МААМ-картинки

Конспект НОД по гончарному ремеслу в рамках реализации инновационного проекта «Дымковская игрушка»

Ирина Ивановна Дроботова
Конспект НОД по гончарному ремеслу в рамках реализации инновационного проекта «Дымковская игрушка»

Конспект образовательной деятельности по лепке в старшей группе «Дымковская игрушка».

Тема: «Дымковская игрушка».

Цель: познакомить с народным промыслом, изготовлением дымковской игрушки.

Программные задачи:

Публикация «Конспект НОД по гончарному ремеслу в рамках реализации инновационного проекта „Дымковская игрушка“» размещена в разделах

Познакомить детей с народным промыслом, изготовлением дымковской игрушки. Сформировать понятие о том, что дымковские игрушки выполнены народными мастерами и сравнить с кубанской глиняной игрушкой. Развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес ко всему новому, желание приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Материал: глина, дощечки, салфетки, вода для смачивания и разглаживания деталей.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

-Здравствуйте, ребята, вот к нам в гости пришел Петрушка - веселая игрушка.

- Он хочет вас пригласить на ярмарку, а вы знаете, что такое ярмарка?

-А хотите там побывать?

(ответы детей).

Отгадайте мою загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

На интерактивной доске транслируются Дымковские игрушки.

-Петрушка расстроился, потому что у него нет таких красивых игрушек.

-Ребята, мы можем порадовать как-то Петрушку?

-Вы хотите помочь Петрушке, чтобы у него появилась такая красивая Дымковская игрушка?

-Сможете?

2. Актуализация знаний.

-Для того, чтобы мы могли помочь Петрушке, нам нужно с вами отправиться в путешествие. Сначала мы с вами отправимся в город Вятку, чтобы больше узнать о Дымковских игрушках. Давайте с помощью волшебной машины туда перенесемся?

- Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.

Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя.

Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.

И в деревню мы попали!

-Где мы с вами оказались?

- Где делают дымковские игрушки?

- Вы знаете, почему оно так называется?

-Какие еще дымковские игрушки вы знаете? (барыня, индюк, петушок, кавалер, уточка, няня, водоноска и др.)

- Из чего делают дымковские игрушки?

- Как же мастера делают такие игрушки? (лепка из глины, сушка, обжиг в печи, беление, роспись) .

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (только белые)

- Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый и др.)

- А какие узоры на дымковских игрушках? (прямые, волнистые линии, точки, круги, кольца, клетка, решётка)

- Чтобы они получились еще наряднее, что добавляют?

-Посмотрите, сколько здесь игрушек и все они разные. Давайте посчитаем их.

(Дети считают игрушки)

(Иллюстрации различных Дымковских игрушек и их описание).

Барышня

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Водоноска

За студеною водицей

Водоноска - молодица,

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша,

Эта девица – краса.

Няня

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню,

Когда подрастешь, Ваня.

Всадник

Всадник на коне

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине - Егорка.

Олень

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Конь

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Индюк

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

- Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

- Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов.

3. Затруднение в игровой ситуации.

-Наша с вами задача ответственная и непростая, ребята. Мы должны помочь Петрушке, найти для него Дымковскую игрушку. Поэтому давайте узнаем где же ее можно найти?

Возникает затруднение.

- Мы знаем где ее найти?

-Почему мы не знаем?

- Значит, что нам надо сделать, чтобы у нас получилось?

4. Открытие нового знания.

-А что делать, если ты чего-то не знаешь? (Спросить у того, кто знает)

Дети обращаются к воспитателю с вопросом: «Где можно найти Дымковскую игрушку

-Чтобы у нас все получилось, нам нужно узнать какие еще бывают глиняные игрушки и сравнить их с Дымковской. Для этого мы с вами отправимся с помощью волшебной машины на Кубань.

-Ребята, а где же Кубань?

-Верно, мы должны попасть с Петрушкой домой.

- Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.

Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя.

Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.

На Кубань мы все попали.

Дети под фонограмму русской народной песни «У Кубани -Матушки реки» подходят к кубанскому уголку, рассматривают предметы народных промыслов. По окончании музыки воспитатель предлагает детям сесть.

-Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла – важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.

-Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?

- Из глины делали посуду. Из глины делали детские игрушки. Из глины изготавливали кирпич. Из глины делали черепицу для крыш.

- Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами- макитрами, глечиками, мисками, горшками. Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска. Такой простейший приём формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приёмов было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя. Кажется, что глиняные игрушки были примитивны, но они прочны, забавны и недороги. Очень любили кубанские мастера образы птиц, уточек, петушков, барашков, коников.

Подвижная игра «Лошадки».

Дети делятся на две равные группы. Одни изображают лошадок, другие - конюхов. (У конюхов в руках вожжи.) На одной стороне площадки очерчивается конюшня, где находятся лошади. На другой стороне площадки обозначается место для конюхов; площадка - это луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». По этому сигналу конюхи бегут к конюшне и запрягают лошадей. (Каждый выбирает себе лошадь по собственному желанию или по указанию воспитателя.)

