Получи документы

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе «Сказка в живописи»

Эльвира Сайфутдинова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе «Сказка в живописи»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(рисование)

в подготовительной группе

Тема: «Сказка в живописи» (В. Васнецов)

Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе „Сказка в живописи“» размещена в разделах

Цель: познакомить с творчеством В. Васнецова на примере картин «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Воспитывать стойкую потребность внимательно слушать, уметь задать вопрос, строить свои высказывания (кратко или распространенно, ориентируясь на цель общения.

Материал и оборудование: раскраски, краски, карандаши, восковые мелки, стаканы с водой, салфетки, кисти.

Зрительный ряд: репродукции картин «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри», сундучок с предметами (топор, стрела, яйцо, кокошник, перо, лукошко, клубок, 3 шлема. Портрет В. Васнецова.

Литературный ряд: Надежда Веселовская «Земля чуть видимо курится.»

Музыкальный ряд: сказочная музыка, “Богатырская симфония” А. П. Бородина.

Предварительная работа: чтение сказок «Жар – птица», «Иван-царевич и серый волк», былины «Илья Муромец и соловей разбойник», рассматривание иллюстраций.

Ход:

Включена сказочная музыка

-Ребята, посмотрите, в нашем зале стоит необыкновенный предмет –сундучок. Интересно, как он попал сюда? Давайте, посмотрим, что там? (открывает).

-Тут какие-то странные предметы. Посмотрите и назовите их (топор, стрела, яйцо, кокошник, перо, лукошко, клубок). Что это? Откуда это предметы? Правильно из сказок. Из каких сказок, назовите (топор – «Каша из топора», стрела – «Царевна – лягушка», яйцо – «Кощей бессмертный», кокошник – Василиса Прекрасная», лукошко- «три медведя»).

- Ребята, я вижу, вы любите сказки и хорошо их знаете. Но не только дети любят сказки, их любят даже взрослые. Одним из них является художник Виктор Васнецов (показ портрета). Он нарисовал немало картин по мотивам сказок и былин. Он родился в семье священника. Его детство прошло в селе, окруженном могучими дубами и стройными соснами, среди простых людей. Он любил слушать их песни и сказки, уже тогда Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Одну из них мы сегодня рассмотрим, а ее тайну нам поможет разгадать музыка.

Звучит фрагмент “Богатырской симфонии” А. П. Бородина.

- О каком настроении картины, нам подсказала эта музыка? (О тревожном, страшном, мрачном).

- А теперь давайте посмотрим, правильно мы разгадали тайну?

Перед детьми предстает иллюстрация картины “Иван-царевич на Сером волке”.

-Картина называется “Иван-царевич на Сером волке”. А сюжет подсказан народной сказкой “О жар птице”, приносящей людям счастье. Давайте представим, что мы идем по лесу, и чем дальше, тем темнее становится в нем. пробираться между деревьями становится все труднее и труднее, сучья цепляют нашу одежду и не дают идти вперед. И вот мы оказались в самой глухой чаще, в непроходимом дремучем лесу. Каким мы видим лес на этой картине? (Лес страшный, мрачный, дремучий, непроходимый).

-Почему вы считаете, что лес непроходимый? (деревья словно сомкнулись, сучья цепляют одежду героев).

- Посмотрите, какие деревья? На кого похожи? (Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями, словно столетние старики, обросли седым мхом и лишайниками).

- Давайте посмотрим, что под ногами? (Я вижу болотную топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой травой осокой, как серый волк с ходу его перепрыгивает).

-Что слышите? Какие запахи чувствуете? Вам нравится находиться в этом лесу? Какое настроение вызывает лес? Что необычного есть в этом лесу? (распустились цветы).

- Давайте посмотрим на верхнюю часть картины. Как здесь художник подчеркивает о общее настроение картины? (Здесь еще более жутко. Кажется, страшно гудит ветер. Тут такая глушь, что не услышишь пение птиц).

-Посмотрите, тут только одни краснобровые тетерева сидят на ветке старого замшелого дерева и никто не заглядывает в эту глушь. Но, а это что? (просвет показать рукой) (Свет).

-Да это вечерняя заря, она тускло освещает дальние деревья и вселяет надежду на лучший исход. И вдруг перед нами деревья как-будто расступились, и кого художник изобразил в центре картины?

- Давайте посмотрим на серого волка. Какой он? (Волк большой, мощный. У него широкая грудь, жесткая серебристая шерсть, пасть раскрыта, язык высунут, уши пригнуты к короткой шее).

- Как движется волк? (быстро, как ветер, стремглав, как стрела).

- Быстро, он высунул язык, запыхался.

- А еще, какими средствами художник нам это показывает? (Волк несется так быстро, что меч Ивана-царевича далеко откинулся назад и ударяется о стволы деревьев).

Давайте рассмотрим следующего героя картины – Ивана-царевича. Что можно сказать о его характере? Какой он? (Храбрый, смелый, сметливый, благородный, встревоженный, с добрым отзывчивым сердцем).

-Посмотрите на лицо Ивана-царевича. Что оно выражает? Чем он встревожен?

- Расскажите об одежде Ивана-царевича.

- Одет Иван-царевич в полукафтан из узорчатой ткани с золотыми нитями, на руках узорные перчатки, на голове – шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут царевич в красные сапожки.

- А как в сказке называют сапожки царевича?

- Сафьяновые сапожки. Такую обувь носили только богатые люди из царского рода.

- Давайте рассмотрим царевну Елену Прекрасную. Какая она? Что можно сказать о ее характере?

- Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою голову на плечо Ивана-царевича. Она очень молодая, неопытная, беспомощная. Вся ее поза выражает покорность и тревогу.

- Расскажите, как одета Елена Прекрасная?

- У Елены светло-голубое длинное платье с золотыми широкими каймами по рукавам и подолу. Шапочка украшена драгоценными камнями: голубой бирюзой, красным рубином, желтым янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса: сапожки расписаны орнаментом из полевых цветов.

- Их богатые по-царски нарядные, пышные одежды хорошо выделяются на фоне таинственного, мрачного, черного леса. Какое настроение возникает, когда смотришь на это произведение? (Мрачное, тревожное).

-Отчего возникает состояние тревоги?

- Тревожно изображены позы и лица героев. Написана картина темными красками.

-Как лес помогает героям? (он расступается перед ними, чтобы волк смог промчаться, а затем снова смыкается).

- А надежда есть, что темные силы будут побеждены, что царевна с царевичем будут счастливы?

- Да. Нам даже художник подсказывает, что добро победит зло. Не зря на фоне этого мрачного темного леса расцвел куст нежно-розовыми цветами. Да и на небе вечерняя заря тоже об этом говорит.

- А как бы вы помогли героям? в кого бы превратили Ивана – царевича и Елену Прекрасную?

- Глядя на эту картину, хочется сказать : “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”. И это не последняя картина Виктора Михайловича Васнецова, с которой мы познакомились

- А теперь посмотрите на другую картину Виктора Васнецова. Более 17 лет трудился художник над ней

-Кто здесь изображен? Картина так и называется «Богатыри».

- Кто такие богатыри? (люди, которые защищали свою страну от врагов). Русские воины – богатыри, служившие в стародавние времена русскому князю. русский богатырь – это обязательно человек православный, имеющий живую веру в Бога. Это человек, который родился в России и любит Родину, как мать. Богатырь и благочестив, и очень силен. Он мужественный, храбрый, но и благоразумный, осторожный. Богатырь не только сильный, но непременно – добрый, милосердный, он защитник всех слабых. Русские богатыри защищали вдов, сирот и стариков. Богатыри всегда готовы скоро прийти на помощь тем, кто просит о помощи.

-Как звали богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

-Каким изображен Илья Муромец? Во что он одет? что держит в руках? какой под ним конь?

-Илья Муромец – крестьянский сын. Он центральный персонаж в картине. И не потому выделяется Илья Муромец среди других богатырей, что был сильнее их, а потому, что у Ильи Муромца только одна единственная забота – народу послужить! А народ всегда хочет мирной жизни и добрых дел.

-Опишите Добрыню Никитича. Как он одет, что держит в руках? Какой под ним конь? Какой он по характеру?

-А каким изображен Алеша Попович?

-В центре - картины Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - он добрый, великодушный. Богатырь справа, самый младший, - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. По правую руку Ильи на гнедом коне – Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают благородство Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Добрыня Никитич, сильный и грозный. Стоя на холме, охраняя границу земли Русской, богатыри на картине В. М. Васнецова наделены неисчерпаемой силой, уверенностью, надежностью. Несмотря на общие черты, образы богатырей различны. Картина В. М. Васнецова «Богатыри» воплощает величие и непреодолимую силу русских богатырей, всегда готовых защищать свою землю и свой народ от беды.

Земля чуть видимо курится,

Восходит первая заря.

Остановились на границе

Три всадника-богатыря.

Среди степи застыли кони.

Благие русские края!

А наших дней из-под ладони

Не видно ль, Муромец Илья?

(Надежда Веселовская)

-Ребята, а вы бы хотели быть похожими на богатырей с картины? Вы внимательно ее рассмотрели? Мы сейчас поиграем в игру «Ожившая картина». Я предлагаю вам превратиться в богатырей с картины Васнецова. Для этого оденьте шлем, сядьте на коня и займите то положение, которое соответствует изображаемому богатырю на картине (дети оживляют картину).

-А сейчас мы с вами раскрасим раскраски к сказке «Иван-царевич и серый волк».

Дети садятся за столы и раскрашивают раскраски. В конце деятельности оформляется выставка рисунков.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в первой младшей группе «Снегопад» .

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Рисование с натуры «Портрет мишки» Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: Рисование с натуры «Портрет мишки». Цель: Продолжать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Ежата». Рисование оттиском Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Ручной труд. Старший дошкольный возраст. «Ежата». Программное содержание: продолжать.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию: рисование «23 Февраля» (средняя группа) Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: рисование «23 ФЕВРАЛЯ» с детьми средней группы.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Золотая осень» Цели: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени. Закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе.Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе. Цель: познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Задачи: учить рисовать сирень с помощью мятой бумаги, правильно располагая рисунок.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Рисование «Витамины на подоконнике. Лучок» Программные задачи: 1. Учить детей рисовать лучок с натуры. 2. Формировать интерес к здоровому образу жизни. 3. Развивать чувство формы.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе Тема: «Зимняя сказка» Цель: Закрепить у детей умение рисовать пейзажи, используя различные художественные материалы. Задачи: • Развивать эстетическое восприятие.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Рисование в технике «граттаж» на тему «Космос» Цель: уточнить представления детей о космосе и космических объектах, познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании,.

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе (на март)Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе (на март) Перспективное планирование на март по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе на март. Понедельник 6.03.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе «Сказка в живописи»
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 18:32
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД