Искандарова Адиля Медихатовна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеством русского народа.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка и т. д.);
• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.
Методические приемы:
1. Игровой прием.
2. Использование художественного слова, сюрпризного момента.
3. Использование динамической паузы, физкультминутки.
4. Приемы активизирующего общения (побуждающие вопросы, поощрения детей).
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением избы, чугунка, кочерги, ухвата, печи.
2. Беседа на тему «Домашняя утварь в русской семье».
3. Рассматривание макета избы на курьих ножках и печи.
4. Чтение потешек, сказок.
Оборудование и материал:
Макет русской печки, стола, лавки, сундука, чугунка, ухвата, кочерги. деревянные ложки и миски, прялка, самовар и т. д.
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в зал. Тихо звучит русская народная песня.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы!
Какие вы красивые, нарядные. Как называются ваши костюмы?
Дети: Русские народные.
Воспитатель: А как называется страна, в которой мы живём?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, но в прошлом, давным-давно, ее называли Русь. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое. Будем сегодня загадки отгадывать, песни петь, да в игры играть. Мы перенесёмся в те далёкие времена, поговорим о русском быте и узнаем, как жили наши предки.
Воспитатель: А поможет нам в этом волшебный клубочек.
Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.
Клубок катиться, а дети идут следом за ним.
Попадают в русскую избу.
Воспитатель: -Ребята мы с вами попали в русскую избу.
Воспитатель:
- В старину жилище строили из бревен. И назывался такой дом- избой. Люди очень серьёзно относились к строительству избы. Подскажите, какую пословицу вы знаете об этом?
Ответы детей: Дом построить – не шапку на голову надеть!
Воспитатель: Почему так говорили?
Ответы детей: Чтобы построить дом нужно долго трудиться.
Воспитатель: Да ребята! Непростое это дело! А вот какие инструменты использовали для постройки избы угадаете?
1. Кланяется, кланяется,
придёт домой растянется? (топор).
2. Тот тяжёлый инструмент
Гвоздь вобьёт в один момент.
В каждом доме нужен он,
Без него не строят дом.
В стену гвоздь и в потолок
Забивает (Молоток)
3. Туда –сюда снуёт, что в зубы возьмёт на две части разгрызёт? (пила).
Воспитатель:
- Молодцы отгадали мои загадки. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, и изба была прочной. А ещё в народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд» - кто может объяснить эту пословицу?
Ответы детей: -Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами и приглашали для строительства избы родственников, соседей, друзей.
Воспитатель: - Как вы думаете, какие деревья использовали для постройки избы?
Ответы детей: сосну, лиственницу, они хорошо сохраняют тепло.
Воспитатель: Обязательно строили избу у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?
Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, а в реке ловили рыбу.
Воспитатель: Кстати, скажите, почему дорога между домами называется «улицей» (высказывания детей)
Воспитатель: Да, дети, дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Если у дома есть «лицо», как могли люди называть окна?
Ответы детей: Глазами.
Воспитатель: Чем украшали окна?
Правильно, глазами дома украшали наличниками т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали ставнями.
Воспитатель: - С улицы мы попадем с вами в сени. А что это такое?
Ответы детей: Сени это такая прихожая.
Воспитатель: Можно сказать, что изба начиналась с сеней. С улицы заходили в сени, а из сеней дверь вела в горницу.
Воспитатель: - А с какими словами мы в избу войдем?
Дети: заходили с поклоном и здоровались. - Мир Вашему дому!
Воспитатель: -Что означают эти слова?
Ответы детей: Желали хозяевам добра, а поклон означал уважение к хозяевам.
Воспитатель: В избах двери специально делали низкие хочешь или не хочешь, а обязательно поклонишься.
- Проходите ребята, садитесь поудобнее.
Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Без чего нельзя в избе жить?
Дети: печка.
Воспитатель: Печь- это сердце дома. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печку называли - кормилицей.
Воспитатель: -Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Ответы детей: В русской печи готовили щи, кашу, варили квас, пекли хлеб, блины, пироги, сушили грибы и ягоды, грели воду; на ней спали старики и дети.
Воспитатель: а что нужно чтоб печь грела? (Дрова)
Воспитатель: - Какие поговорки, вы знаете о русской печке?
• «Без печи хата – не хата».
• «Когда в печи жарко – тогда и варко».
• «Что есть в печи – все на стол мечи».
• «Печь нам мать родная»;
• «Печь всему голова»
• «Хочешь есть калачи - не сиди на печи»
- Вспомните, в каких сказках встречается русская печка?
Дети дают ответы. (Гуси лебеди, По-Щучьему велению, Маша и Медведь, Колобок, Волк и семеро козлят.)
Воспитатель: Ребята что-то мало дров у нас осталось. Давайте сходим в лес за дровами.
Физкультминутка:
За дровами в лес идем
И пилу с собой берем.
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку
Их разрубим на дощечки.
---Молодцы!
Воспитатель: печь делит горницу на 2 части. Одна половина левая, женская. Ещё её называли «бабий кут» или бабий угол, потому что здесь хозяйки делали домашние дела: варили еду, пекли хлеб, прял, шили.
Воспитатель: Ребята пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. (достаю шкатулку с загадками).
1. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, мне чугунок? (дети показывают). Миша, что ты можешь рассказать о нём?
Дети: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу.
Воспитатель: А ещё он очень тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
- следующая загадка:
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват).
- где у нас ухват в избе? (дети показывают)
Воспитатель: - Подскажи мне Василиса, для чего служил он?
Дети: Он был нужен для перемещения чугунков в печи.
- Еще есть загадка про помощника.
3. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга).
4. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник… (самовар).
Воспитатель: Кто нам расскажет о самоваре?
Ребёнок: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.
5. Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (прялка).
Воспитатель: - Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу и
приговаривала: (Девочки поют)
-"Золотая моя прялица,
Я пряду, а нитка тянется.
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится"
6. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
Воспитатель:
- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.
- Возьмем ложки в руки, и не станет в доме скуки,
Дети под народную музыку играют на ложках и выполняют танцевальные движения.
Воспитатель: Ребята, мы отгадали все загадки!
Воспитатель: А какая ещё мебель была в избе? (стол, лавки, сундуки). -А вы знаете почему лавки делали широкими? (На них спали)
-Правильно на них спали.
-А это что? (Сундук)
Показывает сундук.
Воспитатель: -А для чего он нужен? (Хранить вещи, домашнюю утварь.)
- Ребята, как вы думаете, что это за предмет? (Люлька, кроватка). В старину в эту колыбель называли «Зыбкой», и качали малышей и пели им колыбельные песенки. Люльку обязательно закрывали пологом. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами.
Воспитатель: Ещё в каждой избе был «Красный угол». «Красный угол», ребята, самое главное и самое почетное место в горнице. Это место находилось в светлом углу избы. Место это содержали в чистоте и украшали этот угол украшали вышитыми полотенцами, в этом углу встречали гостей и решали самые важные семейные вопросы.
Воспитатель: Что значит «красный»?
Ответы детей: красивый.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.
Давайте поиграем в игру «Что было, что стало».
Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Воспитатель: Засиделись мы с вами ребята. Предлагаю сыграть в народную игру «Заря, заряница!» (2-3 раза)
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
Воспитатель: Молодцы!
- А теперь ребята время возвращаться нам из прошлого в настоящее – в наш детский сад. Дети с помощью клубка возвращаются в группу.
Воспитатель:
Ты катись, катись, клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.
Воспитатель: Понравилось вам путешествие? (да).
- Давайте вспомним, называется дом из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)
- Каким ремеслом занимались люди в старину? (шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).
- Что было главным в избе? (красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!
Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. А я для вас баранки испекла. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и гостей угостите.