Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Саратовская глиняная игрушка»

Елена Балтаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Саратовская глиняная игрушка»

Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям.

Задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о глиняных игрушках, об особенностях образа в декоративном искусстве (дымковской, филимоновской, каргопольской, познакомить с саратовской игрушкой

2. Показать характерные особенности саратовской глиняной игрушки, учить лепить саратовскую глиняную игрушку.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему „Саратовская глиняная игрушка“» размещена в разделах

3. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении народных игр и хороводов

4. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к традициям саратовских мастеров Саратовской области, любовь к родному краю.

Методы и приемы:

беседа, рассказ воспитателя, рассматривание глиняных игрушек, плакатов, иллюстраций, чтение потешек.

Материал к занятию:

«волшебный сундучок», глиняные игрушки и иллюстрации с их изображением : саратовские, дымковские, филимоновские, каргопольские; голубой платочек; глина, дощечки, стеки, мисочки с водой, салфетки.

Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в мастерскую, где из глины создают прекрасные игрушки.

Дети и педагог проходят в «мастерскую». На столе стоит сундучок, в котором лежат разные глиняные игрушки.

Педагог:

Вот чудесный сундучок.

Сундучок тот не простой:

В нем товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Развеселые зверюшки.

Педагог:

Посмотрите-ка сюда!

Игрушки вятские

На все манеры:

Вот вам барышни, вот кавалеры.

У барышень алые щечки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки.

Игрушки эти повсюду славятся

Подходите ближе - и вам понравятся.

Дети достают из сундучка игрушки называют и рассказывают о них.

Дымковская игрушка

-Знаете ли вы, как называются эти игрушки? Где они изготовлены? (ответы детей)

Дети: Деревню Дымково назвали так, потому что зимой, когда топятся печи, летом когда туман и в пасмурные дни - деревня вся будто в дыму, в дымке. И стоит деревня на красивой реке – Вятке. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую мы нежно и ласково называем «дымкой». Педагог: Много лет назад придумали лепить игрушки : вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печах, побелят мелом, на молоке замешанном, и наступает самая главная пора – роспись игрушки.

Узор – проще некуда: кружочки, полоски, платочки, пятна, точечки. Зато краски яркие- яркие. И потому пестро, весело выходит. (Рассмотреть иллюстрации дымковских игрушек). Дымковские игрушки необыкновенно нарядны.

Педагог:

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные;

Белоснежные как березки

Кружочки, кисточки, полоски.

Филимоновские игрушки

Педагог: Какие это игрушки? Почему? (ответы детей)

Найдите в моем сундучке филимоновские игрушки (Дети сравнивают дымковские и филимоновские игрушки : находят сходства и различия)

Педагог: Филимоновские игрушки тоже сделаны из глины, но расписаны они совсем по-другому: красными, желтыми и зелеными полосками. Изготавливали такие игрушки в Селе Филимоново из иссиня-черной глины «синицы». Игрушечным делом занимались только женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить свистульки.

Дети: Филимоновские игрушки лепили из целого куска глины, вытягивая и оставляя туловище полым. Филимоновские игрушки – это свистульки с вытянутыми шеями.

Каргопольские игрушки.

Педагог: А это что за игрушка?

Дети: Еще есть глиняные игрушки, которые получили название от Каргопольского края. В росписи игрушек преобладают элементы: солнышко, круги, крестики.

(Рассмотреть с детьми плакаты с изображением каргопольских игрушек).

Педагог достаёт из сундучка Саратовскую игрушку. А это что за игрушка? (дети затрудняются ответить)

Ребята, я хочу познакомить вас с глиняной игрушкой Саратовской Губернии, нашей с вами родины. Давайте мы с Вами посмотрим на старое фото. Ой, как интересно! Что здесь происходит? (Ответы детей).

Взрослые занимаются делом, а дети играют, а с чем они играют? игрушками) А какие игрушки у них в руках? (ответы детей) Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из глины).

Посмотрите, какие они необычные. Как вы думаете, для чего эти дырочки?. Да это игрушка-свистулька! Такие игрушки в давние времена лепили к весенней ярмарке самобытные Саратовские мастера. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим оформлением, особенность которого состоит в подкрашенных проштампованных углублениях, ямках и называлась эта игрушка «ЯМЧАТАЯ» или «Штампиковая»

Много труда надо вложить, что бы игрушка стала такой красивой: на сыром изделии оттискиваются рисунки в виде ямок, а потом ямочки заполняются краской.

-А посмотрите, изображения кого чаще встречаются в глиняных изделиях? (правильно, в основном это животные)

Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции

-Давайте мы с вами тоже поиграем. Выходим на ковер.

Физкультминутка

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, И усталость вся долой!

Раз- два - три - четыре - пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

(Приседания)

- Вам понравились эти игрушки? А как они называются? Вы хотите их вылепить?

-Точная дата появления народного Саратовского промысла неизвестна, но уже практически не осталось мастеров, делающих такие игрушки. Но в Саратове живет мастер, который возродил Саратовскую «Ямчатую» игрушку, зовут его Пётр Петрович Африкантов (посмотрите на фото этого мастера. По его словам, она делается из местной серо-белой глины. Узоры на фигурках выдавливаются при помощи подручных средств, зачастую случайных. В настоящее время Петр Африкантов обучает своему мастерству детей в одном из центров дополнительного образования. Там его регулярно ждут с десяток ребят, которые приходят на занятия вместе со взрослыми. И что бы умение делать такие игрушки не исчезло совсем, я сейчас предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и попробовать слепить свою игрушку.

Прежде чем мы начнем лепить, давайте вспомним как мы будем, лепить, посмотрим на схему (приложение).Углубления в виде ямочек делаем подручными средствами (колпачок от фломастера, карандаш или трубочка от сока).

(дети лепят игрушку птичку, украшая ее ямчатым узором)

После лепки рассматривают вылепленные игрушки.

Педагог: Издревле на Руси после трудового дня наступала пора отдыха, пора игр и плясок. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Наш платочек голубой»

Играющие образуют большой круг, передают платочек по кругу, произнося слова игры, у кого платочек окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

Итог, рефлексия

Вот сколько разных игрушек мы с вами вылепили. Запомнили название наше игрушки? А чем мы делали украшения?

Как вы думаете, кому вы можете рассказать о Саратовской «Ямчатой «игрушке? Им это будет интересно? Почему?

А вам, ребята, было сегодня на занятии интересно?

Я предлагаю ваши игрушки отнести в наш минимузей, чтобы все желающие могли полюбоваться ими.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Каргопольская игрушка» Цель Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с каргопольской игрушкой..

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с историей создания куклы «Народная игрушка» Цель: познакомить воспитанников с историей создания куклы. Задачи: 1. Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к окружающим.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности «Спички детям не игрушка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности "Спички детям не игрушка" Цель: Формирование целостного представления.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Моя семья»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Моя семья» Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воды» Цель. Формировать представления детей о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Путешествие по сказочным тропинкам» Цель: сравнение рядом стоящих чисел на основе сравнения конкретных множеств, получение равенства.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе на тему «Деревья в инее» Тема занятия «Деревья в инее» Группа: старшая. Продолжительность занятия: 25-30 минут. Цель занятия: обучение детей использовать нетрадиционные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зоопарк» в старшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности «Зоопарк» в старшей группе КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ на тему «Зоопарк». старшя группа. Провела: Хамрокулова Юлия Анатольевна Образовательная.

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Форма проведения: игра-фантазия. Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,.

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Зимующие птицы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Саратовская глиняная игрушка»
Опубликовано: 22 августа 2018 в 15:32
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД