Марина Лобастова
Конспект НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Космос».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- уточнять и активизировать знания детей о космосе;
- формировать фонематические представления;
- знакомить с многозначностью слов;
- упражнять в подборе родственных слов;
- устранять аграмматичное употребление слов и предложений;
- развивать общую и мелкую моторику, любознательность, память, внимание;
- воспитывать гордость за свою страну, открывшую дорогу в космос.
Оборудование: презентация.
Ход НОД
1. Организационный момент. (слайд 1-пустой)
Публикация «Конспект НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Космос“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Логопед. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие. А куда, вы догадайтесь по тем звукам, которые я произнесу: К, О, С, М, О, С. (Космос.) Правильно, мы отправимся в космическое путешествие.
2. Основная часть.
Сообщение нового материала.
- Ребята! Каждый год 12 апреля наша страна отмечает знаменательную дату. Чем же так замечателен этот день? 12 апреля 1961 г. произошло важное событие – впервые человек побывал в космосе. И этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. (пробел)
- Кто скажет, как называется планета, на которой мы живём? (Дети отвечают.) Мы живём на планете Земля, значит, мы кто? (Земляне.)
- А сейчас послушайте слоги и назовите транспорт, на котором мы отправимся в полёт: «КЕ – ТА – РА». (Ракета.) (слайд 2) Мы с вами полетим в космос на ракете, значит, мы кто? (Космонавты.) На какой ракете полетим? (Полетим на космической ракете.) А ещё космическую ракету можно назвать звездолётом. Из каких двух слов состоит это слово? (Летать и звёзды.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Динамическое упражнение «Невесомость».
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Все вы за руки возьмитесь,
В круг скорее становитесь.
- Внимание! Всем приготовится к полёту! (слайд 3)
- Закройте глаза. Наша ракета летит с огромной скоростью. Руки, ноги, всё тело становятся тяжёлыми. Откройте глаза. Мы находимся в состоянии невесомости.
(Дети стоят на одной ноге, делая медленные подъёмы рук в стороны – вверх с выносом прямой ноги в различных направлениях. Упражнение повторяется при смене ноги.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Рассказ о планете Земля. (слайд 4)
- Вот так выглядит планета Земля. Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и всё, что её окружает, называется Вселенной или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Ознакомление с многозначностью слова «земля».
- Ещё раз скажите, как называется наша планета? (Наша планета называется Земля.) (слайд 5)
- Что пашет трактор? (Трактор пашет землю.) (пробел)
- Что говорит капитан корабля, увидев берег? (Капитан корабля, увидев берег, говорит «Земля!».) (пробел)
- Вы, наверное, заметили – одно и то же слово земля обозначает и планету и почву, на которой выращивают растения, и берег, куда причаливают корабли.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Слова-братья» (формирование семантического поля слова «земля»).
- У каждого слова есть «слова-братья». Послушайте предложения и найдите в них «слова-братья» к слову «земля». (слайды 6-7)
В лесу спеет душистая земляника.
Старик со старухой жили в своей землянке.
Земляне берегут свою планету.
Гномы ищут клады в подземелье.
Метро – это подземный вид транспорта.
Арахис – земляной орех.
- Сейчас проверим память. (Дети повторяют «слова-братья».)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Планеты, стройся!». (слайд 8)
- Вот мы и добрались до планет Солнечной системы. Кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружатся ещё 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Запомнить названия и очерёдность планет поможет пальчиковая игра «Планеты».
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Хлопни, топни». Определение наличия звука в слове.
- Если в названии планеты есть звук «р», хлопайте в ладоши, если нет – топайте.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Продолжение беседы о космосе.
- Предлагаю послушать стихотворение «Созвездия». (слайд 9)
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
- Звёзды – огромные светящиеся огненные шары. (слайд 10) Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звёзды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Свет звёзд похож на свет фонаря: днём его затмевает Солнце. Поэтому, звёзды можно увидеть только ночью.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Физкультминутка. (слайд 11)
- Ребята, знаете ли вы, как называется костюм космонавта? (Костюм космонавта называется скафандр.) В таком костюме ходить очень неудобно. Движения космонавтов напоминают движения роботов. Представьте себе, что сейчас на вас скафандры, ведь мы же в космосе! Представили? Итак …
(Логопед подаёт команду, а дети, подражая движениям роботов, выполняют ее.)
Пять шагов вперёд:
- руки в стороны;
- руки вверх;
- наклонились;
- выпрямились;
- присели;
- встали;
- повернулись кругом.
Пять шагов назад:
- повернулись кругом;
- руки по швам;
- сняли скафандры.
3. Заключительная часть.
Логопед. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, в детский дом. Усаживаемся на свои места и летим обратно. (слайды 12-13)
Наш закончился полёт,
Приземлился звездолёт.
Кто собой доволен,
Руку поднимите,
На пальчиках оценку
За занятие покажите.
(слайд 14-пустой)
Логопед. Где мы сегодня побывали? Чем занимались? Что больше всего понравилось?