Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу»

Адиля Искандарова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу»

Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеством русского народа.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка и т. д.);

• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.

Методические приемы:

1. Игровой прием.

2. Использование художественного слова, сюрпризного момента.

3. Использование динамической паузы, физкультминутки.

4. Приемы активизирующего общения (побуждающие вопросы, поощрения детей).

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением избы, чугунка, кочерги, ухвата, печи.

2. Беседа на тему «Домашняя утварь в русской семье».

3. Рассматривание макета избы на курьих ножках и печи.

4. Чтение потешек, сказок.

Оборудование и материал:

Макет русской печки, стола, лавки, сундука, чугунка, ухвата, кочерги. деревянные ложки и миски, прялка, самовар и т. д.

Ход занятия.

Дети с воспитателем заходят в зал. Тихо звучит русская народная песня.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы!

Какие вы красивые, нарядные. Как называются ваши костюмы?

Дети: Русские народные.

Воспитатель: А как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, но в прошлом, давным-давно, ее называли Русь. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое. Будем сегодня загадки отгадывать, песни петь, да в игры играть. Мы перенесёмся в те далёкие времена, поговорим о русском быте и узнаем, как жили наши предки.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу»

Воспитатель: А поможет нам в этом волшебный клубочек.

Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Клубок катиться, а дети идут следом за ним.

Попадают в русскую избу.

Воспитатель: -Ребята мы с вами попали в русскую избу.

Воспитатель:

- В старину жилище строили из бревен. И назывался такой дом- избой. Люди очень серьёзно относились к строительству избы. Подскажите, какую пословицу вы знаете об этом?

Ответы детей: Дом построить – не шапку на голову надеть!

Воспитатель: Почему так говорили?

Ответы детей: Чтобы построить дом нужно долго трудиться.

Воспитатель: Да ребята! Непростое это дело! А вот какие инструменты использовали для постройки избы угадаете?

1. Кланяется, кланяется,

придёт домой растянется? (топор).

2. Тот тяжёлый инструмент

Гвоздь вобьёт в один момент.

В каждом доме нужен он,

Без него не строят дом.

В стену гвоздь и в потолок

Забивает (Молоток)

3. Туда –сюда снуёт, что в зубы возьмёт на две части разгрызёт? (пила).

Воспитатель:

- Молодцы отгадали мои загадки. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, и изба была прочной. А ещё в народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд» - кто может объяснить эту пословицу?

Ответы детей: -Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами и приглашали для строительства избы родственников, соседей, друзей.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие деревья использовали для постройки избы?

Ответы детей: сосну, лиственницу, они хорошо сохраняют тепло.

Воспитатель: Обязательно строили избу у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, а в реке ловили рыбу.

Воспитатель: Кстати, скажите, почему дорога между домами называется «улицей» (высказывания детей)

Воспитатель: Да, дети, дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Если у дома есть «лицо», как могли люди называть окна?

Ответы детей: Глазами.

Воспитатель: Чем украшали окна?

Правильно, глазами дома украшали наличниками т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали ставнями.

Воспитатель: - С улицы мы попадем с вами в сени. А что это такое?

Ответы детей: Сени это такая прихожая.

Воспитатель: Можно сказать, что изба начиналась с сеней. С улицы заходили в сени, а из сеней дверь вела в горницу.

Воспитатель: - А с какими словами мы в избу войдем?

Дети: заходили с поклоном и здоровались. - Мир Вашему дому!

Воспитатель: -Что означают эти слова?

Ответы детей: Желали хозяевам добра, а поклон означал уважение к хозяевам.

Воспитатель: В избах двери специально делали низкие хочешь или не хочешь, а обязательно поклонишься.

- Проходите ребята, садитесь поудобнее.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Без чего нельзя в избе жить?

Дети: печка.

Воспитатель: Печь- это сердце дома. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печку называли - кормилицей.

Воспитатель: -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Ответы детей: В русской печи готовили щи, кашу, варили квас, пекли хлеб, блины, пироги, сушили грибы и ягоды, грели воду; на ней спали старики и дети.

Воспитатель: а что нужно чтоб печь грела? (Дрова)

Воспитатель: - Какие поговорки, вы знаете о русской печке?

«Без печи хата – не хата».

• «Когда в печи жарко – тогда и варко».

• «Что есть в печи – все на стол мечи».

• «Печь нам мать родная»;

• «Печь всему голова»

• «Хочешь есть калачи - не сиди на печи»

- Вспомните, в каких сказках встречается русская печка?

Дети дают ответы. (Гуси лебеди, По-Щучьему велению, Маша и Медведь, Колобок, Волк и семеро козлят.)

Воспитатель: Ребята что-то мало дров у нас осталось. Давайте сходим в лес за дровами.

Физкультминутка:

За дровами в лес идем

И пилу с собой берем.

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку

Их разрубим на дощечки.

---Молодцы!

Воспитатель: печь делит горницу на 2 части. Одна половина левая, женская. Ещё её называли «бабий кут» или бабий угол, потому что здесь хозяйки делали домашние дела: варили еду, пекли хлеб, прял, шили.

Воспитатель: Ребята пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. (достаю шкатулку с загадками).

1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, мне чугунок? (дети показывают). Миша, что ты можешь рассказать о нём?

Дети: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу.

Воспитатель: А ещё он очень тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

- следующая загадка:

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват).

- где у нас ухват в избе? (дети показывают)

Воспитатель: - Подскажи мне Василиса, для чего служил он?

Дети: Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

- Еще есть загадка про помощника.

3. Чёрный конь,

Скачет в огонь. (кочерга).

4. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: Кто нам расскажет о самоваре?

Ребёнок: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.

5. Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка).

Воспитатель: - Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу и

приговаривала: (Девочки поют)

-"Золотая моя прялица,

Я пряду, а нитка тянется.

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится"

6. Сама не ест,

А людей кормит. (ложка).

Воспитатель:

- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

- Возьмем ложки в руки, и не станет в доме скуки,

Дети под народную музыку играют на ложках и выполняют танцевальные движения.

Воспитатель: Ребята, мы отгадали все загадки!

Воспитатель: А какая ещё мебель была в избе? (стол, лавки, сундуки). -А вы знаете почему лавки делали широкими? (На них спали)

-Правильно на них спали.

-А это что? (Сундук)

Показывает сундук.

Воспитатель: -А для чего он нужен? (Хранить вещи, домашнюю утварь.)

- Ребята, как вы думаете, что это за предмет? (Люлька, кроватка). В старину в эту колыбель называли «Зыбкой», и качали малышей и пели им колыбельные песенки. Люльку обязательно закрывали пологом. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами.

Воспитатель: Ещё в каждой избе был «Красный угол». «Красный угол», ребята, самое главное и самое почетное место в горнице. Это место находилось в светлом углу избы. Место это содержали в чистоте и украшали этот угол украшали вышитыми полотенцами, в этом углу встречали гостей и решали самые важные семейные вопросы.

Воспитатель: Что значит «красный»?

Ответы детей: красивый.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало».

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Засиделись мы с вами ребята. Предлагаю сыграть в народную игру «Заря, заряница!» (2-3 раза)

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

Воспитатель: Молодцы!

- А теперь ребята время возвращаться нам из прошлого в настоящее – в наш детский сад. Дети с помощью клубка возвращаются в группу.

Воспитатель:

Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? (да).

- Давайте вспомним, называется дом из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)

- Каким ремеслом занимались люди в старину? (шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).

- Что было главным в избе? (красный угол, печка).

- Молодцы, ребята!

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. А я для вас баранки испекла. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и гостей угостите.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Путешествие к звездам с Ю. А. Гагариным» Цель: Обобщение знаний и представлений детей о космосе. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»: закрепить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе (образовательная область «Познание. Формирование.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю берёзку русскую» Актуальность: Я в своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в королевство Математики» Тема: «Путешествие в королевство Математики». Цель: закрепление материала, изучаемого в средней группе. Задачи: Обучающие: • закреплять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие с Ежиком» (младшая группа) Конспект НОД "Путешествие с Ёжиком" Цель: -обеспечение собственной активности ребёнка; -накопление и обогащение сенсорного опыта (круг,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в зимнем лесу» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в зимнем лесу» Дети под музыку заходят в группу. В:Стали все мы в полукруг,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в сказку» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ 1. Образовательные: - совершенствовать счетные навыки детей от 1 до 10; - закреплять умения соотносить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Путешествие в страну Мультяшию» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну Мультяшию». Программное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в русскую лавку» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет. «Экскурсия в русскую лавку» (проект.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу»
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 17:54
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

7 марта. День рождения телефона

За время своего существования телефон эволюционировал до неузнаваемости. Современный мобильник никоим образом не похож на громоздкий старинный телефонный аппарат: крутишь ручку, снимаешь трубку и просишь...

Мастер-класс «Открытка к 8 Марта» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: выполнение аппликации из бумаги, для изготовления подарка Задачи: Обучающие: - Закреплять навыки последовательного и поэтапного выполнения...
Фотоотчет о подготовке к празднику 8 марта «Мамочка любимая!»
Цель: через разные виды деятельности уточнить и систематизировать представление детей о весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: обогащать и...
Мастер-класс по изготовлению открытки с сюрпризом к 8 Марта. Старшая группа
Изготовление подарков для близких - это интересный и увлекательный процесс. К каждому празднику, мы с ребятами, стараемся порадовать их. Сами получаем...