Галина Шиман
Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Домовёнка Ставроши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: -создать условия для знакомства детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках;
-поддерживать интерес к истории нашего народа;
-развивать у детей интонационно-выразительную речь;
-развивать у детей мыслительную деятельность, умение делать выводы, умозаключения;
-воспитывать у детей любовь к сказкам, на образе сказочных героев воспитывать у детей трудолюбие, послушание, доброту.
Словарная работа: ввести в лексикон детей слова: печь, жернова, лён, вытрепать, прясть, веретено, ткань, цеп, серп, чугун, ухват.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „В гостях у Домовёнка Ставроши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Предшествующая работа: -чтение сказок "Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и жерновцы", "Крошечка-Хаврошечка", "Жихарка", рассматривание иллю-страций к ним;
-экскурсия в мини-музей "Русская изба" (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян);
-проведение дидактических игр: "Что лишнее?", "Собери слова в пословицу", "Найди отгадку среди экспонатов";
-проведение игр-драматизаций по знакомым сказкам;
-изготовление атрибутов, пальчикового театра по сказкам.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал: лист с загадкой; рисунки косы, жерновов, цепа, сеятеля, пахаря; серп; колосья; зерно хлебных злаков; сито, чугунок; ухват; мука, веретено; кукла- домовёнок Ставроша; набор картинок для дидактической игры "Разложи по порядку" (обработка льна); чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, листы картона с прорезями и полоски цветного картона (для плетения коврика); рассказ К Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: (усаживая на стол куклу).
Домовёнок Ставроша живёт в нашем детском саду. Частенько он заглядывает в группы, интересуется нашими делами. Но чтобы не мешать никому, прячется.
Сегодня Ставроша пришёл к нам потому, что мы будем говорить о сказках, которые ему очень нравятся. А вы любите сказки? Почему? (Ответы детей).
Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свете свечи дети - кто на лавке, кто на печи - слушали бабушкины сказки.
В сказке много фантастического, выдуманного. И вместе с те м они всем хорошо понятны, ведь в них говориться о стремлении человека к счастью, о доброте, дружбе, осуждаются жадность, зависть, трусость. Как вы думаете, кто сочинял сказки? (Ответы детей).
Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Такие сказки называются народными. Читая их, мы узнаём о жизни крестьян в старину, об их труде.
Вспомните сказки, в которых говориться о труде крестьян. ("Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и жерновцы", "Жихарка", "Крошечка- Хаврошечка".)
Скажите, что делал отец Мальчика с пальчик на поле, когда тот принёс ему еду? (Отец пахал землю). Чем он пахал землю? (Ответы детей). Воспитатель наклоняется к Ставроше, делает вид, что слушает его шёпот.) Ставроша
говорит: "Правильно, отец мальчика с пальчик пахал сохой, в которую была впряжена лошадь. " (Показываю иллюстрации с изображением пахаря и сохи.)
Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях-железо. Вот какое есть про неё стихотворение:
Деревянные рожки,
Железные ножки,
Шла ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть
спину.
Вспомните, как заканчивается сказка "Мальчик с пальчик"? (Мальчик с пальчик обманывает купившего его жадного барина и возвращается к отцу.)
А как можно назвать Мальчика с пальчик? Какой он? (Сообразительный, находчивый.) Почему вы так думаете? (Рассуждения детей).
-Ребята, а сейчас послушайте отрывок из сказки, который для вас приготовил Серёжа. (Ребёнок показывает пальчиковый театр по сказке "Мужик и медведь".)
Скажите, что это за сказка? (Ответы детей). Правильно. Мужик сеял репу и рожь, потом делился урожаем с медведем. Что получал медведь, а что мужик? (Ответы детей).
Посмотрите как сеял мужик. (Показываю рисунок.)
Выросла рожь и приехал мужик урожай собирать. А с помощью чего он убирал урожай вы узнаете, если отгадаете загадку. (Ребёнок загадывает загадку.)
"Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. " (Коса.)
В старину мужики косили косой не только траву, заготавливая сено для скота, но и пшеницу. (Показываю иллюстрацию.)
А как они назывались? (Косари.)
Проводится физпауза «Косари»
Тишина стоит вокруг.
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда!
Делай "раз" и делай "два".
Женщины убирали пшеницу-жали с помощью серпа. (Показываю серп.) А как называли таких женщин? (Жницы.)
Правильно, про серп говорили: "Маленький, горбатенький по ниве пробежал, каждый колос задрожал".
Девочки, покажите Ставроше, как вы умеете жать серпом. (Девочки вместе с воспитателем имитируют движения жницы. В руках у воспитателя серп.)
Ставроша хвалит вас, говорит, что вы умелые косари и жницы.
Собрал мужик рожь и повёз урожай на базар-продавать. Как вы думаете, что он повёз на базар-колосья или зёрна? (Демонстрирую колосья и зёрна. Ответы детей.) Конечно же, зёрна. Как их доставали из колосков? (Рассуждения детей.) Колосья обмолачивали с помощью цепов. (Демонстрирую иллюстрацию.) А кто знает загадку про цеп? Ребё нок загадывает загадку:
"Над головой вертятся и в руках крутятся, стучат, гремят и всё говорят: то-то-мы, то-томы. "
Из сказок мы узнали, как раньше пахали землю, как сеяли, собирали и обрабатывали рожь и пшеницу.
Ребята, а сейчас послушайте и скажите отрывок из какой сказки разыграют нам Юля и Рома?
(Дети драматизируют отрывок из сказки “Петушок и жерновцы". Ответы
детей.)
'Правильно, эта сказка называется "Петушок и жерновцы". Скажите, о каком приспособлении говориться в сказке, с помощью которого можно молоть зерно? (Жернова.) Доскажите загадку:
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идёт оно.
А зовут его.
Дети: Зерно.
Воспитатель: Зёрна перетирали в муку жерновами. (Показываю иллюстрацию.) Домовёнок Ставроша приготовил для вас загадку:
Брат брата трёт,
Белая кровь течёт. (Жернова и мука.)
Правильно. Мука высыпается из отверстия в жерновах в посудину.
Чтобы испечь мягкий, пышный хлеб, муку надо просеять. Что для этого используют?
Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки, которые для вас приготовили Яна и Вова:
Сотни глаз, а сам слепой,
Засорил глаза мукой. {Сито.)
Кругло и широко.
Дыр много, а пролезть нельзя. (Сито.)
Обе эти загадки о сите, с помощью которого просеивают муку. Есть ли этот предмет у нас в группе среди экспонатов? (Дети находят сито.)
Как заканчивается сказка про жирновки? (Петушок помогает деду с бабой перехитрить богатого барина.)
Смололи муку в жерновах, просеяли через сито. Что из муки можно испечь? (Ответы детей.)
Правильно, хлеб, пироги, оладьи. В знакомой вам сказке маленький человечек Жихарка очень умело пёк хлеб в печке. Когда хлеб был готов он варил вкусные щи. В чём Жихарка варил щи? (Ответы детей.) Да, в чугуне. Найдите его среди экспонатов в группе. (Дети находят чугунок.) В печке горячо, руками чугун туда не поставишь. Как он будет ставить чугунок? (С помощью ухвата.)
Вот про него говорили: "Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. " Как можно назвать Жихарку? (Умелый, трудолюбивый. Ответы детей.)
Правильно, он работящий, умелый.
Проводится физпауза "Жадный пёс. "
Жадный пёс,
Дров принёс,
Печь затопил,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Испёк пирожок,
Отнёс в уголок И съел сам! Ам!
В сказке "Крошечка-Хаврошечка" говориться о девочке, которая была, как и Жихарка, очень трудолюбива. Но жилось ей не сладко: она и варит, она и прибирает,
она и ткёт, и прядёт. Кто жалел девочку и помогал ей прясть, ткать и белить полотно? (Коровушка.)
Что в руке у Ставроши? (Беру лист с загадкой.)
Тут написана загадка, которую домовё нок предлагает вам отгадать:
Синий цветочек,
Мал-малёчек,
В землю малый ушёл,
В синей шапочке пришёл. (Лён.)
Ставроша согласен свами-это лён. Для чего нужен лён?
Вспомните в каком рассказе говориться о том, как выращивали лён? А теперь поиграем в игру "Разложи по порядку. ”
Вы должны разложить картинки, на которых изображены действия людей со льном, чтобы было понятно, как из льняного семечка "получается рубашка. " ( Дети раскладывают картинки в таком порядке: сеют семена-лён выросшего выдирают с корнем-вымачивают в реке-высушивают на лугу-треплют-чешут-прядут нитки-ткут холст-полотно-шьют рубашку.)
Из льна получают льняные нитки. Если нитка длинная, она легко запутывается. Чтобы этого не произошло, люди придумали простое приспособление. Отгадайте какое:
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь.
Ставроша принёс веретено, чтобы вы его хорошенько рассмотрели.
А теперь Ставроша приглашает всех детей в свою сказочную мастерскую. (Дети садятся за столы.)
Сейчас попробуйте нарисовать веретено и сплести коврик из бумаги. (Дети выполняют задания по своему выбору.)
Как хорошо вы сегодня поработали, как много всего узнали и вспомнили! Теперь можно отдохнуть, попеть, хоровод поводить. (Образуют круг, поют, слова сопровождают соответствующими движениями.)
Уж я сеяла, сеяла ленок.
Припев: Лён мой зеленой
При горе крутой,
Ты удайся, удайся ленок.
Я полола, полола Ленок.
Припев:
Я мочила, мочила ленок.
Припев.
Припев:
Я сушила, сушила ленок.
Я трепала, трепала ленок.
Припев:
Я чесала, чесала ленок.
Припев:
Уж я пряла, я пряла ленок.
Припев:
Уж я ткала, я ткала ленок.
Припев:
А я сшила, я сшила наряд.
Припев:
Итог занятия провожу от лица домовёнка Ставроши. В конце предлагаю Ставроше остаться в гостях у детей.