Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Домовёнка Ставроши»

Галина Шиман
Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Домовёнка Ставроши»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: -создать условия для знакомства детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках;

-поддерживать интерес к истории нашего народа;

-развивать у детей интонационно-выразительную речь;

-развивать у детей мыслительную деятельность, умение делать выводы, умозаключения;

-воспитывать у детей любовь к сказкам, на образе сказочных героев воспитывать у детей трудолюбие, послушание, доброту.

Словарная работа: ввести в лексикон детей слова: печь, жернова, лён, вытрепать, прясть, веретено, ткань, цеп, серп, чугун, ухват.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „В гостях у Домовёнка Ставроши“» размещена в разделах

Предшествующая работа: -чтение сказок "Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и жерновцы", "Крошечка-Хаврошечка", "Жихарка", рассматривание иллю-страций к ним;

-экскурсия в мини-музей "Русская изба" (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян);

-проведение дидактических игр: "Что лишнее?", "Собери слова в пословицу", "Найди отгадку среди экспонатов";

-проведение игр-драматизаций по знакомым сказкам;

-изготовление атрибутов, пальчикового театра по сказкам.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал: лист с загадкой; рисунки косы, жерновов, цепа, сеятеля, пахаря; серп; колосья; зерно хлебных злаков; сито, чугунок; ухват; мука, веретено; кукла- домовёнок Ставроша; набор картинок для дидактической игры "Разложи по порядку" (обработка льна); чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, листы картона с прорезями и полоски цветного картона (для плетения коврика); рассказ К Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: (усаживая на стол куклу).

Домовёнок Ставроша живёт в нашем детском саду. Частенько он заглядывает в группы, интересуется нашими делами. Но чтобы не мешать никому, прячется.

Сегодня Ставроша пришёл к нам потому, что мы будем говорить о сказках, которые ему очень нравятся. А вы любите сказки? Почему? (Ответы детей).

Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свете свечи дети - кто на лавке, кто на печи - слушали бабушкины сказки.

В сказке много фантастического, выдуманного. И вместе с те м они всем хорошо понятны, ведь в них говориться о стремлении человека к счастью, о доброте, дружбе, осуждаются жадность, зависть, трусость. Как вы думаете, кто сочинял сказки? (Ответы детей).

Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Такие сказки называются народными. Читая их, мы узнаём о жизни крестьян в старину, об их труде.

Вспомните сказки, в которых говориться о труде крестьян. ("Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и жерновцы", "Жихарка", "Крошечка- Хаврошечка".)

Скажите, что делал отец Мальчика с пальчик на поле, когда тот принёс ему еду? (Отец пахал землю). Чем он пахал землю? (Ответы детей). Воспитатель наклоняется к Ставроше, делает вид, что слушает его шёпот.) Ставроша

говорит: "Правильно, отец мальчика с пальчик пахал сохой, в которую была впряжена лошадь. " (Показываю иллюстрации с изображением пахаря и сохи.)

Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях-железо. Вот какое есть про неё стихотворение:

Деревянные рожки,

Железные ножки,

Шла ковыляла,

Спину гнуть заставляла.

Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть

спину.

Вспомните, как заканчивается сказка "Мальчик с пальчик"? (Мальчик с пальчик обманывает купившего его жадного барина и возвращается к отцу.)

А как можно назвать Мальчика с пальчик? Какой он? (Сообразительный, находчивый.) Почему вы так думаете? (Рассуждения детей).

-Ребята, а сейчас послушайте отрывок из сказки, который для вас приготовил Серёжа. (Ребёнок показывает пальчиковый театр по сказке "Мужик и медведь".)

Скажите, что это за сказка? (Ответы детей). Правильно. Мужик сеял репу и рожь, потом делился урожаем с медведем. Что получал медведь, а что мужик? (Ответы детей).

Посмотрите как сеял мужик. (Показываю рисунок.)

Выросла рожь и приехал мужик урожай собирать. А с помощью чего он убирал урожай вы узнаете, если отгадаете загадку. (Ребёнок загадывает загадку.)

"Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. " (Коса.)

В старину мужики косили косой не только траву, заготавливая сено для скота, но и пшеницу. (Показываю иллюстрацию.)

А как они назывались? (Косари.)

Проводится физпауза «Косари»

Тишина стоит вокруг.

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда!

Делай "раз" и делай "два".

Женщины убирали пшеницу-жали с помощью серпа. (Показываю серп.) А как называли таких женщин? (Жницы.)

Правильно, про серп говорили: "Маленький, горбатенький по ниве пробежал, каждый колос задрожал".

Девочки, покажите Ставроше, как вы умеете жать серпом. (Девочки вместе с воспитателем имитируют движения жницы. В руках у воспитателя серп.)

Ставроша хвалит вас, говорит, что вы умелые косари и жницы.

Собрал мужик рожь и повёз урожай на базар-продавать. Как вы думаете, что он повёз на базар-колосья или зёрна? (Демонстрирую колосья и зёрна. Ответы детей.) Конечно же, зёрна. Как их доставали из колосков? (Рассуждения детей.) Колосья обмолачивали с помощью цепов. (Демонстрирую иллюстрацию.) А кто знает загадку про цеп? Ребё нок загадывает загадку:

"Над головой вертятся и в руках крутятся, стучат, гремят и всё говорят: то-то-мы, то-томы. "

Из сказок мы узнали, как раньше пахали землю, как сеяли, собирали и обрабатывали рожь и пшеницу.

Ребята, а сейчас послушайте и скажите отрывок из какой сказки разыграют нам Юля и Рома?

(Дети драматизируют отрывок из сказки “Петушок и жерновцы". Ответы

детей.)

'Правильно, эта сказка называется "Петушок и жерновцы". Скажите, о каком приспособлении говориться в сказке, с помощью которого можно молоть зерно? (Жернова.) Доскажите загадку:

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идёт оно.

А зовут его.

Дети: Зерно.

Воспитатель: Зёрна перетирали в муку жерновами. (Показываю иллюстрацию.) Домовёнок Ставроша приготовил для вас загадку:

Брат брата трёт,

Белая кровь течёт. (Жернова и мука.)

Правильно. Мука высыпается из отверстия в жерновах в посудину.

Чтобы испечь мягкий, пышный хлеб, муку надо просеять. Что для этого используют?

Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки, которые для вас приготовили Яна и Вова:

Сотни глаз, а сам слепой,

Засорил глаза мукой. {Сито.)

Кругло и широко.

Дыр много, а пролезть нельзя. (Сито.)

Обе эти загадки о сите, с помощью которого просеивают муку. Есть ли этот предмет у нас в группе среди экспонатов? (Дети находят сито.)

Как заканчивается сказка про жирновки? (Петушок помогает деду с бабой перехитрить богатого барина.)

Смололи муку в жерновах, просеяли через сито. Что из муки можно испечь? (Ответы детей.)

Правильно, хлеб, пироги, оладьи. В знакомой вам сказке маленький человечек Жихарка очень умело пёк хлеб в печке. Когда хлеб был готов он варил вкусные щи. В чём Жихарка варил щи? (Ответы детей.) Да, в чугуне. Найдите его среди экспонатов в группе. (Дети находят чугунок.) В печке горячо, руками чугун туда не поставишь. Как он будет ставить чугунок? (С помощью ухвата.)

Вот про него говорили: "Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. " Как можно назвать Жихарку? (Умелый, трудолюбивый. Ответы детей.)

Правильно, он работящий, умелый.

Проводится физпауза "Жадный пёс. "

Жадный пёс,

Дров принёс,

Печь затопил,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Испёк пирожок,

Отнёс в уголок И съел сам! Ам!

В сказке "Крошечка-Хаврошечка" говориться о девочке, которая была, как и Жихарка, очень трудолюбива. Но жилось ей не сладко: она и варит, она и прибирает,

она и ткёт, и прядёт. Кто жалел девочку и помогал ей прясть, ткать и белить полотно? (Коровушка.)

Что в руке у Ставроши? (Беру лист с загадкой.)

Тут написана загадка, которую домовё нок предлагает вам отгадать:

Синий цветочек,

Мал-малёчек,

В землю малый ушёл,

В синей шапочке пришёл. (Лён.)

Ставроша согласен свами-это лён. Для чего нужен лён?

Вспомните в каком рассказе говориться о том, как выращивали лён? А теперь поиграем в игру "Разложи по порядку. ”

Вы должны разложить картинки, на которых изображены действия людей со льном, чтобы было понятно, как из льняного семечка "получается рубашка. " ( Дети раскладывают картинки в таком порядке: сеют семена-лён выросшего выдирают с корнем-вымачивают в реке-высушивают на лугу-треплют-чешут-прядут нитки-ткут холст-полотно-шьют рубашку.)

Из льна получают льняные нитки. Если нитка длинная, она легко запутывается. Чтобы этого не произошло, люди придумали простое приспособление. Отгадайте какое:

Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь.

Ставроша принёс веретено, чтобы вы его хорошенько рассмотрели.

А теперь Ставроша приглашает всех детей в свою сказочную мастерскую. (Дети садятся за столы.)

Сейчас попробуйте нарисовать веретено и сплести коврик из бумаги. (Дети выполняют задания по своему выбору.)

Как хорошо вы сегодня поработали, как много всего узнали и вспомнили! Теперь можно отдохнуть, попеть, хоровод поводить. (Образуют круг, поют, слова сопровождают соответствующими движениями.)

Уж я сеяла, сеяла ленок.

Припев: Лён мой зеленой

При горе крутой,

Ты удайся, удайся ленок.

Я полола, полола Ленок.

Припев:

Я мочила, мочила ленок.

Припев.

Припев:

Я сушила, сушила ленок.

Я трепала, трепала ленок.

Припев:

Я чесала, чесала ленок.

Припев:

Уж я пряла, я пряла ленок.

Припев:

Уж я ткала, я ткала ленок.

Припев:

А я сшила, я сшила наряд.

Припев:

Итог занятия провожу от лица домовёнка Ставроши. В конце предлагаю Ставроше остаться в гостях у детей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «В гостях у сказки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 117 Выборгского района г. Санкт-Петербург.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшего возраста «Незнайка в гостях у юных художников» Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшего возраста «Незнайка в гостях у юных художников»Ход:Дети входят в зал.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя семья» Задачи. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Светофорчика» для детей средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «В гостях у Светофорчика» для детей средней группы. Виды детской деятельности:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности «В гости к волку» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности «В гости к волку» (по слайдам и моделям) Цель: формирование.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Мухи-Цокотухи» (старший дошкольный возраст) Цель: формирование представлений о посуде, её видах. Задачи: 1. Обучающие: уточнить и расширить знания детей о посуде, способствовать умению.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у сказки» (вторая младшая группа) Цели: вспомнить с детьми знакомую русскую народную сказку «Заюшкина избушка», вызвать желание рассказать о том, что случилось с героями.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Угощение для домовёнка Кузи»Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Угощение для домовёнка Кузи» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие»,.

«В гостях у Айболита». Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе в области  «Познание» Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Краски Феи Осени»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Краски Феи Осени» Образовательная область: музыка Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, безопасность, чтение художественной.

Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Домовёнка Ставроши»
Опубликовано: 5 июля 2016 в 22:04
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности «В гостях у Домовёнка Ставроши»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Шиман (УИ 48942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД