Конспект логопедического занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи «Воробышек и зимующие птицы»

Светлана Сидорова
Конспект логопедического занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи «Воробышек и зимующие птицы»

Цель:

- учить детей образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц;

- учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

- закреплять знания и представления детей о зимующих птицах;

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, ноутбук, проектор.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Игра «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

Логопед перечисляет птиц, а дети называют тех, которых нельзя увидеть зимой у кормушки.

Логопед: Сорока, ворона, скворец, воробей (скворец).

Журавль, ласточка, снегирь (журавль, соловей, ласточка).

Логопед: Почему этих птиц мы не сможем увидеть зимой у кормушки? (ответы детей).

Как нужно относится к тем птицам, которые остаются зимовать? (ответы детей).

1. Объявление темы.

Логопед: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А маленький шустрый воробей остаётся зимовать. Сегодня он прилетел к нам в гости (на доске выставляется картинка) и хочет рассказать о том, как зимующие птицы проводят зиму.

2. Вводная беседа.

Птицы

Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими. Многие птицы зимой держатся стайками, которые перелетают с места на место в поисках пищи. Особенно заметны стайки мелких птиц, например. Синиц, снегирей, воробьёв. Каждый вечер, в сумерки, они летят на ночлег в сады или парки с высокими деревьями.

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях в парках, садах, рощах, распушив перья и прижавшись друг к другу. Синицы, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах. В кроне густых ёлочек ночуют снегири.

Зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой обязательно нужно вывешивать кормушки для птиц.

3. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Собрались однажды птички в стайку и завели спор о том, кто красивее голос подаёт. А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете голоса птиц.

Игра «Кто как голос подаёт?»

На экране проектора появляется изображение вороны

Логопед: Кто это?

Дети: Это ворона.

Логопед: Вот как она кричит. Включается аудио запись: «Кар-кар-кар».

Логопед: Ворона….

Дети: Каркает.

Логопед: Молодцы!

На экране проектора появляется изображение сороки.

Логопед: Кто это?

Дети: Это сорока.

Логопед: Вот как она кричит. Включается аудио запись: «Стр-стр-стр».

Логопед: Сорока….

Дети: Стрекочет.

Логопед: Молодцы!

На экране проектора появляется изображение совы.

Логопед: Кто это?

Дети: Это сова.

Логопед: Вот как она кричит. Включается аудио запись: «Ух-ух-ух».

Логопед: Сова….

Дети: Ухает.

Логопед: Молодцы!

На экране проектора появляется изображение синицы

Логопед: Кто это?

Дети: Это синица.

Логопед: Вот как она кричит. Включается аудио запись: «Тинь-тинь-тинь».

Логопед: Синица….

Дети: Тинькает.

На экране проектора появляется изображение голубя.

Логопед: Кто это?

Дети: Это голубь.

Логопед: Вот как она кричит. Включается аудио запись.

Логопед: Голубь….

Дети: Воркует.

На экране проектора появляется изображение снегиря

Логопед: Кто это?

Дети: Это снегирь.

Логопед: Вот как он кричит. Включается аудио запись.

Логопед: Снегирь…

Дети: Свистит.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Логопед: Слушал их воробей и сказал: «Я воробей: чик-чирик. Я умею лучше всех чирикать. Но я не умею ворковать. Тинькать, каркать. Стрекотать, свистеть и ухать. А в нашем споре нет победителя. Потому что наши голоса даны нам для того. Чтобы можно было нас отличить друг от друга». Поняли птицы. Что их спор бесполезен и стали улетать. А сколько же птиц улетело?

4. Игра «Сосчитай птиц» (Согласование количественных прилагательных с существительными).

На экране проектора последовательно появляются изображения воробьёв (1-2-5).

Дети считают: Один воробей. Два воробья. Пять воробьёв.

На экране проектора последовательно появляются изображения сов (1-2-5).

Дети считают: Одна сова. Две совы. Пять сов.

На экране проектора последовательно появляются изображения голубей (1-2-5).

Дети считают: Один голубь. Два голубя. Пять голубей.

Логопед: Молодцы!

Логопед: Ребята! Птицы отличаются тем. Что они по-разному подают голос. А чем ещё они отличаются? (Размером, окраской перьев, строением клюва и других частей тела).

Шустрый воробей знает всё о больших птицах. А как сказать, если птичка маленькая, он не знает. Поможем, воробью? (Ответы детей).

Логопед: А теперь я буду называть части тела больших птиц, а вы маленьких птичек. Назовите ласково!

5. Игра «Большой – маленький». (Образование имён существительных и имён прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением).

Логопед: Острый клюв.

Дети: Остренький клювик.

Логопед: Тонкие лапы.

Дети: Тоненькие лапки.

Логопед: Длинная шея.

Дети: Длинненькая шейка.

Логопед: Белая грудь.

Дети: Беленькая грудка.

Логопед: Чёрное крыло.

Дети: Чёрненькое крылышко.

Логопед: Толстая шея.

Дети: Толстенькая шейка.

Логопед: Короткий хвост.

Дети: Коротенький хвостик.

Логопед: Светлые перья.

Дети: Светленькие пёрышки.

Логопед: Молодцы!

6. Пальчиковая гимнастика

«ПИРОГ»

Падал снег на порог, (Дети два раза медленно опускают ладони на

Стол)

Кот слепил себе пирог. (Прижимая ладонь к ладони, показывают, как

А пока лепил и пёк, лепят пирог)

Ручейком пирог утёк. («Бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог)

Не из снега – из муки.

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в мяч, а воробей посмотрит, как вы умеете подбирать слова.

7. Игра с мячом «Подбери слово». (Подбор имени существительного, подходящего по смыслу к ряду имён прилагательных).

Логопед бросает мяч ребёнку: Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый…

Ребёнок, поймав мяч: Воробей.

Логопед: Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный…

Ребёнок: Снегирь.

Логопед: Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая, умная…

Ребёнок: Синица.

Логопед: Красноголовый, большой, умный, длинноклювый…

Ребёнок: Дятел.

Логопед: Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная…

Ребёнок: Сова.

Логопед: Белобокая, стрекочущая, длиннохвостая…

Ребёнок: Сорока.

Логопед: Серый, воркующий, важный, сизокрылый…

Ребёнок: Голубь.

Логопед: Молодцы!

8. Физкультминутка.

Зарумянились кустарники Пощипывают щёки

Не от утренней зари.

Это красные фонарики «Фонарики»

Засветились снегири. Взмахи руками, как крыльями.

Чистят пёрышки пунцовые, «Чистят пёрышки»

Воду пьют из родника. «Пьют»

Переливы бубенцовые Ритмичные хлопки в ладоши.

Мне слышны из далека.

Логопед: Шустрому воробью уже пора прощаться с вами, ребята, а на прощанье он приготовил для вас загадки.

9. Игра «Отгадай загадки»

Зимой – лежал,

Весной – в речку побежал (Снег)

Без рук,

Без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг. (Зима)

Художник-невидимка

По городу идёт:

Всем щёки нарумянит,

Всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

(Мороз)

Странная звёздочка

Мне на ладошку

С неба упала,

Легла и пропала.

(Снежинка)

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл – а всё же птица!

(Воробей)

Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Сова)

Чёрный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор. (Дятел)

10. Итог занятия.

Логопед: Скажите, о ком мы говорили сегодня на занятии? Назовите зимующих птиц. (Ответы детей).

С помощью каких признаков мы отличаем птиц друг от друга? (Ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква А» ТЕМА: «Звук и буква А». ЦЕЛЬ: - познакомить детей со звуком и буквой А. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные (Образовательная область «Речевое.

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Цветы» Тема: «Цветы» Цель: Обобщить знания и представления о цветущих растениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Систематизировать знания.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы для детей с общим недоразвитием речи III уровня Тема: "Формирование операций анализа предложения на основе наглядно-графических схем у детей с общим недоразвитием речи" Цель: -Продолжать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Зимующие птицы» (по сюжету сказки.

Конспект открытого логопедического занятия с участием родителей в старшей группе для детей с ТНР «Зимующие птицы» Тема:"Зимующие птицы». Самой эффективной формой работы являются открытые занятия для родителей. Они проводятся для того, чтобы родители.

Конспект открытого логопедического занятия с элементами интеграции в старшей группе для детей с ЗПР «Зимующие птицы» Цель: Уточнение и расширение представления о зимующих птицах. Формирование понятия зимующие птицы. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [ш] (старшая группа для детей с общим недоразвитием речи) Тема: Автоматизация звука [ш] (подгрупповое занятие для детей старшей логопедической группы) Тема: Автоматизация звука [ш]. Задачи: I.

Конспект занятия по НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Посуда» Конспект занятия по НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Посуда» (взаимодействие специалистов).

Конспект занятия в старшей речевой группе, в рамках проектной деятельности. Тема: «Зима. Зимующие птицы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Калининского района Санкт- Петербурга.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа. Тема: «Зимующие птицы». Задачи: 1. Расширять.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи «Воробышек и зимующие птицы»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 16:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Осенняя ярмарка»
Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Осенняя ярмарка» Историческая справка: Покровом завершался сельскохозяйственный год, подводились итоги...
Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется...
Волшебная бумага. Аппликация
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КРУЖОК. Аппликация-вид детского творчества, при котором вырезаются и наклеиваются элементы материала разной формы и цвета. В средней...
Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста
«Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста» Аннотация: В статье представлен практический опыт по развитию связной речи и...
Вишняковский сквер. Фоторепортаж из серии «Малое краеведение»
Социально-коммуникативное развитие ( в соответствии с ФГОС ДО) предполагает работу по организации образовательного процесса и в направлении краеведения...