Получи документы

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок»

Надежда Дернович
Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок»

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе

Автор: Дернович Надежда Ивановна, воспитатель МБДОУ «Д/С «Ромашка»

Тема: «Наш друг - домовенок»

Цель: создание условий для расширения математического кругозора, развития математических способностей посредством дидактических игр и занимательного материала.

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе „Наш друг — домовенок“» размещена в разделах

Задачи:

1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

2. Совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.

3. Совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры.

4. Создать условия для развития мелкой моторики

5. Совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.

6. Способствовать воспитанию самостоятельности, дружеских взаимоотношений.

Условия проведения: Данное мероприятие соответствует возрастным особенностям детей подготовительной группы. Особых условий для проведения занятия не требуется, вполне подойдёт групповая комната.

Предполагаемые методы и приемы: создание проблемных ситуаций, социо-игровой подход, игровые упражнения, упражнения на развитие смекалки, мелкой моторики,объяснение, беседа, инструкция, вопросы,показ,практика.

Оборудование: карточки с цифрами, сыпучие изделия (рис, 2 миски, стаканы, линейка, ложечки разного размера, веревочка, ленты (на каждого ребенка, простой карандаш, условная мерка (на каждого ребенка, игрушка (или рисунок) домовенка, «пирожки»-геометрическая фигура круг.

Методические советы на подготовительный период : с детьми решаются задачи на развитие логического мышления, отгадываются загадки, проводится работа в парах, решаются проблемные ситуации, выполняются упражнения на закрепление состава числа в пределах 10.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель:

Доброе утро ребята!

Слушайте внимательно!

Вы к занятию готовы?

Здравствуй математика!

Сообщение цели и задачи на занятие

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила посылку, которая адресована вам. Хотите узнать, что в ней? Как это сделать?

Ответы детей - открыть посылку. (В посылке лежат открытки с заданиями и письмо).

Проблема: Посылка без подписи и обратного адреса.

Воспитатель:

Как же нам узнать, от кого она? (ответы детей).

Воспитатель находит открытку с загадкой и запиской: «Разгадаете загадку и узнаете, кто я.»

Воспитатель читает загадку:

Он живет под печкой,

В ночь выходит на крылечко,

Днем он мелкий как букашка,

А вообще, очаровашка.

Носит круглые очки,

Вяжет теплые носки,

За печной живет трубой,

Добродушный он такой (кто же это).

Дети: Домовенок. Домовой.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте ребята, я уже был у вас в гостях, и мы с вами познакомились, я узнал какие вы воспитанные, вежливые, аккуратные, трудолюбивые дети. А еще я узнал, что вы очень любите математику и оказалось, что это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их?».

Воспитатель: Ребята, я думаю, вы поможете домовенку решить эти задания.

Дети: Да. (См. приложение №1)

I Часть. Игровое упражнение «Назови число» Дети стоят в кругу

«Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать

1, 2, 3 начинаешь - ты».

. назови число, которое больше 4, но меньше 6;

- назови число, которое больше 5, но меньше 7;

- назови числа, стоящие в ряду справа от 5;

- назови соседей числа 4, числа 6, числа 8;

- назови число, которое стоит перед числом 6;

- назови число, которое следует за числом 8;

- если дорога шире тропинки, то тропинка (уже) дороги;

- если линейка длиннее карандаша то карандаш (короче) линейки;

- если верёвка толще нитки, то нитка (тоньше) верёвки.

II Часть. Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»

(дети проходят и садятся за столы, им раздаются карточки с цифрами).

Воспитатель читает первое стихотворение:

Загорелся кошкин дом:

Пламя. Искры. Дым столбом.

-Мяу, Мяу – из окошка.

- Помогите, - просит кошка.

Позвонить при виде

Дыма «01» необходимо.

Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Если вы в беду попали,

Телефон «02» набрали.

К вам полиция приедет,

Всем поможет, всех спасет.

Дети выкладывают номер телефона полиции.

Воспитатель читает следующее стихотворение:

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь.

Если что-нибудь случится,

Помощь скорая примчится.

Дети показывают номер телефона скорой помощи (См. приложение №2).

Игровое упражнение «Разложи правильно»

Воспитатель говорит детям: «Домовенок прислал 10 пирожков (круги) и предлагает их разложить на 2 тарелочки». Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).

Социо-игровой подход: Работа в парах (найти половину геометрической фигуры) : один ребенок раскладывает «пирожки» -круги, другой- записывает результат на доске.

(См. приложение №3)

Динамическая пауза.

Воспитатель:

- Ребята, а как вы узнаете, кто из вас выше, кто ниже?

Ответы детей:

Встанем рядом, или спиной дуг к другу и определим, чья голова выше, а чья ниже.

(Воспитатель предлагает половине группы встать попарно, а другой половине детей сравнить пары. Затем поменяться).

III Часть. Измерение длины.

Игровое упражнение «Учимся измерять

Воспитатель:

у вас на столах лежат три цветные полоски, кто знает, как сравнить их по длине?

Ответы детей: надо приложить одну к другой.

- Можно ли приложить так? Воспитатель показывает неверное измерение. Дети должны это увидеть и исправить.

-Нет, надо приложить так, чтобы один конец у них совпадал.

Воспитатель предлагает детям сравнить полоски самостоятельно, затем спрашивает о результатах 2-3 детей, и есть ли другие варианты ответов.

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, в чем вы помогли домовенку? Научили его что делать? Ответы детей - сравнивать длину.

Измерение ленты, с помощью условной мерки.

Материалы: лента (60 см, мерка – полоска (20 см, счетные палочки.

На доске горизонтально прикреплена лента.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая лента на доске. Из нее мы сделаем бантики вот такой длины (показывает мерку).

Проблема: Интересно, сколько бантиков получится? Как узнать?

Ответы детей. Затем предлагается показать, как надо измерять (показ и объяснение).

Порядок измерения длины:

• начать измерять от самого края;

• отметить конец мерки;

• после того, как мерка уложится полностью, положить палочку (чтобы не запутаться);

• перенести мерку и продолжить измерение.

Проблема: Сколько бантиков получится? Как узнать?

Ответы детей - пересчитать палочки.

Проводя данный вид измерения, дети узнают, что такое мерка, а так же правила измерения.

Необходимо показать, что нарушение любого правила измерения (начали измерение не точно от края, мерку укладывали не по прямой линии и пр.) ведет к ошибочному результату.

(См. приложение №4)

Измерение сыпучих веществ.

На столе лежат 6 кубиков и банка с рисом.

Проблема:

-Как узнать, сколько здесь кубиков? Ответы детей – посчитать.

-Как узнать, сколько риса в банке? Ответы детей.

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго, а можно измерить крупу в банке.

-Чем можно измерить количество крупы?

На столе есть ложки (большая и маленькая, стакан (большой и маленький, линейка, шнурок

-Чем удобней измерить крупу? Ответы детей - стаканом или ложкой.

Воспитатель:

-То, чем мы что-то измеряем, называется условной мерой.

-Чем вы будете измерять крупу? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает о приемах измерения, обращая внимание на то, что крупу надо насыпать до краев стакана или ложки и пересыпать в миску, при этом кладется счетная палочка, чтобы не сбиться со счета. По окончании измерения дети считают палочки и называют количество.

Воспитатель уточняет: «Количество палочек и показывает, сколько стаканов или ложек крупы в банке, чем меньше мерка, тем больше ее нужно.

(См. приложения №5 и №6)

Физкультминутка «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо (повороты вправо, влево,

Смотрит вверх (поднимают голову верх,

Смотрит вниз (опускают голову вниз,

Чуть присела на карниз (приседают,

А потом упала вниз (имитируют движение, как она упала).

Игровое упражнение «Поленья» (развитие смекалки и мелкой моторики).

Из 6 поленьев выложить домик. Из 5 поленьев выложить 2 треугольника

Из 7 поленьев выложить 2 квадрата. (См. приложение №7)

Игровая ситуация «Самый сообразительный»

Воспитатель читает задачи:

«Вот 8 зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку 2 бегут.

Так сколько же всего по дорожке лесной

Торопятся в школу зайчишек зимой»? (10)

«Вот медведица идет

Медвежат своих ведет.

Сколько здесь всего зверей,

Сосчитай-ка поскорей» (3)

«Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Ты их можешь сосчитать»? (4)

«Вот хромой идет жучок,

Он ранил ножку о сучок,

Прежде на своих шести,

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползет жучок?» (5)

Итог занятия

Воспитатель:

-Как вы думаете, мы помогли Домовенку справиться с его проблемой? Чему он может научиться у нас?

Ответы детей: считать, измерять длину и сыпучие материалы, знать состав числа 10, логически мыслить.

Появляется Домовенок :

-«Мне очень все понравилось. Вы меня научили многому. Я теперь знаю, как можно что-то измерить и посчитать. А еще я узнал, что вы не только хорошо воспитанные дети, но и настоящие умники-разумники. Спасибо вам».

Приложения:

Приложение №1

Приложение №2 Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5 Приложение №6

Приложение №7

Список литературы:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. 2014г.

Бочкарева. О. И. Математика. Занимательные материалы. Волгоград,2005.

Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. Игра-лочка-ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М. ,2014.

.

Петерсон Л. Г. ,Кочемасова Е. Е. Игралочка-ступенька к школе. (Части 3и4,

Ювента,2014.

Петерсон. Л. Г. ,ХолинаН. П. Раз-ступенька. Два-ступенька. Ювента. 2013.

Гаврина С. Е. ,Кутявина Н. Л. Тренажер математический. М. 2013.

Колесникова Е. В. Математические ступеньки. Сфера. 2011.

Помораева И. А. ,Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. М. 2014.

Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Заботы». Конспект НОД в ОО «Познание» с использованием технологии ТРИЗ-ртв Цель. Активизировать мышление детей для решения предлагаемых проблем, используя ранее приобретённые знания навыки и умения. Образовательные.

Конспект НОД по ФЭМП «Знакомство с понятием «куб» с применением ТРИЗ технологии» Конспект непосредственной образовательной деятельности во II младшей группе. Образовательная область: Познание. Формирование элементарных.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область.

Конспект НОД в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Солнышко и дождик» Подготовила и провела Воробьева Марина Валерьевна Москва Цель: выполнять пальчиковые упражнения по подражанию, играть вместе со сверстниками.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологии ТРИЗ на тему «Транспорт» Цель: Освоение способов познавательной деятельности. Задачи: - Расширить знания детей о видах транспорта. - Активизировать словарь: транспорт.

Конспект занятия по рисованию с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе. «Кисть рябинки, гроздь калинки». Задачи: Образовательные: • Продолжать учить детей рисовать, кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору, а листок.

Математика в старшей группе «Пространственные отношения» с использованием технологии ТРИЗ Цель: Формирование у детей навыков ориентировки в пространстве. Задачи: Совершенствовать умение работать с картой. Закрепить знания признака.

«Транспорт». Конспект ОД с использованием технологии ОТСМ –Триз-ртв (подготовительная группа) Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость» Конспект по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Лунный гость» Цель: обогащать круг представлений у детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг — домовенок»
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 04:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД