Светлана Булатова
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Тайны снега и льда» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 комбинированного вида» города Магнитогорска
ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧЕМУЧЕК
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
«Тайны снега и льда»
по лексической теме «Новогодний калейдоскоп»
учитель-дефектолог Кишкина С. Ф
учитель-логопед Чигрова А. А
Декабрь 2021г.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Тайны снега и льда“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Снег. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах снега и льда;
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд;
- учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём;
- обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, прозрачный, бесцветный, рыхлый, хрупкий, гладкий, холодный, теплый, мокрый, сухой, твердый, мягкий, цветной).
Развивающие :
- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
- воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;
- воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и умение работать в группе;
Оборудование и материалы: ёмкости со льдом и снегом, тарелочки, контейнеры, стаканчики, одноразовые ложки, цветные полоски, презентация «Снежинки», письмо, посылка, игрушка Снеговичок, снежинки–фишки, мешочек с кофетами «Снежок».
Ход занятия:
Орг. момент:
Учитель-дефектолог: Ребята, здравстуйте! К нам в гости пришел Снеговичок?
Да ещё и с подарками. Снеговичок, что интересного хочешь нам сообщить?
Снеговичок (Учитель-логопед) : Я узнал, что есть группа «Колосок», здесь живут добрые, весёлые и умные дети. Я захотел их увидеть.
Учитель-дефектолог. Ну что ж, покажем Снеговичку, какие мы добрые, весёлые и умные. Сегодня дети, которые будут отвечать на вопросы, получат вот такие снежинки – фишки.
Снеговичок (Учитель-логопед) :
Ребята, а когда лепят Снеговиков? (Зимой.)
А вы любите зиму?
За что вы любите зиму? (Ответы детей).
А теперь послушайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег).
Снеговичок (Учитель-логопед) :
Что такое снег? Каким он бывает? (Ответы детей).
Что такое снежинки, откуда они берутся (Подвести детей к ответу, что снег - это замёрзшая вода).
Даже в загадке говорится: «Станет капелькою чистой».
Почему же снег на ладони превращается в воду? (Он тает от тепла рук.)
Физкультминутка (Снеговичок превращает детей в снежинки)
Учитель-дефектолог. Вправо-влево повернитесь и в снежинку превратитесь!
Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Дети выполняют движения под музыку.)
Как замечательно вы изобразили полет снежинок! (Раздаётся стук в дверь, принесли посылку.)
Учитель-дефектолог: (обращает внимание на звук).
Снеговичок (Учитель-логопед) : Ребята, это же посылка!
Да ещё и с письмом! (Читает письмо.)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я отправил вам посылку с бусами, чтобы вы украсили свою новогоднюю ёлку. Каждую бусинку я заколдовал. А уж как достать бусинки – догадайтесь сами. До свидания! Встретимся на новогоднем празднике. Ваш Дед Мороз».
Снеговичок (Учитель-логопед) :
Ребята, а что такое лёд? (Замёрзшая вода.)
Как же нам достать бусы из льдинок?
Предложения детей:
-погреть в руках, они тёплые, лёд и растает;
-отогреть в варежках;
-положить на батарею;
-положить в тёплую воду;
-просто подождать – в группе тепло.)
Учитель-дефектолог:
Вы выдвинули много интересных версий. Давайте выберём только три и проверим их с помощью опытов. И мы узнаем, чем похожи между собой лёд и снег, и чем они отличаются.
Опыт № 1: «Воздействие температуры».
Учитель-дефектолог:
Вы утверждаете, что снег и лёд – это замёрзшая вода. Тогда проведём эксперимент. Положите в один стаканчик снег, а в другой – льдинку с бусинкой. Посмотрите на ладошки. Какие они? (Мокрые.) Почему? (Снег и лёд начали таять от тепла рук.)
Два стаканчика со снегом и льдом дети ставят на батарею. В другие два стаканчика со снегом и льдинкой Учитель-дефектолог наливает горячую воду. Вывод говорят дети. (Быстрее всего бусинки освободила горячая вода.)
Опыт № 2: «Определение качеств снега и льда».
Учитель-дефектолог. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он. (Холодный, твёрдый, тяжёлый.) Возьмите в руки снег – какой он? (Ответы детей.)
Вывод говорят дети. (Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий и мягкий, а лёд тяжёлый и твёрдый.)
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и средним пальцами.
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Правой ладошкой проводим по левой и наоборот.
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной,
то другой.
Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под
щёки.
Опыт № 3: «Определение прозрачности».
Учитель-дефектолог: Положите на цветную полоску кусочек льда и комочек снега. Давайте сравним, где видно цветную полоску, а где – нет. Вывод говорят дети.
(Под снегом не видно, а подо льдом видно. Значит снег непрозрачный, а лёд прозрачный.)
Опыт 4. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей).
Почему разбился? (Хрупкий)
Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)
Опыт 5. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)
В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда, наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).
Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.
Снеговичок (Учитель-логопед) :
Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его оставить в группе?
У меня для вас есть небольшой сюрприз. Сейчас попробуем сделать искусственный снег! (изготовление снега из соды и пены для бритья, игры детей с искусственным снегом).
Физминутка «Снежки» проводит Снеговичок (Учитель-логопед) :
«Раз, Два, Три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, круглый,
Гладкий, гладкий
Но совсем, совсем не сладкий….»
Рефлексия:
Вопросы к детям:
- Вам понравилась опыты?
Что вы сегодня делали?
- Что общего между снегом и льдом?
Чем они отличаются?
А теперь Снеговичок (Учитель-логопед) хочет задать вам вопросы.
- Снег мягкий, а лёд (твёрдый).
- Снег белый, а лёд (прозрачный, бесцветный).
- Снег лёгкий, а лёд (тяжёлый).
Учитель-дефектолог. Молодцы, ребята! Спасибо! (раздаёт подарки от Снеговичка).