Ирина Коновалова
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Ай да картошечка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23» Октябрьского района г. Саратова
410017 г. Саратов, ул. Шелковичаня 25/36, т/ф 8(452)20-07-21 E-mail : S15EM @yandex.ru
Конспект
непрерывная образовательная деятельность
Тема: «Ай, да картошечка!»
Примерная основная общеобразовательная программа : «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Подготовили:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе „Ай да картошечка!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Коновалова Ирина Александровна, воспитатель;
Гусенова Ольга Магомедовна, заведующий.
Саратов, 2015
Образовательная область «Познавательное развитие».
Раздел «Ознакомление с природой».
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о картофеле и его значении в жизни людей.
Задачи:
Образовательная :
Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле, как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Развивающая:
Развивать способности к поисковой деятельности : выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.
Воспитательная:
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Оборудование и материалы:
Стихи, пословицы, поговорки и загадки о картофеле.
Клубни картофеля разных сортов.
Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.
Терка. Крахмал, мука, лупы. Накрахмаленная салфетка. Кисель.
Полотенце для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Интеграция образовательных областей :
Образовательная область : «Речевое развитие».
(Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок. “Эта забавная картошка” (сказка)
Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие».
(Изготовление картофельных куколок, конкурс детского рисунка «Мисс Картофелина»)
Образовательная область : «Социально-коммуникативное».
Проведение прогулок-наблюдений на огород.
Разработка конспекта занятия.
Организационный компонент. В соответствии с СанПиНом
Планируемый результат: активизация совместного сотрудничества у дошкольников. Расширение кругозора.
Участники: дети старшей группы; воспитатель – Коновалова Ирина Александровна.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
Воспитатель вносит в группу шкатулку и спрашивает: «Ребята, чья это такая красивая шкатулка? Ой смотрите, а к ней прикреплена записка, давайте ее прочитаем».
Читает:
«Друзья, здесь лежит продукт для вас,
Который скажет вам сейчас
О том какой он не простой,
О том как вкусно кормит нас!
Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ?»
Правильно о картофеле.
Играют.
Дети в недоумении, никто не знает, чья шкатулка.
Слушают,смотрят.
Размышляют, отвечают:
«О картофеле».
II. Основной этап.
Воспитатель читает стихотворение:
«В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне-
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе.
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище….
Многое должны узнать
И уже пора начать».
Далее воспитатель рассказывает детям историю возникновения картофеля на Руси, о том как сначала использовали его и как крестьянам пришла мысль запекать картофель.
Пришло время отгадывать загадки, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Отгадай загадку».
Воспитатель загадывает загадку и бросает мяч.
«Вот соль тебе,
Вот хлеб и ложка –
Сварилась к ужину….»
«Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли
Ели и хвалили….»
«И зелён и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …»
«Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
Это чудо плод….
Её едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка –
Везде присутствует …
Воспитатель предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о картофеле.
Физкультминутка:
А теперь прошу всех встать,
Что скажу, то повторять:
Руки вверх и подтянулись,
Наклонились разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Далее воспитатель предлагает детям рассказать, каким образом сажают картофель.
Воспитатель задает вопросы:
«Какого он цвета?
А какой он формы?
Какой на ощупь?
Опасен ли зеленый картофель?»
Воспитатель проводит игру:
«Собери урожай»
Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете, как растёт картофельный куст.
Ветер сильный дует — качайте вытянутыми в стороны руками.
И грохочет гром — потопаем ногами.
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.
Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.
Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию
Перед проведением опыта проводит беседу о пользе картофеля и задает наводящие вопросы о свойствах картофеля :
«Из чего состоит картофель?»
«Почему сваренный картофель рассыпчатый?»
«А как вы думаете, для чего нужен крахмал?»
«Что общего между киселём и белой салфеткой?»
(Если дети затрудняются с ответами, то помогает)
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём. Объясняет, что в одном стакане крахмал, из которого варят кисель и салфетка сохраняет форму тоже благодаря крахмалу.
«Кто видел крахмал?»
«Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?»
Опытно — экспериментальная деятельность :
Воспитатель показывает опыт. Натирают картофелину на тёрке, кладут в марлю и отжимаютсок в тёмную керамическую тарелку. Натертую картофельную кашицу размешивают в воде и отстаивают.
Результат: вода стала беловатой, мутной;
«Почему вода стала мутной, что придает ей такой цвет?»
Воспитатель проводит беседу о пользе крахмала
Слушают.
Внимательно слушают, стараются понять и запомнить.
Ребенок должен отгадать и одновременно поймать мяч.
-Картошка.
-Картошку.
-Картошка.
(артошка.
(картошка)
Дети рассказывают пословицы и поговорки о картофеле :
Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Вместе с воспитателем занимаются физминуткой.
Дети рассказывают о процессе посадки картофеля.
После этого, по просьбе воспитателя дети берут в руки картофель и рассматривают его.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы.
Дети повторяют слова и движения за воспитателем.
Проходят к лабаратории.
Беседуют с воспитателем и отвечают на его вопросы.
Рассматривают салфетку и стакан.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы.
Дети по желанию показывают опыт.
Через некоторое время рассматривают загустевший сок – появился крахмал.
Ответы детей на вопросы воспитателя.
III. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель предлагает обсудить все,что они увидели.
Воспитатель:
«Ребята, вам понравилось занятие?»
А сейчас мы поиграем.
Подвижная игра «Огородник»
- Ах, картошка, ты, картошка.
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым целый год!
Ребята вы сегодня молодцы, хорошо поработали.
Спасибо вам за активное участие.
Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о том, из чего состоит картофель, о его пользе и освойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.
Ответы детей.
Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» — «Огородник» — «Зачем пришёл?» — «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребё нок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.
Самоанализ проведенной НООД
Коноваловой Ирины Александровны
Добрый день, уважаемые коллеги.
Вашему вниманию предлагается анализ непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы «Ай да картошечка!»
Непрерывная образовательная деятельность была проведена в форме группового занятия, с элементами игры и экспериментальной деятельности.
В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно - речевым. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы, познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование, чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (пословицам, загадкам, стихам, физической культуры —проведение подвижных игр и физкультминуток.
На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы, и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы, таблицы).
Работа с детьми.
Прием неожиданности появления шкатулки в начале занятия позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес не только к подвижным играм, но и активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.
Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомый им картофель.
Работа с родителями: провести небольшую беседу с пояснением того, какая работа была проведена с детьми, рассказать о результатах конкурса рисунков «Мисс Картофелина», который был проведен ранее, а так же рассказать домашнее задание: (Посадить дома с ребенком клубень картофеля так, что глазок был виден над землей, ухаживать за ним и наблюдать рост до появления маленьких новых клубеньков, делать выводы и заполнять их в виде таблицы)
неделя Описание фазы роста
Таблицу принести в детский сад, где будут сделаны совместные с детьми выводы.
Вывод по занятию:
По – моему мнению структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.
Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физических, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия).
Непосредственную образовательную деятельность я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение).
Характеристика педагога:
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
Части образовательной деятельности были логически связаны друг с другом.
Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.
Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Считаю, что мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с детьми.
Вывод:
Я считаю, что поставленные мною задачи реализованы.
Своей сильной стороной в образовательной деятельности, считаю:
- умение создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия;
- доступность изложения материала;
- динамичный характер деятельности детей;
- создание условий для развития творческих способностей детей через художественную деятельность.
С сожалением могу отметить, что недостаточное внимание было уделено:
- активизации речи детей;
- контролю правильной осанки детей.
В дальнейшем планирую:
• повышать свое педагогическое мастерство в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми.