Светлана Корчукова
Конспект логопедического занятия с детьми 6–7 лет на тему «Морские обитатели. Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению.
Тема: «Морские обитатели».
Цель: Автоматизация звука [Р].
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления детей о звуке [Р].
- обогащение словаря детей.
2. Коррекционно-развивающие:
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематический слух на звук [Р];
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми 6–7 лет на тему „Морские обитатели, Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики;
- автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: макет корабля, билеты, бутылка с посланием, карта морского пути, презентация, картинки морских обитателей, фишки - жемчужины синего и красного цвета, лотки с песком, морские камешки и ракушки, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Заходим на ковер, встаем в круг. Приветствие. (Дети стоят кругом, прижимают свои ладошки к ладошкам соседа.)
Мы ладошку к ладошке приложим,
И друг другу дружить предложим.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными, дружными стать.
Л: Слышите, что – то шумит? (картинка моря- слайд № 1)
Ребята, послушайте, я вам прочту стихотворение.
(Прочесть стихотворение насыщенное звуком [Р], обращая внимание своим произношением на звук).
Ранним утром кое-как
Роет нору хмурый краб.
Краб бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать крабу неохота,
Не радует его работа.
Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще?
Д: звук [Р].
Л: Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].
2. Характеристика звука.
Ребята, скажите мне звук “Р” он какой?
Д: (согласный, твердый, звонкий, дрожащий).
Л: Когда мы произносим Звук “Р”, что делает наш язык?
Д: (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и под напором сильной воздушной струи дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам).
Л: Молодцы! Произнесите звук р-р-р.
Л: А кто из вас был на море? Поднимите руки. Я вижу, что не все были. А сегодня я приглашаю вас всех в морское путешествие.
А на чем можно путешествовать по морю?
Ответы детей: (на корабле, пароходе, лодке)
Л: я для вас приготовила пригласительные билеты, но они будут в виде картинки морских обитателей (Рыба – меч, кРаб, кальмаР, черепаха). В первый ряд корабля поселится тот, в названии чьей картинки звук Р стоит в начале слова, во второй – в середине, а в третий – в конце слова.
(Сели. Слайд 2.-заставка моря)
Л: Сели в корабль
Занимайте места,
Полный вперед! (Заводим моторчики- РРРРРРРРР)
Л: А пока мы с вами плывем, давайте проговорим чистоговорки. (чистоговорки на корабле)
Д: Ря ря ря – синие моря
Ра ра ра – под водою красота
Ра ра ра – обитатели морского дна
Ре ре ре – рыбы плавают в воде
Рю рю рю – рыбу я ловлю.
Л: ребята, справа по борту я вижу предмет, как вы думаете, что это?
Д: бутылка.
Л: давайте ее вытащим и посмотрим, что там. (Смотрим, что там и читаем карту с посланием)
Морские обитатели предлагают нам причалить на остров «морская звезда». И хотят проверить вас готовы ли вы к испытаниям. Путь испытаний указан на карте. (Вышли)
Ребята, занимайте места вдоль береговой линии, каждый около своего песка.
3. Физкультминутка
(Релаксация под музыку. Дети лежат на спине и дышат морским воздухом. Выполнять упр. 3 раза)
Л: ребята, посмотрите, морские обитатели оставили вам 1-е задание. Давайте присядем каждый к своему лотку и напишем пальчиком на песке букву ЭР, а потом по вашему силуэту выложим букву ЭР из морских камушек и ракушек.
Л: молодцы, справились с первым заданием. А теперь посмотрите в середину нашего моря. (открываю салфетку, а там лежит краб)
Ребята, кто это?
Д: краб.
Л: теперь я вам предлагаю на песке, рядом с буквой выложить схему слово -КРАБ из жемчужин красного и синего цвета. (Дети выкладывают, звучит музыка)
Л: молодцы, скажите, сколько гласных в слове краб? Какие? Назовите.
Ответы детей.
Л: сколько согласных в слове краб? Какие? Назовите.
Ответы детей.
Л: я думаю, вам пора немного отдохнуть и мы продолжим путь к следующему заданию по нашей карте. Вот мы и пришли. Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран.
4. Гимнастика для глаз (слайд 5)
Л: вам понравилось?
Д: да.
Л: (достаю конверт и читаю задание)
Ну а теперь ребятки
Отгадывайте загадки
По порядку.
На экран выведены загадки (слайд 6)
Л: Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море) (слайд 7)
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда) (слайд 8)
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям. (Рыбы) (слайд 9)
Этот домик я могу
Отыскать на берегу.
В нем укрытие моллюска,
И хозяин гордый:
"Домик выдержит нагрузку,
Известковый, твердый". (Ракушка) (слайд 10)
Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы! Другого жилья, кроме моря, не зная, Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Черепаха) (слайд 11)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг … (Морской конек) (слайд 12)
Л: молодцы, отгадали все загадки. И узнали много нового об обитателях морских. А теперь посмотрим на нашу карту и тут осталось для вас последнее задание. Здесь указано, что рассыпались морские предложения и надо помочь их правильно собрать.
Я вам зачитываю рассыпанное предложение, а вы мне должны ответить правильное. – черепаха, дно, плыть, по; - дно, морская звезда, на, лежать; - рыба, жить, в море; - поймать, кальмар, рыбаки ; - рыба, есть, у, хвост, красивый; - нам, путешествие, нравиться.
Л: молодцы, правильно составляли предложения. Ну вот наши приключения и подошли к концу. Пора возвращаться в детский сад. Садимся в наш корабль по своим местам.
Итог занятия. - Скажите, ребята, с каким звуком мы сегодня с вами произносили чаще всего? - С какими морскими обитателями мы сегодня познакомились? - Какие задания вам понравились? Что для вас было трудно выполнить? Ну вот и приплыли, спасибо вам за внимание, выходим на сушу.