МААМ-картинки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу» (8 фото)

Адиля Искандарова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу»

Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеством русского народа.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка и т. д.);

• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, самовар;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.

Методические приемы:

1. Игровой прием.

2. Использование художественного слова, сюрпризного момента.

3. Использование динамической паузы, физкультминутки.

4. Приемы активизирующего общения (побуждающие вопросы, поощрения детей).

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением избы, чугунка, кочерги, ухвата, печи.

2. Беседа на тему «Домашняя утварь в русской семье».

3. Рассматривание макета избы на курьих ножках и печи.

4. Чтение потешек, сказок.

Оборудование и материал:

Макет русской печки, стола, лавки, сундука, чугунка, ухвата, кочерги. деревянные ложки и миски, прялка, самовар и т. д.

Ход занятия.

Дети с воспитателем заходят в зал. Тихо звучит русская народная песня.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы!

Какие вы красивые, нарядные. Как называются ваши костюмы?

Дети: Русские народные.

Воспитатель: А как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, но в прошлом, давным-давно, ее называли Русь. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое. Будем сегодня загадки отгадывать, песни петь, да в игры играть. Мы перенесёмся в те далёкие времена, поговорим о русском быте и узнаем, как жили наши предки.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу»

Воспитатель: А поможет нам в этом волшебный клубочек.

Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Клубок катиться, а дети идут следом за ним.

Попадают в русскую избу.

Воспитатель: -Ребята мы с вами попали в русскую избу.

Воспитатель:

- В старину жилище строили из бревен. И назывался такой дом- избой. Люди очень серьёзно относились к строительству избы. Подскажите, какую пословицу вы знаете об этом?

Ответы детей: Дом построить – не шапку на голову надеть!

Воспитатель: Почему так говорили?

Ответы детей: Чтобы построить дом нужно долго трудиться.

Воспитатель: Да ребята! Непростое это дело! А вот какие инструменты использовали для постройки избы угадаете?

1. Кланяется, кланяется,

придёт домой растянется? (топор).

2. Тот тяжёлый инструмент

Гвоздь вобьёт в один момент.

В каждом доме нужен он,

Без него не строят дом.

В стену гвоздь и в потолок

Забивает (Молоток)

3. Туда –сюда снуёт, что в зубы возьмёт на две части разгрызёт? (пила).

Воспитатель:

- Молодцы отгадали мои загадки. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, и изба была прочной. А ещё в народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд» - кто может объяснить эту пословицу?

Ответы детей: -Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами и приглашали для строительства избы родственников, соседей, друзей.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие деревья использовали для постройки избы?

Ответы детей: сосну, лиственницу, они хорошо сохраняют тепло.

Воспитатель: Обязательно строили избу у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, а в реке ловили рыбу.

Фото «Путешествие в русскую избу»

Воспитатель: Кстати, скажите, почему дорога между домами называется «улицей» (высказывания детей)

Воспитатель: Да, дети, дорога проходила у «лица» избы, отсюда и название - улица. Если у дома есть «лицо», как могли люди называть окна?

Ответы детей: Глазами.

Воспитатель: Чем украшали окна?

Правильно, глазами дома украшали наличниками т. к. находились на «лице» дома, а на ночь закрывали ставнями.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности - фото

Воспитатель: - С улицы мы попадем с вами в сени. А что это такое?

Ответы детей: Сени это такая прихожая.

Воспитатель: Можно сказать, что изба начиналась с сеней. С улицы заходили в сени, а из сеней дверь вела в горницу.

Воспитатель: - А с какими словами мы в избу войдем?

Дети: заходили с поклоном и здоровались. - Мир Вашему дому!

Воспитатель: -Что означают эти слова?

Ответы детей: Желали хозяевам добра, а поклон означал уважение к хозяевам.

Воспитатель: В избах двери специально делали низкие хочешь или не хочешь, а обязательно поклонишься.

- Проходите ребята, садитесь поудобнее.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Без чего нельзя в избе жить?

Дети: печка.

Воспитатель: Печь- это сердце дома. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печку называли - кормилицей.

Воспитатель: -Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Ответы детей: В русской печи готовили щи, кашу, варили квас, пекли хлеб, блины, пироги, сушили грибы и ягоды, грели воду; на ней спали старики и дети.

Воспитатель: а что нужно чтоб печь грела? (Дрова)

Воспитатель: - Какие поговорки, вы знаете о русской печке?

«Без печи хата – не хата».

• «Когда в печи жарко – тогда и варко».

• «Что есть в печи – все на стол мечи».

• «Печь нам мать родная»;

• «Печь всему голова»

• «Хочешь есть калачи - не сиди на печи»

- Вспомните, в каких сказках встречается русская печка?

Дети дают ответы. (Гуси лебеди, По-Щучьему велению, Маша и Медведь, Колобок, Волк и семеро козлят.)

Воспитатель: Ребята что-то мало дров у нас осталось. Давайте сходим в лес за дровами.

Физкультминутка:

За дровами в лес идем

И пилу с собой берем.

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку

Их разрубим на дощечки.

---Молодцы!

Воспитатель: печь делит горницу на 2 части. Одна половина левая, женская. Ещё её называли «бабий кут» или бабий угол, потому что здесь хозяйки делали домашние дела: варили еду, пекли хлеб, прял, шили.

Фото №1 Цель приобщение детей к народным традициям обычаям и творчеством

Воспитатель: Ребята пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. (достаю шкатулку с загадками).

1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, мне чугунок? (дети показывают). Миша, что ты можешь рассказать о нём?

Дети: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу.

Воспитатель: А ещё он очень тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

- следующая загадка:

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт. (ухват).

Фото №2 Русская изба русского народа

- где у нас ухват в избе? (дети показывают)

Воспитатель: - Подскажи мне Василиса, для чего служил он?

Дети: Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

- Еще есть загадка про помощника.

3. Чёрный конь,

Скачет в огонь. (кочерга).

4. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник… (самовар).

Воспитатель: Кто нам расскажет о самоваре?

Ребёнок: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами.

5. Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка).

Воспитатель: - Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу и

приговаривала: (Девочки поют)

-"Золотая моя прялица,

Я пряду, а нитка тянется.

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится"

6. Сама не ест,

А людей кормит. (ложка).

Фото №3 Задачи познакомить детей с избой жилищем крестьянской семьи с предметами

Воспитатель:

- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.

- Возьмем ложки в руки, и не станет в доме скуки,

Дети под народную музыку играют на ложках и выполняют танцевальные движения.

Воспитатель: Ребята, мы отгадали все загадки!

Воспитатель: А какая ещё мебель была в избе? (стол, лавки, сундуки). -А вы знаете почему лавки делали широкими? (На них спали)

-Правильно на них спали.

-А это что? (Сундук)

Показывает сундук.

Воспитатель: -А для чего он нужен? (Хранить вещи, домашнюю утварь.)

- Ребята, как вы думаете, что это за предмет? (Люлька, кроватка). В старину в эту колыбель называли «Зыбкой», и качали малышей и пели им колыбельные песенки. Люльку обязательно закрывали пологом. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами.

Фото №4 Конспекты занятий русского быта печь прялка и т

Воспитатель: Ещё в каждой избе был «Красный угол». «Красный угол», ребята, самое главное и самое почетное место в горнице. Это место находилось в светлом углу избы. Место это содержали в чистоте и украшали этот угол украшали вышитыми полотенцами, в этом углу встречали гостей и решали самые важные семейные вопросы.

Воспитатель: Что значит «красный»?

Ответы детей: красивый.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало».

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Засиделись мы с вами ребята. Предлагаю сыграть в народную игру «Заря, заряница!» (2-3 раза)

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

Воспитатель: Молодцы!

Фото №5 Все конспекты Русская изба Русская изба

- А теперь ребята время возвращаться нам из прошлого в настоящее – в наш детский сад. Дети с помощью клубка возвращаются в группу.

Воспитатель:

Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? (да).

- Давайте вспомним, называется дом из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)

- Каким ремеслом занимались люди в старину? (шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).

- Что было главным в избе? (красный угол, печка).

- Молодцы, ребята!

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. А я для вас баранки испекла. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и гостей угостите.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Путешествие к звездам с Ю. А. Гагариным» Цель: Обобщение знаний и представлений детей о космосе. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»: закрепить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе (образовательная область «Познание. Формирование.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Люблю берёзку русскую» Актуальность: Я в своей работе с детьми остановилась на выборе о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в королевство Математики» Тема: «Путешествие в королевство Математики». Цель: закрепление материала, изучаемого в средней группе. Задачи: Обучающие: • закреплять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие с Ежиком» (младшая группа) Конспект НОД "Путешествие с Ёжиком" Цель: -обеспечение собственной активности ребёнка; -накопление и обогащение сенсорного опыта (круг,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в зимнем лесу» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в зимнем лесу» Дети под музыку заходят в группу. В:Стали все мы в полукруг,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в сказку» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ 1. Образовательные: - совершенствовать счетные навыки детей от 1 до 10; - закреплять умения соотносить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми «Путешествие в страну Мультяшию» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну Мультяшию». Программное.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Экскурсия в русскую лавку» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет. «Экскурсия в русскую лавку» (проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в русскую избу»
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 17:54
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД