Наталья Хренова
Конспект НОД по познавательному развитию «Письмо от Чиполлино» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Письмо от Чиполлино.
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках лука, научить сажать лук в воду и в землю.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
• расширять и уточнять знания детей о характерных признаках лука;
• уточнить знания детей из чего можно вырастить растение (из семян, луковиц);
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Письмо от Чиполлино“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• закрепить знания детей о строении луковицы; об условиях необходимых для роста растения;
• познакомить с процессом посадки лука в воду и в землю;
• развивать психические процессы: логическое мышление, восприятие, внимание, память;
• развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» :
• обогащать и активизировать словарь детей : луковица, шелуха, чешуйки, донце, корни, посадить, условия;
• упражнять в подборе прилагательных от существительных;
• развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.
«Социально-коммуникативное развитие :
• формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
• способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослым, умение выслушивать их;
• способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников;
• развивать трудовые умения;
• воспитывать желание добиваться результата, ухаживать за растениями.
«Физическое развитие» :
• воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий
• снимать психо – эмоциональное напряжение;
• развивать крупную и мелкую моторику рук;
• развивать зрительную память
«Художественно-эстетическое развитие» :
• воспитывать культуру труда;
• прививать художественный вкус.
Цель применения ИКТ в НОД:
• Поддержать мотивацию на протяжении всего занятия.
• Активизировать познавательную деятельность детей.
• Организовать наглядность.
Планируемые результаты НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение работать по заданному алгоритму; понимать пространственные отношения; регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.
Оборудование для педагога: проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, акустические колонки, поднос с луком, проросшая луковица, 2 луковицы для посадки, банка с водой, контейнер с землей, влажные салфетки, халат, лейка.
Оборудование для детей : луковица (по 2 штуки на ребенка, баночки с водой (на каждого ребенка, контейнер с землей (на каждого ребенка, влажные салфетки, фартуки, лейка.
Предварительная работа: наблюдение за ростом и развитием растений в группе; беседы о растениях; просмотр мультфильма и чтение повести Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Дидактические игры: «Что где растёт», «Третий лишний», «Чудесный мешочек». Рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.
Перспективное наблюдение с фиксированием продуктивной детской деятельности детей (фотографиями и рисунками) в дневнике наблюдений.
Ход НОД:
Этап 1. Вводная часть (2 минуты).
1.1 Приветствие.
Цель: создание атмосферы доброжелательности и комфорта.
Воспитатель:
- Ребята, я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!
А доброе утро начинается с хорошего настроения.
Дети встают в круг, берутся за руки, повторяют слова за воспитателем и улыбаются друг другу.
1.2. Создание мотивации.
Цель: организация детей на образовательную деятельность, активизация внимания, речевой активности детей.
Воспитатель:
- Ребята, на электронный адрес нашей группы пришло письмо, давайте его прочитаем?
СЛАЙД № 1
Воспитатель читает письмо :
СЛАЙД № 2
Воспитатель:
«Я веселый Чиполлино, вырос я в Италии,
Там где зреют апельсины, фиги и так далее.
Я вам пишу издалека, чтоб о многом рассказать.
Но сначала вам хочу загадку загадать:
СЛАЙД № 3
Воспитатель:
-«Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает?» [1]
Дети отгадывают загадку: лук. (на экране по щелчку мыши появляется отгадка картинка лука)
Этап 2. Основная часть. (20 минут).
Цель: закрепление и систематизация имеющихся у детей представлений о луке; развитие речевой активности.
СЛАЙД № 4
(на экране по щелчку мыши появляются картинки)
Воспитатель:
- Родина лука - горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал использоваться в России и в других странах.
СЛАЙД № 5
(на экране по щелчку мыши появляются картинки с сортами лука).
Воспитатель:
- Лук бывает разный. Есть лук репчатый, батун, порей, шалот, шнитт и другие.
СЛАЙД № 6.
(на экране по щелчку мыши появляются картинки)
Воспитатель:
- Репчатый лук наиболее распространен. Этот лук три раза меняет своё имя. Его семена называют лук – чернушка”. Из чёрного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Лук – севок. Весной луковичку посадят на грядку, она растолстеет, станет, похожа на репку. Отсюда и пошло название – лук репчатый.
Воспитатель:
- Ребята, а почему в загадке говориться «в сто шуб одет?»
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
- А это мы сейчас с вами и узнаем, рассмотрим строение луковицы.
СЛАЙД № 7
(на экране по щелчку мыши появляются стрелки)
Воспитатель:
- Луковица состоит из множества слоев. Когда верхний слой подсыхает, он становится ломким, такую кожицу называют луковой шелухой. Под луковой шелухой находятся сочные чешуйки. Внутри чешуек находятся почки, из которых в дальнейшем вырастут листья лука (перо). Внизу у луковицы есть донце, из которого вырастут корни.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а почему в загадке говорится «Кто его раздевает, тот слезы проливает»?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
- В луке содержатся летучие вещества, которые при попадании в глаз вызывают слезы. Эти вещества называются фитонцидами. Они убивают микробы, поэтому их полезно вдыхать.
2.2 Дыхательная гимнастика «Луковый аромат»
Воспитатель:
- Ребята, положите ладони себе на грудь. Сделайте медленный вдох через нос, старайтесь не поднимать плечи. Задержите дыхание и медленно выдыхайте, произнося: «А-а-ах!». [5] (повторяют 2-3 раза)
(Дети повторяют движения за воспитателем).
2.3 Поддержание мотивации.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте мы с вами рассмотрим луковицу?
(Дети подходят к столу, на котором лежит лук).
Дидактическая игра «Какая? Какие? Какой?»
Цель: закрепление пройденного материала. Упражнять в словообразовании, подборе прилагательных к существительным.
Воспитатель:
- Посмотрите и ответьте:
- Какая луковица?
(Предполагаемые ответы детей : «луковица коричневая, белая, бардовая, овальная, круглая, гладкая, крупная, мелкая, твердая».)
- Какие чешуйки лука?
(Предполагаемые ответы детей : «чешуйки сухие, тонкие, сочные»).
Воспитатель показывает детям проросшую луковицу.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, моя луковица отличается от вашей луковицы. Чем?
(Предполагаемые ответы детей : «есть зеленые ростки и корни»).
Воспитатель:
- А кто из вас знает, зачем нужны корни растениям?
(Предполагаемые ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, а где растет лук?
(Предполагаемые ответы детей : в огороде, на грядке, в земле).
Воспитатель:
- Давайте представим, что мы попали в огород?
2.4. Физкультминутка «Мы пойдем в огород»
Цель: переключить детей на двигательную деятельность, снять напряжение, восстановить умственную работоспособность.
Мы пойдем в огород, (шагают на месте)
Много там всего растет: (разводят руки в стороны)
Лук сорвем мы с грядки, (срывают воображаемый лук).
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук рисуют круглую шарообразную форму)
Толстая репка, засела в землю крепко, (ставят руки на пояс и слегка покачивают корпусом из стороны в сторону)
Длинная морковка (опускают руки вниз и соединяют их внизу ладонями)
От нас укрылась ловко. (приседают, прикрывают голову руками)
Дергай, дергай из земли. (встают и изображают движения, как будто дергают из земли морковку)
Все собрали – посмотри! [2] (смотрят по сторонам).
Воспитатель:
- Ребята, а Чиполлино прислал фильм, как растет лук. Давайте посмотрим?
СЛАЙД № 8
(по щелчку запускается видеоролик (ускоренная съёмка) роста лука)
Воспитатель:
- Мы с вами посмотрели, как растет лук, а хотите вырастить лук у нас в группе?
2.5. Практическая деятельность.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам посадить лук двумя способами: в воду и в землю.
- Подойдите, пожалуйста, к столу.
Воспитатель и дети подходят к столу, где все приготовлено для посадки лука.
Воспитатель:
- Для того чтобы не испачкать нам с вами одежду, нам необходимо одеть специальную одежду.
Воспитатель одевает халат, дети одевают фартуки и нарукавники.
Воспитатель проводит показ с пояснениями как правильно сажать лук в воду и в землю. Дети внимательно смотрят, а потом сажают лук в воду и в землю.
Воспитатель:
- А что ещё нужно сделать, чтобы лук хорошо рос в земле?
(предполагаемые ответы детей : «полить»)
Воспитатель:
- Давайте возьмем лейку и польём.
Воспитатель:
- Скажите, ребята, куда нам надо поставить наши баночки и контейнеры, чтобы лук быстрее вырос?
(предполагаемые ответы детей : «к свету»)
Воспитатель:
- Да, ребята, все растения любят свет и тепло. Возьмите сначала свои баночки, а потом контейнеры и поставьте их на стол у окна.
Воспитатель:
- Вы сегодня были молодцы. Как много интересного мы узнали из письма Чиполлино. А давайте, когда вырастет наш лук, мы с вами его сфотографируем и отправим электронное письмо Чиполлино.
Этап 3. Анализ и подведение итогов. Рефлексия. (3 минуты)
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось, чем мы сегодня занимались?
- Что понравилось больше всего?
- Вы много узнали о луке?
- В чём испытывали затруднения?
(Ответы и рассуждения детей).
Информационные ресурсы:
1. https://zagadka.pro/i.png
2. https://лев. name/
3. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007г.»
4. Энциклопедия для детей. Биология, издательство «Аванта +», 1995г., стр. 246
5. https://www.maam.ru/detskijsad/-kineziologija-gimnastika-dlja-uma.html.