Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- совершенствовать лексический запас по данной теме;
- упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям, в образовании существительных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- закреплять умения детей пересказывать небольшие по объёму рассказы с опорой на последовательность происходящих действий;
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать слуховое внимание, чувство ритма, логическое мышление, память, внимание, координацию речи с движением; общую и артикуляционную моторику, длительный и плавный выдох;
- воспитывать любовь к насекомым.
Оборудование: презентация, мяч, зеркала и раскраски с изображением бабочек по количеству детей, «муравейник», счётные палочки.
Ход НОД
1.Организационный момент. «4 лишний» не бывает лишним.
(слайд 1-пустой)
На лужайке шум, веселье:
Жук устроил новоселье.
Всех друзей он пригласил,
И за стол их усадил.
Здесь комар и воробей,
Здесь трудяга-муравей.
Кузнечик чуть не опоздал –
Последним в гости прискакал.
Жук взирает с удивлением:
Кто пришёл без приглашения?
Дети. Без приглашения пришёл воробей.
Логопед. Почему? (Воробей – это птица, а все остальные – насекомые.) Продолжаем говорить о … насекомых.
2.Основная часть.
Игра с мячом «Назови ласково». Задача ребёнка: назвать насекомое ласково.
Муравей - … муравьишка.
Комар - … комарик.
Гусеница - … гусеничка.
Пчела - … пчёлка.
Жук - … жучок.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Почини слово».
(слайд 2)
Логопед сообщает детям, что «дождик размыл» слова. Их надо восстановить.
Ха-му - … муха.
Ра-вей-му - … муравей.
Мар-ко - … комар.
Чок-жу - … жучок.
За-стре-ко - … стрекоза.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Знакомство со словом «улей».
(слайд 3)
На опушке – дом другой.
В нем живет пчелиный рой.
Этот дом всегда гудит,
Будто сам к цветку летит.
Н. Томилина
- Как называется этот дом? (Улей.) Кто в нём живёт? (Пчёлы.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Отгадай загадку».
С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
Чемпион по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик.)
(слайд 4)
Упражнение «Кузнечик». Прыжки (ноги в стороны – ноги вместе, на двух ногах, с ноги на ногу, произнося «цык!», в чередовании с ходьбой.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Отгадай загадку».
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи.)
(слайд 5)
Работа с картинным материалом.
- Послушайте рассказ «Муравьи» (одновременно рассматривая серию картинок).
(слайд 6)
1. Муравей нашёл большое зерно.
2. Он не мог тащить его один.
3. Муравей позвал на помощь товарищей.
4. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.
Затем логопед убирает картинки и задаёт вопросы.
(слайд 7-пустой)
- Вспомните 1 картинку и назовите только слово-действие. (Нашёл.)
- Вспомните 2 картинку и назовите 2 слова-действия. (Не мог тащить.)
- Вспомните 3 картинку и назовите слово-действие. (Позвал.)
- Вспомните 4 картинку и назовите слово-действие. (Притащили.)
Потом дети ещё раз называют все слова-действия по порядку: нашёл, не мог тащить, позвал, притащили.
- Сколько предложений в рассказе? (Могут ответить либо 4 либо 5, опираясь в 1 случае на картинки, во 2 – на количество действий. Пусть объяснят.)
- В каких предложениях по 1 слову-действию? (По одному слову-действию в 1, 3 и 4 предложениях.)
- В каком предложении 2 слова-действия? (2 слова-действия во 2 предложении.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Двигательное упражнение «Муравьи».
Муравей трудолюбивый
Дети шагают на всей стопе.
Еле тащит прутик ивы.
Он устал, он изнемог,
Шагают в приседе.
Но другой ему помог.
Оба дружно, через ельник
Ходят за ведущим «змейкой»,
положив правую руку на плечо впереди стоящего товарища.
Прутик тащат в муравейник.
Знает каждый муравей:
Маршируют.
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
Даже горе – не беда.
Е. Любимов
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Пересказ рассказа «Муравьи».
- Что слышали, то и говорите (т. е. ничего не прибавляется и не уменьшается, т. к. это пересказ, а не сочинение.)
Может быть коррекция текста в момент пересказа.
Например: «Муравей тащил зерно».
- Он не мог тащить зерно один. Почему? (Он не мог тащить его один, потому что оно большое.)
- Значит, надо добавить слово «большое» в 1 предложении.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Муравейник».
Кто такой построил дом?
Мы осмотрим всё кругом.
Можно внутрь заглянуть,
Если на него подуть.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопедическая гимнастика «Муравьи».
«Муравьи спят» (на активизацию мышц мягкого нёба). Храпеть на вдохе и выдохе (подражание спящему).
«Муравьи играют язычком» (на развитие умения управлять языком). Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно распластанным («лопатой») и узким («иголочкой», стараясь, чтобы губы оказались неподвижными.
«Муравьи угощаются ягодками» (на укрепление кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённый язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. При выполнении упражнения челюсть и губы должны быть неподвижны.
3. Заключительная часть. Игра со счётными палочками «Угадай, кто?» Логопед задаёт вопрос: «Кто жужжит? (Жук.) Кто звенит? (Комар.) Кто порхает? (Бабочка.) Кто ползает? (Гусеница.) Кто собирает пыльцу? (Пчела.) Кто плетёт паутину? (Паук.) Кто жалит? (Оса.) Кто прыгает? (Кузнечик.) Кто живёт в муравейнике?» (Муравьи.)
Дети должны дать максимум ответов, за каждый из которых они получают палочку.
У кого палочек больше – тот победил.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Вот и закончилось занятие. Что понравилось? Что было трудно?
(Логопед дарит раскраски с изображением бабочек.)