Марина Лобастова
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема
Задачи:
- уточнять и обобщать знания детей о транспорте;
- закреплять понятия «транспорт» и «слово-признак», знания о видах транспорта, названия транспортных средств;
- формировать фонематические представления, предложно-падежные конструкции, умения выделять существенные признаки предметов, отвечать на вопрос полным предложением;
- совершенствовать навыки словообразования;
- развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением, чувство ритма, глазодвигательные функции, операции обобщения, классификации, конкретизации, сравнения, анализа;
Публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- устранять аграмматичное использование слов в связном высказывании;
- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта.
Оборудование:презентация.
Ход НОД
1. Организационный момент. (слайд 1-пустой)
Логопед. Здравствуйте, ребята! Сначала пожелаем друг другу здоровья, поздороваемся. (Дети берутся за руки и пропевают слово «здравствуй!»: первый слог низко, одновременно подняв руки, второй высоко – опустив руки.)
2. Основная часть.
Знакомство с новой темой.
- Послушайте рассказ:
«Летом Ваня собрался отдохнуть на море. Вышел Ваня из дома, дошёл до остановки, (пробел) сел в автобус и доехал до железнодорожного вокзала. (пробел) Сел на поезд, доехал до другого города, а там (пробел) пересел в автомобиль, доехал до аэропорта. В аэропорту (пробел) сел в самолёт, долетел до города Сочи, (пробел) сел на мотоцикл и доехал до порта. (пробел) Сел на катер и доплыл на нём до пляжа».
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о транспорте.)Если дети затрудняются ответить на вопрос, логопед ещё раз читает рассказ, но уже выделяя голосом слова, обозначающие транспорт.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа.
- Что такое транспорт и для чего он нужен?(Транспорт – это средство для перевозки людей и груза.)
- Существует наземный транспорт. Это транспорт, который передвигается по земле. Какой транспорт относится к наземному? (К наземному транспорту относится автомобиль. И т. д.)
- Существует водный транспорт. Это транспорт, который передвигается по воде. Какой транспорт относится к водному? (К водному транспорту относится лодка. И т. д.)
- Существует железнодорожный транспорт. Это транспорт, который передвигается по железной дороге. Какой транспорт относится к железнодорожному?
(К железнодорожному транспорту относится поезд. И т. д.)
- Существует подземный транспорт. Это транспорт, который передвигается под землёй, в метро. Какой транспорт относится к подземному? (К подземному транспорту относится поезд.) Подземный транспорт самый удобный для перевозки людей в больших городах.
- Существует воздушный транспорт. Это транспорт, который передвигается по воздуху. Какой транспорт относится к воздушному? (К воздушному транспорту относится самолёт. И т. д.)
- «Водный, воздушный, наземный, подземный, железнодорожный» - это слова-признаки, которые отвечают на вопрос «Какой?». (Показывается схема слова-признака.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Отремонтируй слово».
- Транспорт иногда, к сожалению, ломается и требует ремонта. «Отремонтируйте» слова: дозеп, суботав, мосалёт, тобильмоав, терка, циклтомо.
(слайд 2-пустой)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Координация речи с движением.
Ед-ед-ед – где же мой велосипед?
Хлопки в ладоши.
Да-да-да – быстрая езда.
Скользящие удары ладонями друг о друга («тарелочки»).
Али-али-али – нажимаю на педали.
Поочерёдные хлопки по коленям.
Аль-аль-аль – быстро мчусь я вдаль.
Удары по коленям одновременно двумя руками.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнение «Кто чем управляет?».
- Ребята, скажите мне, кто чем управляет.
(пробел) Автобусом управляет … водитель.
(пробел) Грузовиком … шофёр.
(пробел) Поездом … машинист.
(пробел) Вертолётом … вертолётчик.
(слайд 3) Самолётом … летчик.
(пробел) Кораблём … капитан.
(пробел) Мотоциклом … мотоциклист.
(пробел) Велосипедом … велосипедист.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
(слайд 4-пустой)
Зрительная гимнастика.
- Водитель, который управляет автомобилем, должен хорошо видеть и знать правила дорожного движения. Представьте, что вы водители, и выполните упражнение для глаз.
Дети смотрят на свой указательный палец, удалённый от глаз на расстояние 25-30 см, и на счёт «1-4» приближают его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счёт «1-6». Повторяют 4-5 раз.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Отгадай загадку».
Логопед загадывает загадку и задаёт вопросы по её содержанию, добиваясь от детей ответов полным предложением.
- О каком виде транспорта эта загадка? Почему вы так думаете?
- С кем сравнивают этот вид транспорта?
- Какие действия этого транспорта перечислены в загадке?
- Указание на какие детали (части) помогли вам отгадать загадку?
Огромная птица
По воздуху мчится.
У неё два крыла
И хвост большой,
Как у орла.
(Самолёт.)
(пробел)
У него острый нос.
Крыльев нет и нет колёс.
Мчится он во весь опор,
Словно быстрый метеор.
(Катер.)
(пробел)
Как у Карлсона, пропеллер.
И мотор, как у него.
Хоть не ест совсем варенья,
А летает высоко.
(Вертолёт.)
(пробел)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Работа с презентацией. Предложно-падежные конструкции. (слайд 7)
- От чего отъехала машина? (Машина отъехала от дома. И т. д.)
- Какое одно и то же слово повторялось в каждом предложении? (Слово «от».)
- Откуда вышел мальчик? (Мальчик вышел из автобуса. И т. д.)
- Какое одно и то же слово повторялось в каждом предложении? (Слово «из».)
- Эти короткие слова «от» и «из» называются предлогами.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Что здесь лишнее?». (слайды 8-10)
Педагог показывает детям картинки с изображением транспорта. Ребёнок должен назвать лишний, объяснить, почему он лишний, и как одним словом назвать все остальные.
Самолёт, вертолёт, ракета, катер.
Поезд, автомобиль, грузовик, автобус.
Лодка, парусник, велосипед, корабль.
(слайд 11-пустой)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Вот и закончилось занятие. О чём мы сегодня говорили? Что нового
узнали? Что было трудно?