Запряженные, лошади выстраиваются друг за другом и по сигналу едут тихо, бегут рысью или вскачь. По словам воспитателя «Приехали, распрягайте лошадей!» конюхи останавливают, распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг, а сами возвращаются на свои места. Лошади спокойно пасутся на лугу, щиплют траву. По сигналу «Конюхи, запрягайте лошадей!» каждый конюх ловит свою лошадь, которая убегает, увертывается от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, пары выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется. Игра повторяется 3-4 раза, после чего воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню, пусть они отдохнут». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их.

Указания. В игре следует чередовать бег с ходьбой и разными видами подскоков. Игру можно разнообразить, предлагая разные сюжеты поездок: скачки, поездку в лес за дровами и т. п. Если какую-нибудь из лошадей конюх долго не может поймать, воспитатель и другие конюхи помогают ему.

1. Включение нового знания в систему знаний и умений.

Мы с вами будем лепить Коняшек, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шеи волной, меж ушей – челка…». Только лепить мы будем Дымковских Коняшек.

-Сейчас мы с вами превратимся в подмастерья.

-Кто такие подмастерья?

- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Как называли молодых помощников мастера?

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо?

- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки?

Дети садятся за столы, на которых находятся кусочки глины одинакового размера.

- Давайте расскажем, как вы будете делать лошадку, какие приёмы будете использовать?

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку (Коняшку) : какие части, детали, их форму.

- Ребята, а лепить мы будем из целого куска, способом – вытягивания.

Воспитатель показывает способы лепки.

- Сначала из целого куска раскатывается цилиндр – тело. Затем один конец (на треть длины) надрезается стекой; из частей оттягивается шея с головой, из другой части ноги. Шея поднимается вверх, изгибается, чтобы получилась голова. Ноги делаются из другой части – надрезаются стекой на две равные части, оттягиваются и закругляются. Другой конец цилиндра – оттягивается, и задние ноги делаются, как передние.

Фигура дополняется деталями: хвост и грива – слегка оттягиваются и прищипываются. Детали можно лепить отдельно: скатать жгутики, сплести их в косичку и примазать к телу.

- Для чего, ребята, нужна вода и тряпочки?

- Чтобы загладить поверхности игрушки, сделать ее гладкой, ровной.

-Молодцы, ребята. Я вижу, что вы готовы лепить дымковских Коняшек. Приступайте к работе.

-Теперь мы можем подарить Коняшек Петрушке?

-Как думаете он обрадуется?

6. Рефлексия.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Что мы с вами делали ребята? Кому помогали?

-Смогли помочь Петрушке?

-Почему вам это удалось?

-Мы познакомились с народным промыслом, изготовлением дымковской игрушки, о том, что дымковские игрушки выполнены народными мастерами, и сравнили их с кубанской глиняной игрушкой.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках проекта «Победный май» Колесникова Инна ЦЕЛЬ: Формирование патриотических чувств у детей; Воспитывать любовь к Родине, интерес к её героическому прошлому; Развивать.

Занятие по аппликации в старшей группе «Изготовление открытки к 9 Мая» в рамках реализации проекта к 70-летию ВОвЗанятие по аппликации в старшей группе «Изготовление открытки к 9 Мая» в рамках реализации проекта к 70-летию ВОв 1. Сообщение темы. Кто на площади шагает Грудь в медалях,в орденах! Люди все их уважают Им "спасибо" говорят! -Дети, про кого эти стихи?.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках проекта «Шёл по улице оркестр» Цель: Формировать представления детей о народной и эстрадной музыке, о музыкальных оркестрах: эстрадном и оркестре русских народных инструментов.

Лего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проектаЛего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проекта С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных.

Перспективный план непосредственной образовательной деятельности в рамках проекта «Хлеб — всему голова» Проект на тему: «Хлеб - всему голова».Длительность проекта: краткосрочный (5 дней). Количество участников: коллективный (2-я младшая группа).

Экологическое мероприятие в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души»Экологическое мероприятие в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души» Экологическое мероприятие проведено в рамках инновационного проекта "Природа - часть твоей души".Цель проекта:"Всестороннее развитие ребёнка.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках проекта «Космос»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе в рамках проекта «Космос» Проект разработан как зачётная работа по модулю «Образовательные технологии деятельного типа в рамках реализации Федерального государственного.

Конспект образовательной деятельности в рамках проекта «Подвиг солдат» (вторая младшая группа) Муниципальное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида г. Галича Костромской области Проект: «Подвиг.

Участие в областном семинаре «Специализация дошкольников в рамках реализации проекта «Слышать сердцем» в г. ВоронежУчастие в областном семинаре «Специализация дошкольников в рамках реализации проекта «Слышать сердцем» в г. Воронеж 27 ноября 2015 года мне удалось стать участником областного семинара, который проходил в г. Воронеже в МБДОУ "Детский сад комбинированного.

Занятие с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная шкатулка. В стране сказок Шарля Перро»Занятие с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная шкатулка. В стране сказок Шарля Перро» Цель: вхождение в сказку в рамках проекта "Волшебная шкатулка", развитие коммуникативной сферы, актуализация понимания эмоций своих и других.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по гончарному ремеслу в рамках реализации инновационного проекта «Дымковская игрушка»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 23:00
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД