Светлана Кожарина
Конспект НОД детей по развитию речи во второй младшей группе на тему «Составление описательного рассказа «Домовенок Кузя»
Конспект НОД детей по развитию речи во второй младшей группе на тему
Интеграция образовательных областей: Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.
Задачи: развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием сюжетной игрушки (литературный персонаж - Домовенок Кузя); формировать умение понимать поставленную задачу; закреплять навыки правильного произношения; правильно регулировать темп и силу голоса; развивать грамматический строй речи.
Публикация «Конспект НОД детей по развитию речи во второй младшей группе на тему „Составление описательного рассказа „Домовенок Кузя“» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Предварительная работа: чтение сказок о Домовенке Кузьке Александровой Т. И. Демонстрационный материал: портрет Александровой Татьяны Ивановны (детская писательница); книги о Домовенке Кузе; сюжетная керамическая, или из другого материала, игрушка - Домовенок Кузя; игрушка - Баба Яга, шкатулка.
Методические приемы: игровая ситуация (сюрпризный момент, беседа-диалог, познавательный рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций (портрет писательницы, книги о Домовенке Кузе, физкультминутка «Совушка-сова», «Раз, два, три, четыре, пять», чтение стихотворений «Домовенок».
Ход НОД:
1. Познавательный рассказ воспитателя о том, кто такой домовой, и о появлении литературного персонажа Домовенка Кузи.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Баба Яга. Пришла она не одна. Познакомиться с ее другом вы сможете, если отгадаете загадку об этом госте.
Тихо-тихо, словно мышка, в доме бегает мальчишка. Очень маленького роста. Кто же он?
Дети: Домовенок!
Воспитатель: Правильно, это Домовенок. Посмотрите, а вот и он! Воспитатель достает из шкатулки игрушку - Домовенка.
Воспитатель: Ребята, мы уже познакомились с этим героем. О нем мы знаем из сказок, которые читали. Помните? Назовите, пожалуйста, те истории, о которых мы читали.
Дети называют. Если дети затрудняются назвать истории, воспитатель напоминает.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы узнаем много интересного о Домовенке Кузьке, я расскажу вам кто такой Домовой. Вы знаете, кто такой Домовой?
Ответы детей. ,
Воспитатель: Ребята, домовой - это домашний дух. В старые времена домовых величали по-разному (Дух-хранитель, Запечник, Дедушка, но всегда с почтением и уважением, старались задобрить его. При переезде обязательно звали домового с собой на новое жилье.
Домовой охраняет дом, его хозяев от бед и несчастий, следит за порядком. Он проявляет заботу о том, чтобы никто не ссорился, не болел. Домовой никому не делает зла, иногда может только пошутить. Если вдруг вы обнаружили, что пропала какая-нибудь вещь, значит домовой шалит, перекладывает вещи с места на место. Тогда Домового надо угостить чем-нибудь сладеньким: кусочком сахара, печеньем или положить чуточку сливочного маслица. И вскоре потерянная вещь вернется на место. Домовой невидим, но его может увидеть кошка, маленький ребенок или пожилой человек. Домовой не любит беспорядок.
Сейчас ребята немного отдохнем.
Физминутка.
Совушка-сова - большая голова.
На пеньке сидит, головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем «скок-скок-скок»,
Прыгнем, хлопая хлоп-хлоп.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то заскучал наш гость. Напомните мне, кто это?
Дети: Домовенок Кузька.
Воспитатель: (говорит за Кузьку)
Эгее -охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите? Я к вам в гости пришел. Вы меня ждали?
Дети: Да!
Воспитатель (говорит за Кузьку) : Ребята, отгадайте, откуда я пришел к вам?
Ответы детей.
Воспитатель (говорит за Кузьку) : Пришел я из избушки русской, теплой да уютной. Живу в избе за печкой, сплю свернувшись я колечком. Я не кошка и не кот. Я хозяин в доме - вот!
И шутник я и затейник, лучший друг мой - старый веник!
Воспитатель: Ребята, а знаете, почему Кузькин друг старый веник?
Дети: Нет.
Воспитатель: Сейчас Кузька расскажет историю своего появления.
Воспитатель (говорит за Кузьку) : Здравствуйте, меня зовут Домовенок - Кузька. Я смешной, симпатичный и трогательный ребёнок, с копной рыжих волос, торчащих во все стороны. Нос у меня курносый, а рот до ушей, особенно когда смеюсь. Я обычный мальчишка, только маленького росточка и в огромных лаптях. Я очень добрый и стараюсь каждому помочь. Я оберегаю дом от несчастий. Больше всего я не люблю, когда надо мной смеются, со мной ругаются и дерутся. У меня есть верные друзья: Водяной, маленькая Ведьмочка, Баба Яга и Лешик.
Ребята, вы много обо мне знаете, попробуйте теперь сами составить рассказ обо мне. Но сначала отдохнем.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три!
Согнем левую ножку, Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой,
И все дружно вместе встали (Встали).
После физминутки дети составляют описательный рассказ по игрушке Домовенок Кузя.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Сегодня постарались. В завершении нашего занятия я прочитаю вам стихотворение «Домовенок» :
Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька - домовёнок.
Живет он в доме том.
Кто сегодня утром рано
Вытер лужу из-под крана?
Кто цветы полил из кружки,
Смел всю пыль, сложил игрушки?
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька - домовёнок
Помощник в доме том.
А когда тарелки бьются,
Стены в доме все трясутся
Кто сказать вам что-то хочет,
Рассердился и грохочет?
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька - домовёнок
Грохочет на весь дом.
Как же с ним вам помириться,
Тишины опять добиться?
В блюдце молока налейте
И конфет не пожалейте.
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька - домовёнок.
Сластена он, притом.