуков «С», «Ш».

6. Анализ артикуляции звуков.

- Ребята, посмотрите на меня и определите, какой звук я хочу произнести?

-Скажите, какое положение, занимают губы, когда я произношу [С]?

- Когда я произношу [Ш], что происходит с губами?

-Какое положение занимает язычок при произношении [С]?.

- Что происходит с язычком, когда мы произносим [Ш]?

- Давайте проверим характер воздушной струи.

- Воздушная струя теплая.

- Проверяем работу голосовых связок.

- Голосовые связки не работают. (Дети осуществляют кинестетический контроль).

7. Произношение звуков в изолированном виде.

- Встали. Опираясь на артикуляционные схемы, потренируемся произносить [С] - [Ш], следите за правильным положением губ и языка, смотрите в зеркало.

-Когда мы произносим звук (Ш) - руки поднимаем вверх, при произношении звука (С) -руки опускаем вниз: С-Ш-С-С-Ш-Ш-Ш-С-Ш-Ш-С.

8. Связь звука с буквой.

- Ребята, что вы знаете о звуках?

- Звуки мы слышим и произносим.

- Что вы знаете о буквах?

- Буквы мы видим, пишем и читаем.

- Ребята, какой буквой обозначается звук [С]?

- Буквой «ЭС».

- На что похожа эта буква? (Луна, месяц, на бублик).

-Перед вами лежат камушки, выложите эту букву.

- Какой буквой обозначается звук [Ш]?

- Буквой «ША».

- На что похожа эта буква? (На вилы, стул).

-Выложите эту букву из камушков.

-Отгадайте, какую букву я написала вам на руке?

-На карточке зачеркните букву «ЭС», а букву «ША» обведите в кружок. (Карточка).

9. Развитие фонематического слуха.

-Я называю слово, а вы поднимаете карточку с буквой, которую вы услышали в слове.

Петушок, шутка, роса, лиса, школа, сова, уши, тишина, волосы, каша. Посуда.

10. Физминутка.

11. Дифференциация звуков [С] и [Ш] .(Слайд)

-А сейчас мы поиграем в игру «Отгадай-ка». По стрелочкам узнайте, какой слог спрятался.

А, О, У, И

А, О, У, И

12. Дидактическая игра «Собери букет» .(Карточки со слогами).

-Пройдите по полянке, называя слоги.

13. Работа над чистоговорками. (Слайд).

Язык выше: ша-ша-ша, наша Маша хороша.

Язык ниже: са-са-са, укусила нос оса.

Язык вверх: шо-шо-шо, я рисую хорошо.

Язык вниз : со-со-со, нарисую здесь лесок.

Язык кверху: ши-ши-ши, у зайца уши хороши.

Язык книзу: сы-сы-сы, у кошки длинные усы.

14. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

-Кого мы встретили в лесу (Сороку, ласточку, кукушку, скворца, сову, воробушка, шмеля, альбатрос).

-Посмотрите, какая картинка лишняя и почему?

(Шмель-это насекомое.)

-Какие отличительные особенности есть у птиц? (Есть клюв, тело покрыто перьями, 2 лапки).

15. Дидактическая игра «Один-много».

Ястреб - ястребы.

Сокол - соколы.

Сова - совы.

Скворец - скворцы.

Ласточка - ласточки.

Сороки – сорока.

Воробей – воробьи.

16. Дидактическая игра «Наоборот».

-Закончи предложение, словом противоположным по смыслу.

Голубь тяжелый, а воробушек легкий.

Воробей маленький, а ворона большая.

Грач черный, а аист белый.

У соловья серая грудка, а у снегиря - красная.

У кукушки шея короткая, а у аиста - длинная.

17. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

-Достаньте предмет и назовите его.

Шишка, самолет,лошадка,машина,мишка,собака,ослик,слон,мышка,снеговик, матрешка, свинья, пистолет.

-Где находится звук (С) и (Ш) в слове? (Карточка и с прищепками).

18. Работа по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы в слова.

…обака, …умка, …уба, …апка, …амовар. …арик, …и…кА, …лон. …ыр

-Какие слова у вас получились?

19. Дидактическая игра «Придумай слово», «Назови ласково».(мяч)

-Мяч передавай, слово на звук «С» называй.

-Мяч передавай, слово на звук «Ш» называй.

-А теперь игра «Назови ласково».

Лес-лесок, сумка-сумочка, собака-собачка, сад-садик, лепешка-лепешечка, шашка-шашечка, чашка-чашечка, стул-стульчик, кувшин-кувшинчик, избушка-избушечка, миска-мисочка, соска-сосочка.

20. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

-Я прочитаю стихотворение, а вы помогите его закончить.

Не поедет без бензина

Наша быстрая (машина).

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в (кувшин).

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а (снежинки).

Захотели малыши

Поточить (карандаши).

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся (мыши).

Слоник хоботом, как душем.

Моет спину, моет (уши).

За лесом в болотной глуши

От ветра шуршат (камыши).

Собирают ребятишки

В парке желуди и (шишки).

21. Дидактическая игра «Исправь предложения».

-Маша ест кашей.

-Сыр съел мышку.

-Сосна висела на шишке.

-Санки катаются на Мише.

22. Итог занятия.

-Над какими звуками мы сегодня работали?

- Скажите, чем отличаются артикуляции [С], [Ш]?

23. Рефлексия.

-В вагончике лежат для вас призы, отгадайте, что это?

Его надуть мы сможем быстро.

Впустить в него мы можем пар.

Он полетит не очень низко.

Зовут его воздушный (шар).

-Если вам все было понятно - возьмите зеленый шарик.

-Если были трудности возьмите - желтый шарик.

-Если было ничего не понятно возьмите - красный шарик.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения Цели: • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Профессии»,.

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ОВЗ «Дифференциация звуков [с]-[з]» Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков с-з. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. учить детей.

Конспект занятия по коррекции оптических нарушений письменной речи «Дифференциация букв О — А» Тема: Дифференциация букв О – А. Задачи: научить детей сравнивать буквы О – А по начертанию, закрепить знания о правописании букв о – а.

Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей» Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».С каждым годом увеличивается количество детей, которые.

Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников. Трудности овладения письмом и чтением.

Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 6 классе школы-интерната VIII вида Поурочный годовой план работы с группой учащихся 6 класса, имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия» Недели Занятия Темы.

Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 7 классе школы-интерната VIII вида Учитель - логопед: Виль Анна Андреевна Рассмотрено на заседании МО Классных руководителей и воспитателей Протокол № ___ от «___».

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушений письма у учащихся 2-х классов Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушений письма, обусловленных фонетико-фонематическим недоразвитием.

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями Для дошкольников с речевыми нарушениями проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия.

Консультация «Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма» Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма Сейчас среди детей очень распространены нарушения чтения и письма (дисграфия и дислексия).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных»
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 07:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных»» (включая файлы) размещена пользователем Сыртланова Винера (УИ 1490384) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД