МААМ-картинки

Конспект НОД «Мы — россияне» в старшей группе

ксения давыдова
Конспект НОД «Мы — россияне» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель читает стихотворение в сопровождении с музыкой:

«С чего начинается Родина?

С обложки в твоём букваре

С весёлых и добрых товарищей

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.»

Вос-ль: Дети, о чём эти стихи?

А как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

(ответы детей)

Публикация «Конспект НОД „Мы — россияне“ в старшей группе» размещена в разделах

Правильно, Родина это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад. Когда вы подрастете, понятие «Родина» будет для вас значительно шире. Мы очень надеемся, что, когда вы станете взрослыми, вы будете достойными представителями своей Родины. Очень важно при этом, чтобы каждый человек умел красиво говорить и правильно выражать свои мысли. Тогда общение с другими людьми принесет вам удовольствие и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Да, дети, вы правильно сказали, что Родина для нас – это место, где мы родились, где живут наши родители, дрзуья, наш любимый город.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения

И красива и богата  

Наша Родина, ребята.  

Долго ехать от столицы  

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное

Горы, степи и леса

Рек сверканье голубое, 

Голубые небеса.

Ребята, в какой стране мы живем, как называется наша страна? (ответы)

- правильно, мы живем в России. Мы – россияне.  Россия большая страна, её населяют разные народы,

СЛАЙДЫ НАЦИОНАЛЬНОСТИ РОССИИ

.Люди между собой говорят на родном языке, но большинство из них говорит на русском языке. а русский язык- язык межнационального общения,он нас всех объединяет и сближает.

Наш основной язык – русский – красивый, богатый и могучий.

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поем им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье!

21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков.

21 февраля в 7-ой раз отмечался международный день родного языка.  Родной язык - это одновременно и культура, и образ мыслей. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило, по меньшей мере 100 000 человек. Мы живем в России, ходим в русскоязычные детские сады, школы и для нас, Россиян, русский язык является родным языком

Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов,  с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться!

В древние времена, когда люди ещё не знали письменности, они передавали информацию из уст в уста. Как вы это понимаете?

- В древние времена губы назывались устами, люди, общаясь, запоминали то, что им рассказывали и передавали следующему поколению. Так появилось устное народное творчество

Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу устно.  Народное — потому что русский народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами.

Как вы думаете, какой жанр произведений относится к устному народному творчеству? (ответы)

Вот так русские люди придумывали сказки, прибаутки, потешки, загадки, песенки, считалочки, перевертыши и небылицы, колыбельные, легенды

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ЖАНРОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Например, потешки и прибаутки нужны были для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, "успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения.

Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики и послушайте меня  внимательно:

Снег идет! Жара такая!

Птицы с юга прилетают!

Все вокруг белым-бело –

Лето красное пришло!

-Смешное стихотворение? А что в нём перевёрнуто, что смешно?

Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А давайте, мы с вами, тоже перевёртыш придумаем.

-Скажите наоборот:

Щуки плавают по дну,

Волки воют на луну.

А еще, на Руси придумывали для веселья небылицы. Небылицы это

маленькие стихотворения, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши.

Уж как по небу медведь летит,

Медведь летит, головой вертит!

А несет-то он коровушку,

Черно-пеструю, белохвостую!

А коровушка летит

Да хвостищем-то вертит,

Знай, медведю мычит:

- Давай вправо! Давай влево!

А теперь вот напрямик!

: Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о  дружбе«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о  труде«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»(Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно научиться понимать их и знать.

Пословицы и поговорки о языке:

языком не спеши, спеши делом.

язык до Киева доведёт.

слушай больше, а говори меньше.

говорит, как ручеёк журчит.

без языка и колокол нем.

А поиграть хотите?

Давайте поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота». А как мы будем выбирать водящего - «матушку»(считалочкой)

Русские дети знали много считалочек. А для чего нужны считалочки? При помощи считалочек выбирают водящего и распределяют роли в игре.

При расчете на каждого играющего приходится одно слово считалочки.

А хотите, я вам расскажу русскую народную считалочку?

Дети встают в круг, а воспитатель рассчитывает детей  считалочкой:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок,

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Считалочку разучивают, дети упражняются в расчете.

ФИЗМИНУТКА (НАРОДНАЯ ИГРА)

Русский народ сложил много сказок. Они интересны своим сюжетом, богаты красочным, выразительным, народным языком. Давайте послушаем отрывки сказок, а вы их попробуете угадать.

(Воспитатель предлагает узнать сказку, прослушав аудиозапись.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

Перед нами – в сказку дверь,

Открывай её скорей

СКАЗКИ (АУДИОЗАПИСЬ)

По-щучьему велению

Гуси-лебеди

Белая уточка

Сивка-Бурка

Никита-Кожемяка

Морозко

Садко

Воспитатель: Дети, а сейчас я вам

расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда- это произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать, но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. Легенды и предания передавались из уст в уста, от одного человека к другому. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях. Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае,

Большая часть преданий Мордовии связана с  подземельями: там ждут своего часа волшебная труба и разбойничье золото, глубоко под землей прорыты секретные тоннели и конспиративные ходы. Почти все легенды основаны на реальных исторических событиях.

Труба князя Тюшти

Самое известное предание Мордовского края связано с именем Тюшти — былинного князя (или царя) всей мордвы, жившего в X веке. По легендам, записанным краеведом XIX века Иваном Дубасовым, Тюштя жил на Зубово-Полянской земле недалеко от места, где сейчас стоит село Ширингуши. Тюштя был справедливым и могучим вождем, именно он помирил враждовавшие мордовские роды. А потом ушел (легенда не поясняет куда — может быть, на новые земли, но оставил народу свою трубу — тораму. По одной версии, торама была скрыта в ветвях деревьев, по другой — в земле. Найти тораму было суждено лишь избранному. По завету Тюшти в день, когда враги придут на его землю, людям нужно протрубить в тораму. Тогда он вернется к своему народу и накажет недругов.  

Тюштя в представлении художника Андрея Алёшкина.

И сегодня нашу беседу хочется закончить словами стихотворения:

«Язык наш прекрасный

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно – певучий.

В нём есть и усмешка

И меткость и ласка

Написаны им

И рассказы и сказки.

Страницы волшебных

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Фестиваль игр народов России «Родина гордится нами, мы с тобою — россияне!»Фотоотчет «Фестиваль игр народов России «Родина гордится нами, мы с тобою — россияне!» Россия – родина для всех, кто живет на нашей огромной территории. Но, чтоб считать себя россиянином, я считаю, надо не только жить здесь,.

Фото и видеоотчет о тематической неделе «Маленькие россияне» в старшей группеФото и видеоотчет о тематической неделе «Маленькие россияне» в старшей группе Все мы являемся гражданами великой страны. Всех нас объединяет любовь к Родине, память о предках, вера в доброе и справедливое. В старшей.

Фотоотчёт о мероприятии «Мы — россияне», посвящённом Дню Государственного флага Российской ФедерацииФотоотчёт о мероприятии «Мы — россияне», посвящённом Дню Государственного флага Российской Федерации Сегодня, 22 августа, воспитанники старших групп нашего детского сада стали участниками праздничного мероприятия «Мы - Россияне». Яркий.

Фотоотчёт об акции в ДОУ «Мы — россияне»Фотоотчёт об акции в ДОУ «Мы — россияне» Фотоотчёт об акции в ДОУ «Мы - россияне» В эти выходные дни вся наша страна отмечает День России. Чтобы донести до наших воспитанников.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Цель: обобщить представления о правилах дорожного движения.

Конспект НОД в старшей группе «Мое настроение» Задачи: • закрепить умение детей различать основные эмоции; • продолжать развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние с.

Конспект НОД «Мое село» в старшей группеКонспект НОД «Мое село» в старшей группе Конспект НОД в старшей группе Описание «Мое село» Виды д е т с к о й д е я т е л ь н о с т и : игровая, продуктивная, коммуникативная,.

Конспект ООД «Аппликация» в старшей группеКонспект ООД «Аппликация» в старшей группе Аппликация Старшая группа №2 «Клубничка» Воспитатель: Балкарова М. С. Тема недели: «Овощи» Тема ООД: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке».

Стенгазета «Мы — россияне». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Родная страна»Стенгазета «Мы — россияне». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Родная страна» Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы расширить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Мы — россияне» в старшей группе
Опубликовано: 28 августа 2022 в 17:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Мы — россияне» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем ксения давыдова (УИ 572925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД